Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

18 ХРАНИТЕЛИ РУСИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №08 (432) 28 февраля 2023 года ЧТОБЫ ДУХ РУКОЮ ВОДИЛ О создании и понимании иконы — из мастерской липецкого иконописца И рина Кривонос с детства знала, что станет художником или биологом: в обоих случаях надо уметь дохо ­ дить до самой сути. Она стала церковным художником. Мы сидим в обычной липец ­ кой квартире и одновременно её мастер ­ ской и говорим о произведениях искусства и свидетельствах веры, прошедших в сво ­ ей традиции через века и не утративших ни толики значимости для православной церкви и человеческой души. Смотрим на иконы. А святые с них — на нас. — Ирина Олеговна, вы ведь начинали не с иконы, а работали в жанре лако ­ вой миниатюры. Как произошло ваше обращение к иконописи? — У меня с самого детства была склон ­ ность к рисованию. Возможно, среда по ­ влияла: мама — художник лаковой ми ­ ниатюры, сейчас тоже иконописец. Отец не имел художественного образования, но всегда интересовался искусством. Мне, сколько себя помню, всегда хотелось не просто рисовать, а рисовать хорошо. Поэ ­ тому меня отдали в художественную шко ­ лу, где я многому научилась, там учили академическим вещам: живописи, рисун ­ ку, композиции, преподавали скульпту ­ ру и историю искусств. И случилось так, хотя вряд ли это случайность: момент окончания мной «художки» совпал с тем, что мама стала расписывать деревянные шкатулки. — В стиле Палеха? — Да, Палех от иконописи и пошёл. Изначально палехская роспись была ико ­ нописной, поэтому в советское время, после революции, такую сюжетность за ­ претили. Художники Палеха переориен ­ тировались на народный фольклор, но все принципы иконописи сохранили. Я тоже начала расписывать маленькие шкатул ­ ки, совмещая палехский с федоскинским натуралистическим стилем, свои сюжеты придумывала. А потом маме кто-то зака ­ зал написать икону. Она взялась за работу — и как-то у нее всё пошло. Мама попала на приём к владыке Никону, и он её бла ­ гословил писать иконы. Уже когда стала писать и общаться с владыкой, показала мои работы. К тому времени мне было лет 15, я рисовала на тарелках каких-то кошечек с котятами. Владыка посмо ­ трел, потом спросил у меня: «А ты иконы не пробовала писать?» Я уже понимала, что икона — это серьёзно и ответствен ­ но. Чувствовала зрительно, что могла бы писать иконы, но понимала, что даются они как-то по-другому. Поэтому стала сначала учиться тонкостям Палеха. Это ­ му обучали в школе на Соколе, больше не учили нигде, кроме семинарий, которых СОЗДАВАЯ ОБРАЗ, ХУДОЖНИК ВЫРАЖАЕТ НЕ СЕБЯ, А ОТДАЁТСЯ В РУКИ БОГА, ЧТОБЫ ОН ЧЕРЕЗ РУКИ ИКОНОПИСЦА ПЕРЕДАЛ СВОЙ ЗАМЫСЕЛ было тогда всего две в стране: московская и петербургская. Поначалу было страш ­ но настолько, что боялась прикасаться к иконе кистью, потому что при отсут ­ ствии понимания специфики иконо ­ писи можно внести что-то своё в лики, а это нехорошо. Даже так: ничего своего привносить нельзя. Иконописец не дол ­ жен менять каноны, потому что иконы — это лицевые иконописные подлинники. И, создавая образ, художник здесь вы ­ ражает не себя, а отдаётся в руки Бога, чтобы Он через руки иконописца передал свой замысел. — Есть такое выражение: чтобы Дух рукою водил. Тем не менее, как мне кажется, в иконописи уместно некое сотворчество. У каждого иконописца должен быть и свой почерк. — Я ориентируюсь на классическое письмо, выбираю такие образцы, чтобы была тонкая работа, многослойная, но и сама что-то совмещаю, стараюсь услож ­ нять: где-то лик понравился, где-то дра ­ пировка, оформление, сочетание цветов. Так, опираясь на материал, мы создаём иконографию. Но ломать канон, самовы ­ ражаясь, и самим преобразовывать уже преображённый мир вечности, повто ­ рюсь, нельзя. Неслучайно иконы никогда не подписываются автором. — Как художник «входит» в икону? Когда возникает понимание, что пе ­ ред тобой что-то такое, что соединяет два мира, а не просто доска, покрытая красками? — Я бы сказала, что нужна насмотрен- ность. Это приходит не сразу, постепенно, и может длиться всю жизнь. Например, я долго смотрела на иконы Андрея Рублёва и ничего не понимала. Думала, ну что он внёс? Это же сплошная Византия. И здесь важно не стоять, обхватив себя за локти, — это хорошо для фотографии, но не для жизни. А смотреть просто, как бы отпу ­ ская себя, не думать вообще о себе. Икону нельзя растолковать словами. Нужна на- смотренность. И потом вдруг наступает какой-то момент, как пазлы складывают ­ ся. Раз — и что-то понял. Это как вспыш ­ ка. Как будто Бог сам говорит: «Ну что, понял?» — «Да». — «Ну, иди, работай». h I < т --- f'W Btt»- H- fe : j * • ‘ 'чГ ’ Ч ^< ’ 1. » . II - iS Iv-. •f ij t '9, / 07 :r J / ■fc\L / it ■ " 30' fl iS® pwi*vr'ra?7-^-='*»* I r*** \ V t .■.I i-L, Я Ч--' '*««8 K^2 ' г ьЖХ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz