Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 12 декабря 2023 года № 49 (473) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ 17 СКАЗКИ И КРАСКИ Лучшие выпускницы липецкого отделения ШМЖ прошли обучение в Москве и побывали в этноэкспедиции в Подмосковье Разворот подготовлен выпускниками липецкого отделения Школы межэтнической журналистики по ЦФО в рамках совместного проекта сайта «Открытый Липецк», газеты «Первый номер» и Гильдии межэтнической журналистики. «Царицыны палаты» в Звенигородском государственном музее заповеднике ня «1 •ч ilii its аша экспедиция двигалась по самой настоящей Царской дороге (так до XX века называли Рублёво-Успен- Прим. ред.) из Москвы до Н ское шоссе. Звенигорода, в Саввино-Сторожевский мо настырь и государственный музей-заповед ник на его территории. Как у Пушкина Перед входом в последний так и хочет ­ ся сказать: «Дверь тихонько отворилась^». И мы очутились в светлой горнице. «Под святыми стол дубовый, печь с лежанкой из ­ разцовой, лавки, крытые ковром^» Всё как в волшебных сказках Пушкина! Какие же здесь когда-то жили люди? По заверениям нашего экскурсовода, «до ­ брые». И это не только об их личных каче ­ ствах, но и о кошельке. Зашли в горницу и будто попали в райский сад. Потолки рас ­ писаны травным орнаментом, а стены об ­ шиты тканью. И для красоты, и в практиче ­ ских целях — для тепла. У низких дверных проёмов тоже две функции: для лучшего сохранения температуры и напоминания гостям: зашёл в горницу — поклонись об ­ разам в красном углу. Так мы погрузились в быт наших предков XVII столетия. Федеральный модуль Всероссийского наставнического проекта «Школа межэтнической журналистики» проходил в Москве с 27 ноября по 4 декабря. Студент^! побывали в этноэкспедиции, посетив Звенигород и Федоскино. Участие приняли 65 ребят из 26 регионов России. нигорода отправились в подмосковное село Федоскино, которое славится своими шкатулками. Промысел был основан в 1795 году. Именно тогда московский купец Пётр Ко ­ робов организовал мастерскую, где снача ­ ла изготавливали лаковые козырьки для армейских головных уборов, а затем на ­ чали производить популярные среди ари- I стократов табакерки. Им на смену пришли I коробочки для женских вееров, перчаток, ■ бисерницы, сахарницы и чайницы. — — Сначала было копирование ино- 8 странных сюжетов: таверны, дамы, ге- д рои романтической прозы того времени, ■ и только после 1812 года стали появляться 1 русские сюжеты, — рассказал главный ху- 1 дожник фабрики миниатюрной живописи • Сергей Сидоров. ■ Так на федоскинских изделиях ожили f герои народных русских сказок, хороводы 1 и чаепития, появились портреты и архи- I тектурные пейзажи. Перламутр и сусальное золото Чем же отличается искусство мест ­ ных мастеров от других и что сделало федоскинскую живопись оригинальной? Работа проходит в несколько этапов. Ри ­ сунок украшается перламутром, который создаёт эффект свечения храма, короны царевны, неба или речки. Федоскинские художники используют сусальное золото (мелкие кусочки драгоценной фольги) для светотеневой моделировки, что соз ­ даёт максимально реалистичные и объ ­ ёмные образы. Мастера прорисовывают даже самые мелкие детали. Готовые изо- Пугающие пуговицы и чёрные зубы Увидели мы здесь и нарядные костю ­ мы русских боярынь. Тонкая вышивка с зо ­ лотыми нитями, сверкающие драгоценно ­ сти. Глаз от всех этих красот не оторвать! Боярские дочери занимались золот- ным шитьём. Тонкими драгоценными нитями девушки кропотливо расшивали одежду, головные уборы и иконы. Укра- Пройти между комнат внутри палат человеку i iiffi.: со средним ростом можно, только наклонившись шать наряды вышивкой — старинная сла ­ вянская традиция. Наши предки считали, что одежда — это оберег. Потому и первые пуговицы были такими тяжёлыми и массивными: верили, бражения покрывают лаком, долго про что они отпугивают злых духов. Не слу ­ чайно «пуговицы» — от глагола «пугать». Перебежит чёрная кошка дорогу человеку, а он смело пройдёт это «несчастное» место, зажав в руке пуговицу на одежде. Головные уборы боярынь тоже украша ­ ли со смыслом — от сглаза. Крепили серьги, привесы, драгоценные камни. Свои лица девушки защищали толстым «макияжным» «косметичке» были, к примеру, свёкла и зола. Удивительно для современного чело ­ века, но последней чернили^ зубы, чтобы невеста выглядела богаче. Если зубы плохи, значит, девушка питается хорошо. Здоровые брошки, представив себя в роли федоскин белые зубы считались признаком нищеты. сушивают без применения каких-либо технологий. Работа над одним изделием может длиться от пары месяцев до полу ­ года. — Это ремесло передаётся из поколе ­ ния в поколение. Сейчас здесь работают целые династии^ Искусство наше прони ­ зывает века, и те, кто сюда попадает, как я, например, очарованы промыслом навсег- слоем. В древнерусской да, — уверяет Сергей Сидоров. Сам себе художник Наша экскурсия по фабрике заверши ­ лась мастер-классом. Мы расписывали Ладонь Божья В помещении для трапез нас удивила практичная лавка. Спинка скамьи переки ­ дывается, чтобы люди могли садиться и ли ­ цом к столу, и спиной. Дело в том, что для наших предков на Руси стол был как ладонь Божья. И пищу даровал, и занимал почтен ­ ное место под иконами святых. — Женщина могла сесть за один тра ­ пезный стол с мужчинами только в двух случаях: на свадьбе и во время застолья по случаю именин, — удивила нас экскурсовод. Из козырьков в шкатулки Из века XVII мы переместились в эпо ­ ху чуть более близкую к нам — из Зве- ских художников. Старательно выводили тонкими кисточками красочные мазки на чёрном овале заготовки. Постепенно на каждой броши «распустились» цветы — разные оттенки синего, фиолетового, зелёного. Неумелые, местами выходящие за границы наброска мазки — всё это на ­ поминало детскую поделку. Не то, что у профессиональных федоскинских худож ­ ников! Какую всё-таки кропотливую и тон ­ кую работу они выполняют. Каждая вещь, созданная руками мастера, уникальна. Она содержит частицу его души, отражает стиль и подлинный талант. Это и делает каждое изделие по-настоящему живым. Текст: Анна Зайцева, Ксения Ермакова Фото: Елена Мамцева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz