Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 28 февраля 2023 года № 08 (432) ХРАНИТЕЛИ РУСИ 19 иконы земная — Процесс написания из чего он состоит? — Всё начинается с молитвы, пото ­ му что мастер должен сосредоточиться и сначала исправить собственный образ, а потом приступать к образу святого, Бо ­ городицы или Христа. Затем берётся до ­ ска — подойдёт не любая, а специально предназначенная для иконописи. Икона изображает вечный мир, поэтому её осно ­ ва должна быть долговечной. В основании иконописного изображения лежит левкас — это несколько слоёв раствора мела, ко ­ торый потом застывает и становится по ­ хож как бы на стену храма. Ведь приход иконы в дом — это всё равно что приход человека в храм. Точнее, даже наоборот, сам Бог через Свой образ или угодник Бо ­ ПРИХОД ИКОНЫ В ДОМ — ЭТО ВСЁ РАВНО ЧТО ПРИХОД ЧЕЛОВЕКА В ХРАМ. ТОЧНЕЕ, ДАЖЕ НАОБОРОТ, САМ БОГ ЧЕРЕЗ СВОЙ ОБРАЗ ИЛИ УГОДНИК БОЖИЙ ПРИХОДЯТ К ЧЕЛОВЕКУ жий приходят к человеку. Иногда на ико ­ не изображают не одного святого. Заказы ­ вают часто семейные иконы со святыми, в честь которых названы члены семьи. Есть свои правила их расположения: муче ­ ники по краям, например, а преподобные в центре. Кроме того, в иконописном — Были случаи, когда заказывали написать икону неизвестного святого и вам приходилось самой создавать образ, зная только имя этого святого, его внешнее описание или житие? — Был один случай, но вообще я стараюсь такого избегать: это же надо каноне принята особая цветовая изобразить святого, и как это сделать симво.;1ика. Фон классической иконы — золотой, но это не то.;1ько цвет, но и свет. Он обозначает сия ­ , ние Божественной мавы, в котором пребывают святые, мир духа. Не с.;1учайно золотятся нимбы святых, золотое сияние во ­ круг фигуры Христа. И.;1 и , к примеру, осо ­ бое место в иконописи уделяется красному и синему цветам. Ими пишут одежды Христа и Богородицы. Красный симво- лизирует земное, кровь, мученичество, но это и царский цвет. Синий — небесное, божественное начало. Эти два цвета часто соединяются в иконе. Обычно у Христа хитон красного цвета, а поверх него си ­ ний гиматий, то есть в Нём соединены две природы: божественная и человеческая. Казалось бы, цвета одежд Богоматери те же — красный и синий, но расположены они в другом порядке: одеяние синего цвета прикрывает сверху красный плат. То есть Христос изначально Бог, став ­ ший Человеком, а Богородица женщина, родившая Бога. Когда же об ­ раз готов, то его освящают в храме. У нас есть и такие работы, которые в храме так и остались. Например, сейчас работаю над иконой иконостаса для сельского храма. — придумать его себе? Однажды меня попросили написать икону Иоанна Сезёновского, святого, который входит в сонм святых земли Липецкой. Но тогда ещё не было вообще нигде его иконопис ­ ного изображения, зато имелось описа ­ ние, вот по нему я и пыталась создать образ. Было сказано, что святой имел не ­ большую бороду. А потом, спустя годы, я увидела икону Иоанна Сезёновского, ведь его же знали при жизни, — и ока ­ зывается, он был без бороды. Тогда я по ­ думала, что лучше бы заказчик мой по ­ временил с заказом. Тем более что икона стала в итоге подарком приезжавшей к нам в область Елене Камбуровой. — Мне кажется, всё получилось, как должно было получиться. Считается же, что нет такого святого, который не побывал бы на росписи храма. А значит, и при написании икон. Мо ­ жет быть, то, о чём вы говорите, сле ­ дует просто считать своеобразным и неизбежным искушением иконо ­ писца. Существует такой духовный закон: рядом со святым всегда воз ­ никает противоборник. Случались ли ещё какие-то затруднения, мешаю ­ щие делу? — В основном это связано со време ­ нем. Например, икону нужно было сдать к сроку, но тут вдруг свет отключили, да ещё на пять дней. А лишь при днев ­ ном свете, без подсветки, невозможно работать. Это была именная икона, лет 12 назад случилось такое искушение. А так часто бывает, что нет дел текущих, а как нужно написать икону, так сразу они наваливаются ниоткуда и давят на плечи тяжестью египетской пирамиды, не дают работать. — Где можно увидеть ваши работы? — Когда только начинали работать, в Москве проходили вернисажи, на ко ­ торых можно было приобретать иконы. Там было немного моего, и в основном на шкатулках, — тогда людей только потянуло к иконе. В селе Богородицком Липецкой области мы закончили иконо ­ стас: один ряд мамин, второй — мой, над третьим — работали другие художники. В основном же иконы мне заказывают для домашних иконостасов. Когда рабо ­ тала в епархиальном центре «Возрожде ­ ние», писала для центра. Думаю, что в липецких храмах есть мои работы, я не всё отслеживала. — В «Киево-Печерском патерике» есть повествование о старце Алипии — родоначальнике русской иконопи ­ си. Он считал даже сам иконописный материал (кисти, краски) целебным и лечил больных кистью, которой писал. В этом предании проявляется идея воздействия искусства на чело ­ века. Вас как-то изменило то, чем вы занимаетесь? — Да, могу сказать, что была несколь ­ ко другим человеком до того, как стала заниматься иконописью и одновременно пришла в храм. Раньше не задумывалась ни над чем особо. Икона прибавляет по ­ нимание жизни, побуждает более тонко относиться к тому, что есть и в нас, и во ­ вне. И современная икона имеет такое же значение, как и в древности. Есть такое выражение: иконопись — это Библия для неграмотных. Так было раньше, когда простые люди не умели читать, поэтому слово Божье было для них недоступно, но они приходили в храм, видели святых с икон и фресок, знали их и таким обра ­ зом приобщались к Богу, становились лучше, чище, настраивались на молитву. То есть Бог приходит к человеку через доступные для нас формы, пути. Если Го ­ сподь привёл к такому делу, значит, это нужно принимать и нести. Беседовала Светлана Чеботарёва Фото: Оксана Макарова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz