Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 10 января 2023 года № 01 (425) ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВТОГРАФ 11 Александр Пензенский: В марте в серии «Мастера сыска» выхо ­ дит в свет третий роман Александра Пензенского — исторический детек ­ тив «Красный снег», где полюбившийся чи ­ тателям следователь Константин Павлович Маршал возвращается из Ельца в Петербург и берётся за новое расследование. «Первый номер» не первый год внима ­ тельно следит за творчеством липецкого писателя. Мы рассказывали о его дебют ­ ном романе «Одиннадцать» (16+), который в редакционной версии имеет название «По высочайшему велению» (16+), публиковали отрывок из детектива о первом российском серийном убийце «Улыбки уличных Джо ­ конд» (18+). В этом номере «Литературного автогра ­ фа» интервью с автором, стихи из сборника «Ехала бумажная балерина в жёлтом трам ­ вае» (12+), ещё нигде не опубликованные стихотворения и рассказ. Рады познакомить наших читателей с разноплановым творче ­ ством липецкого беллетриста. — Александр, почему именно истори ­ ческий детектив? Почему не про совре ­ менность пишешь? — Я и не думал, что надолго в начале XX века зависну. Если бы не издательство АСТ, не случилось бы и продолжения. Но мне нравится эта эпоха — эпоха техниче ­ ского прогресса. Можно сказать, что это и конец эпохи романтизма. Потом 1917 год, революции по всей Европе — мир совершен ­ но поломался. И мне пока за эту черту не хочется заглядывать. — То есть сейчас для писателя неинте ­ ресная эпоха? — Для писателя, может, и интересная, вон как много авторов пишут на современ ­ ные темы. Но сейчас сложно давать оценку происходящему. Я начал пару лет назад история Константина Маршала (повесть писать роман, где действие происходит в наши дни, и чувствую, если продолжу, писать придётся совершенно о другом, по ­ тому что за последние два-три года история будут истории Свиридова и Филиппова. такие крутые кульбиты вытворяет, что, не успев закончить роман, перестаёшь быть актуальным. — А как АСТ предложило тебе сотруд ­ ничество? — В издательствах есть рекрутёры, кото ­ рые отсматривают литературные конкурсы и ищут новых интересных авторов. Мне предложили сотрудничество и спросили, а есть ли что-то ещё. На тот момент в Ridero (издательский сервис, где каждый автор может издать свою книгу в электронном демарины» (16+). Сейчас уже романтизиру- или печатном виде. — Прим. ред.) уже вы ­ шли «Джоконды». Они предложили писать по 3-4 романа в год. Но, правда, сказали: «Если сможете без ущерба качеству». А если без ущерба качеству, то получилось, как сейчас: роман, который они от меня ждали в сентябре 2021 года, я сдал только в ноябре «Лимак». — Прим. авт.) и посвятить 2022-го. Не надеялся, но книгу взяли и ждут следующую. — И о чём будет следующая? — Она будет состоять из сборника по ­ вестей, где главными героями станут раз ­ ные персонажи. Выйдет уже написанная «Аптека, улица, фонарь^» (16+) — о елец ­ ком периоде жизни главного героя романа «Улыбки уличных Джоконд». — Прим. ред.), — То есть исторические детективы — это сегодняшний тренд? — Судя по сериалам и авторам, да. Ду ­ маю, это ностальгия по спокойному време ­ ни, когда всё было понятно и была уверен ­ ность в будущем. Хотя, конечно же, никакой стабильности не было — от уверенности революции не происходят. Но ведь то же самое было и в XIX веке, когда были попу ­ лярны рыцарские романы. В 1980-1990-е пошла серия книг про XVIII век, те же «Гар- ется советская эпоха. Думаю, ещё чуть-чуть, и мы будем романтизировать 1990-е. — Ты сказал, что предложили писать по 3-4 романа в год, может, нужно оста ­ вить работу (Александр работает в АО себя полностью творчеству? — Возможно. Но я не Дарья Донцова. Если я буду только писать, не уверен, что смогу выдать на-гора столько текстов долж ­ ного качества. А писать абы что не хотелось бы. Да, я не Толстой, не Достоевский и не Клейборн» (16+) — это не совсем типичный любимый мною Булгаков, я пишу белле « ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ИСТОРИЯ ТАКИЕ КУЛЬБИТЫ ВЫТВОРЯЕТ, ЧТО, НЕ УСПЕВ ЗАКОНЧИТЬ РОМАН, ПЕРЕСТАЁШЬ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫМ » тристику, но я отвечаю за то, что выходит из-под моих пальцев. И хотелось бы, чтобы это была качественная литература. Я в этом отношении, наверное, сноб. Когда у меня спрашивают про современную литературу, отвечаю, что читаю её мало, только по реко ­ мендациям друзей, которым доверяю. — Тогда список современной литерату ­ ры от Александра Пензенского. — Я всегда жду такого «вопроса с подво ­ хом». Хорошо, что я дома. Сейчас подойду А стихи к книжной полке и посмотрю, что у меня там стоит. Вот насколько современным можно считать Кинга? Из последнего ни ­ чего не читал, но из любимого — «Долорес Стивен Кинг. Довлатов. Это уже современ /хк ная классика. Акунина много. Фредерик Бакман мне понравился, правда, читал всего две книги: «Вторая жизнь Уве» (16+) и «Тревожные люди» (16+). Иванов «Гео ­ граф глобус пропил» (18+) и Санаев «Хро ­ ники раздолбая» (18+). У меня есть даже книжка Саши Петрова (актёр и писатель. — Прим. ред.) — прочитал две страницы. Вот Пелевин стоит. Ранний он мне очень нравился, но бросил его читать после «Generation «П» (18+). А вот его сборник рассказов «Жёлтая стрела» (18+) рекомен ­ дую. Из последнего очень понравились ме ­ муары Данелии, друг подарил. — А когда свои бумажные книги поста ­ вил на полку, когда получил гранки из издательства, что испытал? — Трудно сказать. Настоящую эйфорию испытал, когда издательство Eksmo Digital взяло мои рассказы, которые не выходили на бумаге. Я был в деревне у родителей: строим дом, я глину мешу. И тут мне при ­ ходит сообщение: «Ваш текст взяли». Сра ­ зу такая мысль: я стал известным, богатым и сразу дом дострою. Но оказалось, что ребя ­ та просто выпустили мою книгу на ЛитРес. Потом, уже когда романы появились на бу ­ маге, такого подъёма не испытывал: книга вышла, но её ещё нужно продать. — Так всё-таки разбогател? — До сих пор даже одного своего месяч ного жалования на этих книгах не зарабо тал. — А стимул дальше писать? — Я пишу, потому что пишется. Конеч ­ но, я хочу стать знаменитым, разбогатеть (смеётся). Но это не первостепенный моти ­ ватор. Хочется у кого-то на полках остаться. Хочется что-то людям сказать. Понятно, что это беллетристика. Но там есть и мои мыс ­ ли. — Ты случайно не Филиппов? Или это мне только показалось? — До Филиппова по возрасту не дорос, Маршала перерос. Жена меня вообще уви ­ дела в эпизодическом персонаже. Я понем ­ ногу вкладываю свои мысли разным пер ­ сонажам. Можно сказать, что я — все мои герои. — На Ridero недавно вышел твой сбор ­ ник стихов «Ехала бумажная балерина» (12+). Это — ты за 20 с лишним лет. Как решился собой так без остатка поде ­ литься с читателями? — Да, там есть стихи от 1996 года. Но сама по себе книга тонюсенькая, всего 42 страни ­ цы. Решил поделиться, наверное, потому, что стесняться перестал. Мне было страшно нажать на кнопку «Опубликовать», когда вышел мой первый роман. Это ведь то же самое, что всем сказать: «Саня Пензенский — писатель», ну или думает, что писатель. это вообще очень переживатель ­ ное. Не всё опубликовал. Только то, за что не стыдно. Но это очень волнительно. В этих стихах есть очень личные вещи. Беседовала Наталья Горяйнова Фото из архива «Первого номера»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz