Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 12 декабря 2023 года № 49 (473) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ 17 СКАЗКИ И КРАСКИ Лучшие выпускницы липецкого отделения ШМЖ прошли обучение в Москве и побывали в этноэкспедиции в Подмосковье Разворот подготовлен выпускниками липецкого отделения Школы межэтнической журналистики по ЦФО в рамках совместного проекта сайта «Открытый Липецк», газеты «Первый номер» и Гильдии межэтнической журналистики. «Царицыны палаты» в Звенигородском государственном музее заповеднике ня «1 •ч ilii its аша экспедиция двигалась по самой настоящей Царской дороге (так до XX века называли Рублёво-Успен- Прим. ред.) из Москвы до Н ское шоссе. Звенигорода, в Саввино-Сторожевский мо настырь и государственный музей-заповед ник на его территории. Как у Пушкина Перед входом в последний так и хочет ся сказать: «Дверь тихонько отворилась^». И мы очутились в светлой горнице. «Под святыми стол дубовый, печь с лежанкой из разцовой, лавки, крытые ковром^» Всё как в волшебных сказках Пушкина! Какие же здесь когда-то жили люди? По заверениям нашего экскурсовода, «до брые». И это не только об их личных каче ствах, но и о кошельке. Зашли в горницу и будто попали в райский сад. Потолки рас писаны травным орнаментом, а стены об шиты тканью. И для красоты, и в практиче ских целях — для тепла. У низких дверных проёмов тоже две функции: для лучшего сохранения температуры и напоминания гостям: зашёл в горницу — поклонись об разам в красном углу. Так мы погрузились в быт наших предков XVII столетия. Федеральный модуль Всероссийского наставнического проекта «Школа межэтнической журналистики» проходил в Москве с 27 ноября по 4 декабря. Студент^! побывали в этноэкспедиции, посетив Звенигород и Федоскино. Участие приняли 65 ребят из 26 регионов России. нигорода отправились в подмосковное село Федоскино, которое славится своими шкатулками. Промысел был основан в 1795 году. Именно тогда московский купец Пётр Ко робов организовал мастерскую, где снача ла изготавливали лаковые козырьки для армейских головных уборов, а затем на чали производить популярные среди ари- I стократов табакерки. Им на смену пришли I коробочки для женских вееров, перчаток, ■ бисерницы, сахарницы и чайницы. — — Сначала было копирование ино- 8 странных сюжетов: таверны, дамы, ге- д рои романтической прозы того времени, ■ и только после 1812 года стали появляться 1 русские сюжеты, — рассказал главный ху- 1 дожник фабрики миниатюрной живописи • Сергей Сидоров. ■ Так на федоскинских изделиях ожили f герои народных русских сказок, хороводы 1 и чаепития, появились портреты и архи- I тектурные пейзажи. Перламутр и сусальное золото Чем же отличается искусство мест ных мастеров от других и что сделало федоскинскую живопись оригинальной? Работа проходит в несколько этапов. Ри сунок украшается перламутром, который создаёт эффект свечения храма, короны царевны, неба или речки. Федоскинские художники используют сусальное золото (мелкие кусочки драгоценной фольги) для светотеневой моделировки, что соз даёт максимально реалистичные и объ ёмные образы. Мастера прорисовывают даже самые мелкие детали. Готовые изо- Пугающие пуговицы и чёрные зубы Увидели мы здесь и нарядные костю мы русских боярынь. Тонкая вышивка с зо лотыми нитями, сверкающие драгоценно сти. Глаз от всех этих красот не оторвать! Боярские дочери занимались золот- ным шитьём. Тонкими драгоценными нитями девушки кропотливо расшивали одежду, головные уборы и иконы. Укра- Пройти между комнат внутри палат человеку i iiffi.: со средним ростом можно, только наклонившись шать наряды вышивкой — старинная сла вянская традиция. Наши предки считали, что одежда — это оберег. Потому и первые пуговицы были такими тяжёлыми и массивными: верили, бражения покрывают лаком, долго про что они отпугивают злых духов. Не слу чайно «пуговицы» — от глагола «пугать». Перебежит чёрная кошка дорогу человеку, а он смело пройдёт это «несчастное» место, зажав в руке пуговицу на одежде. Головные уборы боярынь тоже украша ли со смыслом — от сглаза. Крепили серьги, привесы, драгоценные камни. Свои лица девушки защищали толстым «макияжным» «косметичке» были, к примеру, свёкла и зола. Удивительно для современного чело века, но последней чернили^ зубы, чтобы невеста выглядела богаче. Если зубы плохи, значит, девушка питается хорошо. Здоровые брошки, представив себя в роли федоскин белые зубы считались признаком нищеты. сушивают без применения каких-либо технологий. Работа над одним изделием может длиться от пары месяцев до полу года. — Это ремесло передаётся из поколе ния в поколение. Сейчас здесь работают целые династии^ Искусство наше прони зывает века, и те, кто сюда попадает, как я, например, очарованы промыслом навсег- слоем. В древнерусской да, — уверяет Сергей Сидоров. Сам себе художник Наша экскурсия по фабрике заверши лась мастер-классом. Мы расписывали Ладонь Божья В помещении для трапез нас удивила практичная лавка. Спинка скамьи переки дывается, чтобы люди могли садиться и ли цом к столу, и спиной. Дело в том, что для наших предков на Руси стол был как ладонь Божья. И пищу даровал, и занимал почтен ное место под иконами святых. — Женщина могла сесть за один тра пезный стол с мужчинами только в двух случаях: на свадьбе и во время застолья по случаю именин, — удивила нас экскурсовод. Из козырьков в шкатулки Из века XVII мы переместились в эпо ху чуть более близкую к нам — из Зве- ских художников. Старательно выводили тонкими кисточками красочные мазки на чёрном овале заготовки. Постепенно на каждой броши «распустились» цветы — разные оттенки синего, фиолетового, зелёного. Неумелые, местами выходящие за границы наброска мазки — всё это на поминало детскую поделку. Не то, что у профессиональных федоскинских худож ников! Какую всё-таки кропотливую и тон кую работу они выполняют. Каждая вещь, созданная руками мастера, уникальна. Она содержит частицу его души, отражает стиль и подлинный талант. Это и делает каждое изделие по-настоящему живым. Текст: Анна Зайцева, Ксения Ермакова Фото: Елена Мамцева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz