Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
4 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №49 (473) 12 декабря 2023 года ТРАМВАЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ Как идёт модернизация трамвайного хозяйства, и что уже сделано в Липецке В этом году в Липецке началась реанимация трам вайных перевозок. Продлится она три года. За это время концессионер компания «Мовиста регионы» реконструирует трамвайное депо, 40,8 км трамвайных путей, проложит 5,2 км новой линии от Центрального рынка через улицу Папина до трамвай ной сети на улице 60 лет СССР и закупит для города 46 новых односекционных трамваев. С ним плохо, без него ещё хуже Вот как год назад на IX инфраструктурном конгрессе «Российская неделя ГЧП» охарактеризовала состояние ли пецкого трамвайного хозяйства Евгения Уваркина: «Наш трамвай сегодня — это на 80% изношенные вагоны, на 70% изношенные пути и 5% от общего пассажиропотока». Вернувшись с конгресса, она написала в своём TГ-канале: «Я честно призналась, ещё два года назад мы не верили, что трамвай удастся оставить — слишком высокой была расчётная нагрузка на бюджет». В 2019 году рассматривались три варианта: сохранение трамвайной сети, её развитие или ликвидация. Самым про стым и дешёвым для городского бюджета мог стать третий вариант — на это потребовался бы всего 1 млрд рублей. Од- Вопрос решён нако, как оказалось, ликвидация трамвая могла серьёзно ухудшить ситуацию на дорогах города. — Мы заказали экспертам Института транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики имитационное моделирование, которое показало бы, как ликвидация трамвая повлияет на движение транс портных потоков в Липецке, — говорит председатель го родского департамента транспорта Евгений Чекрыжов. — Выяснилось, что это приведёт к значительному сни жению скорости передвижения по всему городу, хотя трамвайные линии находятся на окраине и ликвидация трамвая никак не должна затронуть центр Липецка. Тем не менее, чтобы заменить 32 трамвая, которые пе ревозили пассажиров на тот момент, нам нужно было выпустить на пассажирские маршруты дополнительно 45 автобусов. Из-за этого скорость транспорта по всему городу могла бы упасть на 17%. А на таких перекрёст ках, как, например, кольцо трубного завода, вообще произошли бы критические ухудшения — там скорость транспортного потока могла бы упасть на 45%. Пересесть на трамвай У липчан сегодня 190 тысяч легковых автомобилей, 39 тысяч грузовиков и около 6 тысяч автобусов. К этому прибавьте ещё 590 автобусов, которые осуществляют пасса жирские перевозки, и вы представите, сколько авто в часы I I пик движется одновременно по городским дорогам. С каж дым годом их становится примерно на ю тысяч больше. В мэрии, учитывая зарубежный опыт и опыт продвину тых российских городов, считают, что рано или поздно мы придём к тому, что автолюбители пересядут в обществен ный транспорт и трамваи будут цениться выше, чем авто бусы. Если автобус, говорит Чекрыжов, перевозит 100-110 За СЧёТ бюДЖета пассажиров, то трамвай спокойно может вмещать до 140 человек. Но главное преимущество трамвая, конечно, в ско рости. 95% трамвайных путей обособлены от транспортных магистралей города. « ЛИКВИДАЦИЯ ТРАМВАЯ ПРИВЕЛА БЫ К СОКРАЩЕНИЮ СКОРОСТИ ТРАНСПОРТА НА 17%, НА КОЛЬЦЕ ТРУБНОГО — НА 45% В общем, в мэрии решили не только оставить трам вай в Липецке, но и модернизировать трамвайное хозяй ство. Выполнить эту задачу помогут, точнее, уже помо гают федеральная программа модернизации городского электротранспорта, в которую, благодаря настойчивости сделать это будет сложно. С тех пор, как трамвай ушёл из Евгении Уваркиной, включили Липецк, и концессионное центральной части города, много сетей под дорогами пере- соглашение с компанией «Мовиста регионы Липецк». Срок концессии — 20 лет. На модернизацию понадобит ся 13,8 млрд рублей. 38% этих средств концессионеру под 5,6% годовых выдаст ВЭБ.РФ, 24,5% — Фонд националь ного благосостояния России, 30%, которые не нужно будет ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА Борис Лоран, первый заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России: — Комплексная программа модернизации городского электрического транспорта, которую сейчас проводят липецкие власти, крайне важна для развития социально экономической жизни областного центра. Электрический транспорт позволит городу свести к минимуму отрицательное влияние общественного транспорта на экологию, снизит уровень транспортного шума, повысит возвращать, выделяет федеральный бюджет, и 7,5% вкла дывает в проект сам концессионер. Модернизация трамвайной сети в Липецке уже идёт. Сегодня на левом и правом берегах снимают старую шпаль но-рельсовую решётку и стелют новую. В этом году в город доставят 28 новых трамваев — 24 из них уже стоят в депо. Трамваи от Роскосмоса Трамваи закупают у Усть-Катавского вагоностроитель ного завода, который входит в состав госкорпорации «Рос космос». Это одно из старейших в России предприятий, оно уже без малого 100 лет поставляет трамваи в российские го рода. Сегодня почти половину липецкого парка составляют усть-катавские трамваи КТМ 71-605. Новые вагоны, на которые «Мовиста регионы» потра тит 3,9 млрд рублей, начали поступать в Липецк в начале июля. Они, конечно, отличаются от КТМ, как небо и земля. В первую очередь нужно сказать, что это низкопольные ва гоны, в которые не надо забираться по ступенькам. В них есть точки доступа Wi-Fi, кондиционеры, электронные та бло, видеокамеры, USB -интерфейс для зарядки гаджетов. На тот случай, если в контактной сети исчезнет напряже ние, у трамвая, как у электромобиля, есть возможность ав тономного хода — на своих собственных запасах электро энергии он может проехать до 3 км. — Сейчас концессионеры завозят трамваи в Липецк, — рассказывает Евгений Чекрыжов. — По правилам эксплуа тации они пройдут техническую обкатку — это 50 км. Потом концессионер подпишет с заводом акт приёма-передачи, и их можно будет выпускать на линию. Мы планируем вы вести их на реконструированные участки уже весной. Естественно, возникает вопрос, не лягут ли все эти за траты концессионера на плечи пассажиров? Чекрыжов говорит, нет. Цены на проезд в общественном транспорте, конечно, будут повышаться, как это делалось до сих пор под давлением инфляции, но это не свяжется с желани ем концессионера отбить свои инвестиции. Перевозчиком останется МУП «Городской электротранспорт», и выручка от оплаты проезда будет перечисляться на его счёт, а не на счёт компании «Мовиста регионы». — «Мовиста» отобьёт свои вложения за счёт отчислений из бюджета, — поясняет Чекрыжов. — На протяжении 20 лет городской и областной бюджеты будут делать компа нии отчисления. Это примерно около 1 млрд рублей в год. Центральная линия О возвращении трамваев в центр города пока речи не идёт, хотя, по словам Чекрыжова, такой вариант в мэрии тоже рассматривался. Если сохранится федеральная под держка, то на Советской, 5, подумают и об этом. Правда, строилось, появились новые, и найти коридор для трамвай ного полотна будет непросто. Текст: Виктор Унрау Фото из архива «Первого номера» мобильность населения и транспортную доступность удалённых от центра микрорайонов. Реализация программы позволит обновить парк электрического транспорта и инфраструктуру для него, тем самым повысив уровень безопасности транспорта и безопасности пассажиров. Проект в Липецке реализуется с применением механизма концессии, что при существующей господдержке предусматривает привлечение нескольких источников финансирования по низкой процентной ставке и на срок 20 лет. Данный проект является уникальным в предоставлении финансовых условий, которые намного выгоднее рыночных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz