Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 12 декабря 2023 года № 49 (473) 70 ЛЕТ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 13 в Ельце сдали в эксплуатацию в 2008 году |ЦД| « В ЧЕКИСТСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НУЖДАЛИСЬ И ЛЮДИ, И ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД — НА НЁМ СОБИРАЛИ ЛЕГЕНДАРНЫЕ Т-34 » Женщин на службу тоже брали, но в основном на долж ­ ности машинисток, секретарей, делопроизводителей. В са ­ мой контрразведке их было мало. Для разведки женщины должны иметь выдающиеся способности: быть отчаянны ­ ми, смелыми, с высоким уровнем интеллекта. Внешне — симпатичными. И, как бы грустно ни звучало, без семьи, так как это главный рычаг возможного давления. Когда дорога нелегка^ Сведения о своих предшественниках Виктор Митрофа ­ нович помнит наизусть. Это и неудивительно: он собирал документы, архивные сведения о них, а впоследствии вме ­ сте с другими ветеранами ФСБ выпустил несколько книг. Кузубов показывает на одну из самых старых фотогра ­ фий. Это первые сотрудники елецкой ЧК. На них ещё нет специальной военной формы, лица напряжённые, будто не совсем понимающие, что им предстоит. И, если бы не транспарант с символичной надписью «Когда дорога не ­ легка, нужны крепкие колёса и хорошая чека», их можно было бы принять за простых работяг со станции. А со сним ­ ка, датированного 1929 годом, на меня смотрят уже совсем другие лица: уверенные, решительные. На каждом — фор ­ менная шинель и будёновка. — Один из ярких представителей того времени — пер ­ вый руководитель подразделения транспортной ЧК по станции Елец Сергей Львов, — рассказывает Виктор Ми ­ трофанович. — Это был бесшабашный человек (в хорошем Ельца легла, по сути, на его плечи. смысле слова), энергичный, волевой. Львов решал задачи в На одном из документов музея раньше был период нашествия Мамонтова на Елец — в августе 1919 года. гриф секретности. Сейчас его сняли, но имя пар ­ тизанки, которую зверски замучили фашисты, Следуйте за мной в бумагах так и не раскрылось. Упоминается Накануне захвата Ельца Сергей Львов организовывал лишь её партийное прозвище — «Белка». Мож- отправление поездов, уничтожал важные документы. Из-за этого он не успел вовремя эвакуироваться. Львов переодел ­ ся в гражданское. На улице увидел группу белогвардейских офицеров — их полковник отдал приказания и один напра ­ вился в дом зажиточного купца. Львов тихо следовал за полковником. А в доме чекист одним ударом оглушил про ­ тивника, переоделся в его одежду и отправился в штаб 4-го ударного батальона. Внутри царила суета. Львов подошёл к штабс-капитану: — Прошу с картой и опердокументами проследовать за мной! — приказал переодетый чекист. — Слушаюсь, господин полковник. тил с собой портфель и поспешил за «полковником». А дальше ценные бумаги и скрылся. Вскоре он доставил документы Яну Фабрициусу, который командовал в регионе войсками Красной армии. но лишь предполагать, насколько ужасной была её смерть. Непосильная физическая нагрузка, психологическое напряжение, знания о заму ­ ченных сослуживцах и невинных людях так сильно сказались на здоровье Карпова, что он умер в 1943 году. Ещё одна легенда отдела сти Владимир Казаков. В его послужном списке десятки важных стратегических и диверсионных операций. Вик ­ тор Митрофанович перечисляет лишь несколько из них: — Группа оперативников во главе с ним в 1941 году Офицер прихва- взорвала мост на шоссе Дмитриев — Дерюгино. Через год его диверсионная группа пустила под откос не- дело техники. Львов оглушил офицера, забрал мецкий воинский эшелон. Казаков изобличил сбежав ­ шего из отряда партизана, обеспечивал регулярную разведку в городах Курской области. Он мог бы быть прототипом героев фильмов или книг о войне. Военный узел И таких историй о находчивости елецких чекистов множество. Особое внимание в своём рассказе о предше ­ ственниках Виктор Кузубов уделил страшному и непро ­ стому периоду — Великой Отечественной войне. Сотруд ­ ники контрразведки не щадили себя. Они выполняли опасную и сложную работу. От неё зависели не только важные служебные операции, но и судьбы тысяч людей. Чекистам Орловской губернии противостояла сильная разведывательная группировка фашистов в составе Аб ­ вера, спецгрупп, диверсионно-террористических школ. Они готовили шпионов, диверсантов и пропагандистов. Центром внимания противника был тот самый железно ­ дорожный узел в Ельце — ния диверсионных акций. важный объект для проведе- Совершенно секретно Одним из организаторов обороны Ельца стал на ­ чальник горотдела НКВД Николай Васильевич Карпов. Он руководил разведработой. Вся ответственность по ДОСЬЕ Виктор Митрофанович Кузубов. Подполковник. Начальник елецкого горотдела регионального управления ФСБ в 1980-2012 годах. Родился в 1954 году в посёлке Челюскинец Краснодарского края. В 1976 году окончил институт железнодорожного транспорта в Ростове-на-Дону. В 1980-х годах в составе группы обеспечивал безопасность транспортировки специальных воинских грузов для Минобороны СССР. В 1990-х решал задачи внутриполитической обстановки страны, обеспечивал безопасность граждан, пассажиров поездов. Провёл контрразведывательные мероприятия по разработке одной из враждебных зарубежных структур, добыванию разведывательной информации в интересах безопасности России. оперативному обеспечению и жизнедеятельности капитан госбезопасно- Смерть шпионам В апреле 1943-го в Советском Союзе были образова ­ ны контрразведывательные организации под названием «Смерш» (сокращение от «Смерть шпионам!»). К тому моменту в войне наметился коренной перелом — немцы потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом. Менялись и методы противника: гитлеровцы стали уде ­ лять большое внимание разведывательно-диверсионной деятельности в глубоком тылу советских войск. Бороться с этой новой и чрезвычайно опасной угрозой и предстояло сотрудникам «Смерша». Представители елецкого горотдела безопасности слу ­ жили в «Смерше». Один из них — коренной ельчанин Ле ­ онид Мочёнов. Вместе с другими военными чекистами он обеспечивал разведку для нанесения ударов по врагу мо ­ бильными миномётными дивизионами «катюшами». Все операции готовились «Смершем» в строжайшей тайне. В чекистском обеспечении нуждались и люди: лётчики, артиллеристы, а также предприятия, напри ­ мер Липецкий тракторный завод, на котором ремонти ­ ровали танки и собирали легендарные Т-34. Бдительность для чекистов была во главе угла. В то вре ­ мя на станции в каждом поезде проверяли документы. Вок ­ зал оцепляли, а сомнительных лиц задерживали. теми самыми Рельсовая атака С марта 1943 года органы контрразведки отметили рез ­ кое усиление немцев. Задержанные шпионы признавались, что их главной целью стала не разведка, а диверсии — взры ­ вы железнодорожных мостов, складов с боеприпасами. Чекисты понимали: враг стремился парализовать работу железной дороги. Позже выяснится, что перед операцией «Цитадель» (её целью был разгром войск на Курской дуге) фашисты собирались развернуть «рельсовую войну». Однако елецкие чекисты устроили противнику свою «рельсовую атаку». Благодаря бдительности не только со ­ трудников, но и самих местных жителей, за все военные годы на территориях, вошедших в Липецкую область, не произошло ни одного крушения поезда. Книга памяти Виктор Кузубов в одной из книг, написанной в соав ­ торстве с коллегой Анатолием Березневым, отметил, что «фронтовики-чекисты были удивительно скромными, не ­ притязательными в быту людьми». Военная выправка на ­ столько вошла в их жизнь, что многие, выйдя в запас, ходи ­ ли в тщательно начищенных сапогах и форме. — Нужно сохранять память — это необходимо нам, жи ­ вым, нашим детям и внукам, — подчеркнул Виктор Кузубов. Действительно, ведь никогда не знаешь, как именно по ­ вторится история и какие подсказки мы можем получить из книги прошлого. Текст и фото: Анна Дикарева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz