Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 12 декабря 2023 года № 49 (473) ТЕМА НЕДЕЛИ 5 — На Сокол. — Вот хорошо, доеду я!» Однако не каждому поэту нравилось, что трамвайные сети к началу XXI века опутали весь город. Если в 1950-е писали, что трамвай помогает жить, то в начале нулевых он в глазах некоторых местных поэтов превратился в то, что жизнь ос ложняет. Вот пример из поэзии Владими ра Осипова: «У площади название — Победы. Вокруг неё — торговые места. Через неё — трамваи как торпеды. Ну разве что ещё не поезда!» 10-Й НОМЕР ] Краткая история липецкого трамвая П Первое время в Липецке работали трам вайные вагоны серий «Х» и «М». Внешне это были совершенно одинаковые трамваи, а их отличие состояло в том, что вагоны «Х» были с двигателем, а вагоны «М» — без двигателя. Поэтому по городу обычно ходи ли спарки — один трамвай тянул за собой ервых пассажиров липецкий трам вай взял на борт 7 ноября 1947 года, но его история началась в сентябре 1944-го. Это был год, когда с конвейера тракторного завода сошёл первый липец кий трактор. И именно для того, чтобы во зить рабочих на ЛТЗ, в Липецке построили трамвай. Когда будем ехать в нём, с удоволь- первую трамвайную ветку. ствием вспомним наш первый воскресник, нашу горячую работу! А ну дружнее возь мёмся за дело!» Не нужно, конечно, принимать этот образец социалистического реализма за чистую монету, но и не стоит относиться это было время, когда люди сами благоустраивали мир вокруг себя и не ждали, пока это сдела ет подрядчик. Нулевое обнуление Нельзя сказать, что поэты накарка ли, но 2003 год, когда появились эти стихи, стал роковым для липецкого трамвая. Первым с трамваем расстался Петровский мост. В апреле горожанам объяснили, что «трамвайное движение, по мнению специалистов воронежского «Гипродорнии», серьёзно ухудшает со стояние моста, к тому же использование трамвая на данном участке неэффектив но — загруженность вагонов даже в часы пик не превышает 17%». В августе в одной из липецких газет появляется заголовок, выражающий суть трамвайной политики тогдашнего градо начальника Михаила Гулевского: «Авто мобилям — новые дороги, трамваи — на окраины!». Объявили, что вскоре начнёт ся демонтаж трамвайных путей в центре Липецка — в первую очередь будут убраны рельсы с улиц Горького, Первомайской, Неделина, затем трамваи перестанут хо дить на участке от улицы Литаврина до кольца трубного завода. Главный инже нер городского управления градострои- Спасибо тракторному заводу Завод возвели достаточно далеко от го рода, и туда нужно было на чём-то доби раться. В городе тогда была контора автомо бильного транспорта (АТК) — прообраз МУП к этому рассказу скептически «Липецкий пассажирский транспорт», но по состоянию на 1 июня 1944 года у конторы имелось всего четыре автобуса и один грузо вик. Поэтому в сентябре 1944-го Совнарком СССР принял специальное Постановление Площадь Мира — о мерах улучшения коммунального хозяй- улица Краснознамённая ства Липецка, которое предусматривало строительство в 1945 году трамвайной ли нии между тракторным заводом и городом. В марте 1945-го «Дортранспроект» разрабо тал проект трамвайной линии в Липецке, а в 9 часов 250 тракторостроителей взялись за лопаты. Проходит час, другой — и вы росла высокая насыпь. Девушка разогнула спину, поставила на минуту лопату и по смотрела вдаль. — Поглядите, девушки, здесь пойдёт другой. Лучшей эпохой для липецкого трам вая была середина 1980-х. Тогда в городе было 108,5 км трамвайных путей, на кото рых работали 153 трамвая, обслуживавших тельства Игорь Романьков объяснил это 13 маршрутов. тем, что за счёт трамвайного полотна расширят дороги, это позволит избавить ся от пробок в центральных районах го рода. От трамваев тогда избавились, а от 7 ноября 1947 года первую липецкую трамвайную линию сдали в эксплуатацию. Пишут, она начиналась у спиртзавода и за канчивалась у тракторного. Но, если судить по схеме, опублико- Наркомат коммунального хозяйства ванной в ВК администратором сообщества РСФСР утвердил сметную стоимость работ «Липецкий трамвай» Михаилом Пановым, в сумме 5,6 млн рублей. это не так. Ветка начиналась в том месте, где улица Зои Космодемьянской примыка ет к проспекту Мира. Сегодня там магазин трамвай? «Магнит» и мини-рынок. Отсюда однопут ка шла по проспекту Мира, потом по обочи не дороги улицы 9 Мая, затем параллельно Герой литературы Трамвай, как только появился на свет, сразу стал популярным литературным пер- пробок — нет. сонажем. Литературоведы говорят сегодня о «трамвайной поэзии», основы которой за ложили Николай Гумилёв и Осип Мандель штам. Не удивительно, что и липецкие поэты немедленно отозвались на появ ление в городе трамвая. Вот, напри мер, строки из стихотворения поэта Бориса Цветаева, который жил в Липецке: «Глядит на мир глазами окон Мой город, радость не тая. — Куда идёт Строили всем миром Как тогда было заведено, горком КПСС призвал горожан и в первую очередь ра ботников тракторного завода посвятить свободное от работы время строительству улице Металлургов, в том месте, где стоит трамвайной «трассы» — это называлось на родной стройкой. Как в своё время расска зывал Иван Чунихин, который в 1946-1949 годах был первым секретарём Липецкого горкома комсомола, перед ним поставили задачу ежедневно выводить на строитель ство трамвайного пути по 1 200-1 300 мо лодых людей. Кроме того, каждую неделю проводились массовые субботники и вос кресники под лозунгом «Все на трассу!», в которых иногда участвовало одновремен но до 30 тысяч человек. Из газеты «Липецкая коммуна» от 16 октября 1945 года: «Шёл снег, с севера бе жали подгоняемые холодным ветром тучи. Но погода не помешала воскреснику. Ровно памятник пропашному трактору Т-38М, она поворачивала на Краснозаводскую улицу и заканчивалась напротив улицы Красно знамённой. В общей сложности это 6,5-7 км. Поскольку линия была однопутной и встречным трамваям нужно было где- то разъезжаться, на ней построили шесть разъездов. На них трамвай сворачивал с главной ветки на приёмоотправочный путь, ждал там, когда пройдёт встречный вагон, и после этого ехал дальше, а другой встреч ный уступал ему дорогу, ожидая своей оче реди на следующем разъезде. На третьем разъезде, на улице 9 Мая, примерно там, где сегодня находится медицинский центр «Наш доктор», построили трамвайное депо. Текст: Виктор Унрау Фото из архива Михаила Панова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz