Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 28 февраля 2023 года № 08 (432) ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВТОГРАФ 11 Аркадий Польшин: Мы, рус В конце 2022 года в свет вышел поэтический сбор ­ ник Аркадия Польшина «Граница». В него вошли семь поэм автора, четыре антифашистские статьи и стихотворения разных лет, по которым можно просле ­ дить, как менялся сам автор и его поэтический почерк. Подборку стихов из этого сборника и другие произведе ­ ния Аркадия Олеговича можно прочитать на стр. 12-13. Польшин — нестандартный поэт, он начал писать в 30 лет, уже сложившимся взрослым человеком. Может, поэтому главными темами в его творчестве стали раз ­ мышления о России, её прошлом и будущем, разговор о человеке труда и его месте в этой жизни. И хотя сам Аркадий Олегович говорит, что поднимает разные темы, во всех его стихах прослеживается тревога за будущее России, пишет ли он о мужичке, который мается в го ­ роде, покинув свою деревню, или о героях СВО, которые сегодня бьются за это будущее. «Мы, русские, постоянно живём на границе. Вся история нашей страны — это гра ­ ница: битва за право быть Россией» обозначает главную тему своего сборника «Граница». О том, как создавался сборник, трудно ли в России быть поэтом и какую внутреннюю границу сейчас преодоле ­ вает автор, в интервью «Первому номеру». так образно автор — Аркадий Олегович, по поэтическим меркам вы начали писать довольно-таки поздно — в 30 лет. Тем самым разбиваете стереотипы о поэтах, ведь многие начинают сочинять стихи ещё со школьной скамьи. Что стало толчком для творчества? — Да, в школе ничего не писал. Но у нас дома была хорошая библиотека — в 1960-1970-е все читали. К тому же литературу в школе очень хорошо преподавали. Я много поэтов знал. Мои любимые авторы с детства — Есенин и Маяковский. И когда в 1990-е страну закрути ­ ло, появились разные мысли по поводу происходящего, захотелось их высказать. Эти годы стали возвращением истории России, возвращением религии в жизнь рос ­ сиян. Я начал ходить в церковь. Именно тогда написал свои ключевые стихотворения — родился как поэт. на г анице ДОСЬЕ ВСЕ ПОЭМЫ — ЭТО ГРАНИЦЫ. ГРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ И СУДЬБЫ. КАК «КУЛИКОВО ПОЛЕ» — ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, БИТВА ЗА РУСЬ — Кто был вашим кумиром в то время? На кого из современных поэтов ориентируетесь сейчас? — Поэтов такого уровня, как Маяковский и Есенин, сейчас нет. Мы только стремимся к их творчеству. Они были моими учителями. Сергей Порфирьевич Панюш ­ кин — сильный русский поэт, но до конца не понятый и не изученный современниками. Панюшкин, Шаль- нев и Шахов в начале 1990-х собрали нас — Рязанцева, Тамбовскую, Петрова и других — в Союз писателей Рос ­ сии. Тогда как раз распался Союз писателей СССР. Они не учили нас писать, не делали замечаний, хотя можно было, они нас не ломали. И из нас получились самобыт ­ ные писатели, у каждого своё лицо, свой стиль. Сейчас Ведь что такое поэма же создано много клубов, где учитель объявляет себя гуру и насаждает свой стиль и свои мысли, а это очень плохо. Потом почитаешь их — все как под одну гребёнку. любого государства. Хочу посоветовать молодёжи: слушать надо, но нужно и уметь отделять своё от чужого. Если человек хочет на ­ учиться выражать себя, не нужно ходить в такие клубы, нужно просто много читать и писать. Ведь главное в по ­ эзии — это звенит или не звенит твоё слово. Аркадий Олегович Польшин. Член Союза писателей России. Действительный член Академии литературной документалистики, член Союза писателей Липецка. Родился 9 июля 1962 года в Лебедяни. Окончил Лебедянский торговый техникум. Работал в торговле, на заводе, занимался бизнесом. Впервые стихи опубликованы в 1991 году в газете «Литературная Россия». Первая книга «Где-то там, за грозой» издана в 1994 году. На сегодняшний день у автора вышло в свет пять сборников стихов и поэм. — В сборнике представлено много пограничных тем. Все поэмы, которые в него входят, — это границы. Грани ­ цы нашей истории и судьбы, как «Куликово поле» — исто ­ рическая граница российской государственности, битва за Русь. И таких границ в нашей истории много. Мы, рус ­ ские, живём на границе, и эти границы проходят через нас. У меня отец — пограничник, поэтому тема охраны рубежей тоже есть в сборнике. И книга эта сама по себе тоже граница, определённая черта в моей жизни и судьбе. это и есть сгустки судьбы всей страны. Я много пишу о рабочем классе. Ведь рабочий класс и трудовое крестьянство — это основа всего, основа — И что это за граница для вас? Что вы считаете для себе главным в литературе? — У меня семь книг: пять издал, ещё две готовы к изда ­ нию. Я всё сказал, что хотел. Смысл моих стихов — правда и слово. Я ни разу не покривил душой. Теперь хочу попробо ­ вать себя в малой прозе. Куликово поле — На мой взгляд, Россия рождается заново на фрон ­ тах СВО. Это одна из тех границ, о которых вы гово ­ рите. Насколько современные поэты должны откли ­ каться на это? — СВО или, прямо сказать, война, столкновение России и Западного мира — сейчас наиболее острая тема. Раскол славян произошёл неслучайно, на Западе над этим долго — И у кого оно звенит? — Из современных поэтов хочу выделить Якова На ­ умовича Шафрана, это тульский поэт. Из прозаиков — своего земляка, лебедянца, писателя-историка Бориса Николаевича Григорьева. — Почему превалирующей в вашем творчестве является гражданская лирика? — Наверное, воспитание такое. Хочется взглянуть в глубь веков, посмотреть через настоящее на будущее, и всё это увязать воедино — Вы часто обращаетесь к давней истории России. Ваши поэмы «Воля», «Куликово поле» — это почти тысяча лет назад. Что стремитесь там рассмотреть? это битва за веру и существова ­ ние русского государства. Именно оттуда, с того поля, и пошла российская государственность. У меня, когда работали. Упустили мы на Украине славянскую душу. Они создавал «Куликово поле», было ощущение, что пишу про свою жизнь. Там всё моё. Перед этим мне сон при ­ снился: стою, идёт толпа народа, несут носилки, на ко ­ торых сидит женщина в золотом одеянии. И эта жен ­ щина что-то говорит мне. Жена потом объяснила, что я видел образ Богородицы Умиление. Я думаю, что этот сон неслучаен. Это был знак. же в большинстве своём наши люди, но находятся под страшным духовным гнётом, ведь там сейчас настоящий фашизм. У меня есть серия стихотворений про Донбасс, потому что это наша всеобщая боль. Я хотел бы об этом и в прозе написать. Но, чтобы написать, надо там быть, туда ехать — и рассказать, как там всё на самом деле, прочувство ­ вать это противостояние. — «Граница» — название у сборника многозначное. уловить сгустки судьбы. Почему всё-таки граница? Граница чего? Или чему? Беседовала Наталья Горяйнова Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz