Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

16 НАШИ ЛЮДИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №48 (472) 5 декабря 2023 года 1 'V - /". МУРТСКАЯ БЕРЕГИНЯ Владелица семейной мастерской «Велесыня» рассказала о вере в силу и мудрость предков И спокон веков люди, желая защитить себя, близ ­ ких, жилище от недоброго человека, нечисти и любой беды, создавали обереги. И сегодня это ремесло не забыто. Ведь в оберегах концентриру ­ ются сила и мудрость наших предков. Переплетение орнаментики Она не просто хранительница обережных секретов. Она носительница культурного кода исторической вы ­ шивки. С Ольгой Торсуновой, членом Творческого со ­ юза художников декоративно-прикладного искусства, владелицей семейной мастерской «Велесыня», мы познакомились случайно. Во время обучения в Школе межэтнической журналистики я наткнулась в соцсети на её страницу и, конечно же, заинтересовалась твор ­ чеством. А Ольга охотно рассказала о себе и своей чу ­ додейственной мастерской. Она родилась в столице Удмуртской Республики — Ижевске. Возможно, именно благодаря разнообразной культуре этого региона и появилась любовь к рукоде ­ лию. Первыми изделиями были полотенца и подушки. — Вышивать меня научила бабушка, когда мне го- было 6 лет. С тех пор вышивка всегда со мной, ворит Ольга, — потому что ручное творчество живое. В него вложена часть души мастера. Но самое важное другое — это способ сохранения и передачи традиций. Богатые традиции удмуртов сохранились по сей день, но удмуртской вышивки в моём творчестве нет. Хотя традиционная орнаментика финно-угров и славян тес ­ но переплетается. Разнятся лишь названия символов. Богиня судьбы Идея создания собственной мастерской возникла у Ольги сама собой. Она дала ей имя древнеславян ­ ской богини судьбы, семьи и плодородия Велесыни, её ещё называют богиня Макошь. — Хотя мастерская — это громко сказано, — призна ­ ётся Ольга. — В ней же только один мастер — я. Созда ­ ние мастерской творческую жизнь от личной. это что-то вроде способа отделить / 14 ШКОЛА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ « ЕСТЬ ОДЕЖДА С ОРНАМЕНТОМ, СОЗДАЮЩИМ ОБЕРЕЖНЫЙ КРУГ, В КОТОРОМ ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ ПОД МОЩНОЙ ЗАЩИТОЙ » гильдия е МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 7V^< Библиотека народной вышивки Стаж вышивальщицы крестиком — 34 года, а набором — больше 10 лет. Именно традиционная славянская вышивка занимает особое место в творчестве Ольги Торсуновой. — Она цепляет меня глубиной смысла, заложенно ­ го в орнаменты нашими предками. Близки и крестик, и набор. Очень много работ выполнено в этих техни ­ ках. Но особенно я люблю белую строчку и роспись, — поясняет мастерица. Вообще Ольга не просто практик, а увлечённый те ­ оретик вышивания. В её сообществе в соцсети более семи тысяч подписчиков. Там она делится не только снимками своих работ, но и познавательной инфор ­ мацией о рукодельных промыслах. В сообществе есть рубрика «Библиотека народной вышивки», где мастер знакомит единомышленников с электронными вер ­ сиями различных печатных изданий по теме. Да она и сама уже давно «ходячая библиотека». Цветная перевить и досюльный шов — Самая известная техника вышивки — это счёт ­ ный крест, или вышивка крестиком, — с упоением рассказывает мастерица. — В последнее время стали вспоминать вышивку набором и крючком (тамбурным швом). А вот традиционный для северо-западных рай ­ онов России досюльный шов, или роспись, встречается в современном творчестве редко. Крайне мало масте ­ ров, владеющих белой строчкой и цветной перевитью. Традиционная русская вышивка славится гладью. Ольга считает, что занята очень важным ремеслом. Она сохраняет богатую культуру и традиции нашего народа. За вдохновением отправляется в путешествие по музеям. — Люблю изучать экспонаты этнографических экс ­ позиций, — делится Ольга. — Живая история всегда вдохновляет. Особо хочу выделить Российский этно ­ графический музей в Санкт-Петербурге. А вообще ин ­ тересные экспонаты можно найти в любом, даже са ­ мом маленьком, краеведческом музее. Обережный круг Одно из творческих направлений мастерской «Ве- лесыня» — это обережные изделия. — Орнаменты на обережных изделиях несут в себе не только территориальный отпечаток. Существует версия, что раньше в них включались родовые симво ­ лы и даже принадлежность к сфере деятельности. По орнаменту можно было многое прочесть о человеке, — поясняет Ольга. Орнаменты было принято делить на различные груп ­ пы: мужские и женские, свадебные и погребальные. — Самые сильные обереги — это пояса, — комменти ­ рует Ольга. — Также есть одежда с орнаментом, созда ­ ющим обережный круг, в котором человек находится под мощной защитой. Нам известно о многовековых традициях создания обережных кукол. Концентрация веры Перед созданием оберега, по словам мастера, почти всегда нужна личная встреча, особенно если оберег необхо ­ дим для помощи в конкретном вопросе. У Ольги часто спрашивают, сработает ли оберег, на что она отвечает так: «Тот, кто не верит, на себя подобную вещь не наденет». Рукодельные вещи в мастера. Веры в духовные ценности. Веры в народ. Веры в силу и мудрость предков. Веры в нашу историю. это концентрация веры. Веры Текст: Алина Шеховцова Фото из личного архива героини Разворот подготовлен выпускниками липецкого отделения Школы межэтнической журналистики по ЦФО в рамках совместного проекта сайта «Открытый Липецк», газеты «Первый номер: и Гильдии межэтнической журналистики. I»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz