Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 12 декабря 2023 года № 49 (473) ТЕМА НЕДЕЛИ 5 — На Сокол. — Вот хорошо, доеду я!» Однако не каждому поэту нравилось, что трамвайные сети к началу XXI века опутали весь город. Если в 1950-е писали, что трамвай помогает жить, то в начале нулевых он в глазах некоторых местных поэтов превратился в то, что жизнь ос ­ ложняет. Вот пример из поэзии Владими ­ ра Осипова: «У площади название — Победы. Вокруг неё — торговые места. Через неё — трамваи как торпеды. Ну разве что ещё не поезда!» 10-Й НОМЕР ] Краткая история липецкого трамвая П Первое время в Липецке работали трам ­ вайные вагоны серий «Х» и «М». Внешне это были совершенно одинаковые трамваи, а их отличие состояло в том, что вагоны «Х» были с двигателем, а вагоны «М» — без двигателя. Поэтому по городу обычно ходи ­ ли спарки — один трамвай тянул за собой ервых пассажиров липецкий трам ­ вай взял на борт 7 ноября 1947 года, но его история началась в сентябре 1944-го. Это был год, когда с конвейера тракторного завода сошёл первый липец ­ кий трактор. И именно для того, чтобы во ­ зить рабочих на ЛТЗ, в Липецке построили трамвай. Когда будем ехать в нём, с удоволь- первую трамвайную ветку. ствием вспомним наш первый воскресник, нашу горячую работу! А ну дружнее возь ­ мёмся за дело!» Не нужно, конечно, принимать этот образец социалистического реализма за чистую монету, но и не стоит относиться это было время, когда люди сами благоустраивали мир вокруг себя и не ждали, пока это сдела ­ ет подрядчик. Нулевое обнуление Нельзя сказать, что поэты накарка ­ ли, но 2003 год, когда появились эти стихи, стал роковым для липецкого трамвая. Первым с трамваем расстался Петровский мост. В апреле горожанам объяснили, что «трамвайное движение, по мнению специалистов воронежского «Гипродорнии», серьёзно ухудшает со ­ стояние моста, к тому же использование трамвая на данном участке неэффектив ­ но — загруженность вагонов даже в часы пик не превышает 17%». В августе в одной из липецких газет появляется заголовок, выражающий суть трамвайной политики тогдашнего градо ­ начальника Михаила Гулевского: «Авто ­ мобилям — новые дороги, трамваи — на окраины!». Объявили, что вскоре начнёт ­ ся демонтаж трамвайных путей в центре Липецка — в первую очередь будут убраны рельсы с улиц Горького, Первомайской, Неделина, затем трамваи перестанут хо ­ дить на участке от улицы Литаврина до кольца трубного завода. Главный инже ­ нер городского управления градострои- Спасибо тракторному заводу Завод возвели достаточно далеко от го ­ рода, и туда нужно было на чём-то доби ­ раться. В городе тогда была контора автомо ­ бильного транспорта (АТК) — прообраз МУП к этому рассказу скептически «Липецкий пассажирский транспорт», но по состоянию на 1 июня 1944 года у конторы имелось всего четыре автобуса и один грузо ­ вик. Поэтому в сентябре 1944-го Совнарком СССР принял специальное Постановление Площадь Мира — о мерах улучшения коммунального хозяй- улица Краснознамённая ства Липецка, которое предусматривало строительство в 1945 году трамвайной ли ­ нии между тракторным заводом и городом. В марте 1945-го «Дортранспроект» разрабо ­ тал проект трамвайной линии в Липецке, а в 9 часов 250 тракторостроителей взялись за лопаты. Проходит час, другой — и вы ­ росла высокая насыпь. Девушка разогнула спину, поставила на минуту лопату и по ­ смотрела вдаль. — Поглядите, девушки, здесь пойдёт другой. Лучшей эпохой для липецкого трам ­ вая была середина 1980-х. Тогда в городе было 108,5 км трамвайных путей, на кото ­ рых работали 153 трамвая, обслуживавших тельства Игорь Романьков объяснил это 13 маршрутов. тем, что за счёт трамвайного полотна расширят дороги, это позволит избавить ­ ся от пробок в центральных районах го ­ рода. От трамваев тогда избавились, а от 7 ноября 1947 года первую липецкую трамвайную линию сдали в эксплуатацию. Пишут, она начиналась у спиртзавода и за ­ канчивалась у тракторного. Но, если судить по схеме, опублико- Наркомат коммунального хозяйства ванной в ВК администратором сообщества РСФСР утвердил сметную стоимость работ «Липецкий трамвай» Михаилом Пановым, в сумме 5,6 млн рублей. это не так. Ветка начиналась в том месте, где улица Зои Космодемьянской примыка ­ ет к проспекту Мира. Сегодня там магазин трамвай? «Магнит» и мини-рынок. Отсюда однопут ­ ка шла по проспекту Мира, потом по обочи ­ не дороги улицы 9 Мая, затем параллельно Герой литературы Трамвай, как только появился на свет, сразу стал популярным литературным пер- пробок — нет. сонажем. Литературоведы говорят сегодня о «трамвайной поэзии», основы которой за ­ ложили Николай Гумилёв и Осип Мандель ­ штам. Не удивительно, что и липецкие поэты немедленно отозвались на появ ­ ление в городе трамвая. Вот, напри ­ мер, строки из стихотворения поэта Бориса Цветаева, который жил в Липецке: «Глядит на мир глазами окон Мой город, радость не тая. — Куда идёт Строили всем миром Как тогда было заведено, горком КПСС призвал горожан и в первую очередь ра ­ ботников тракторного завода посвятить свободное от работы время строительству улице Металлургов, в том месте, где стоит трамвайной «трассы» — это называлось на ­ родной стройкой. Как в своё время расска ­ зывал Иван Чунихин, который в 1946-1949 годах был первым секретарём Липецкого горкома комсомола, перед ним поставили задачу ежедневно выводить на строитель ­ ство трамвайного пути по 1 200-1 300 мо ­ лодых людей. Кроме того, каждую неделю проводились массовые субботники и вос ­ кресники под лозунгом «Все на трассу!», в которых иногда участвовало одновремен ­ но до 30 тысяч человек. Из газеты «Липецкая коммуна» от 16 октября 1945 года: «Шёл снег, с севера бе ­ жали подгоняемые холодным ветром тучи. Но погода не помешала воскреснику. Ровно памятник пропашному трактору Т-38М, она поворачивала на Краснозаводскую улицу и заканчивалась напротив улицы Красно ­ знамённой. В общей сложности это 6,5-7 км. Поскольку линия была однопутной и встречным трамваям нужно было где- то разъезжаться, на ней построили шесть разъездов. На них трамвай сворачивал с главной ветки на приёмоотправочный путь, ждал там, когда пройдёт встречный вагон, и после этого ехал дальше, а другой встреч ­ ный уступал ему дорогу, ожидая своей оче ­ реди на следующем разъезде. На третьем разъезде, на улице 9 Мая, примерно там, где сегодня находится медицинский центр «Наш доктор», построили трамвайное депо. Текст: Виктор Унрау Фото из архива Михаила Панова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz