Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 10 января 2023 года № 01 (425) ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВТОГРАФ 11 Александр Пензенский: В марте в серии «Мастера сыска» выхо дит в свет третий роман Александра Пензенского — исторический детек тив «Красный снег», где полюбившийся чи тателям следователь Константин Павлович Маршал возвращается из Ельца в Петербург и берётся за новое расследование. «Первый номер» не первый год внима тельно следит за творчеством липецкого писателя. Мы рассказывали о его дебют ном романе «Одиннадцать» (16+), который в редакционной версии имеет название «По высочайшему велению» (16+), публиковали отрывок из детектива о первом российском серийном убийце «Улыбки уличных Джо конд» (18+). В этом номере «Литературного автогра фа» интервью с автором, стихи из сборника «Ехала бумажная балерина в жёлтом трам вае» (12+), ещё нигде не опубликованные стихотворения и рассказ. Рады познакомить наших читателей с разноплановым творче ством липецкого беллетриста. — Александр, почему именно истори ческий детектив? Почему не про совре менность пишешь? — Я и не думал, что надолго в начале XX века зависну. Если бы не издательство АСТ, не случилось бы и продолжения. Но мне нравится эта эпоха — эпоха техниче ского прогресса. Можно сказать, что это и конец эпохи романтизма. Потом 1917 год, революции по всей Европе — мир совершен но поломался. И мне пока за эту черту не хочется заглядывать. — То есть сейчас для писателя неинте ресная эпоха? — Для писателя, может, и интересная, вон как много авторов пишут на современ ные темы. Но сейчас сложно давать оценку происходящему. Я начал пару лет назад история Константина Маршала (повесть писать роман, где действие происходит в наши дни, и чувствую, если продолжу, писать придётся совершенно о другом, по тому что за последние два-три года история будут истории Свиридова и Филиппова. такие крутые кульбиты вытворяет, что, не успев закончить роман, перестаёшь быть актуальным. — А как АСТ предложило тебе сотруд ничество? — В издательствах есть рекрутёры, кото рые отсматривают литературные конкурсы и ищут новых интересных авторов. Мне предложили сотрудничество и спросили, а есть ли что-то ещё. На тот момент в Ridero (издательский сервис, где каждый автор может издать свою книгу в электронном демарины» (16+). Сейчас уже романтизиру- или печатном виде. — Прим. ред.) уже вы шли «Джоконды». Они предложили писать по 3-4 романа в год. Но, правда, сказали: «Если сможете без ущерба качеству». А если без ущерба качеству, то получилось, как сейчас: роман, который они от меня ждали в сентябре 2021 года, я сдал только в ноябре «Лимак». — Прим. авт.) и посвятить 2022-го. Не надеялся, но книгу взяли и ждут следующую. — И о чём будет следующая? — Она будет состоять из сборника по вестей, где главными героями станут раз ные персонажи. Выйдет уже написанная «Аптека, улица, фонарь^» (16+) — о елец ком периоде жизни главного героя романа «Улыбки уличных Джоконд». — Прим. ред.), — То есть исторические детективы — это сегодняшний тренд? — Судя по сериалам и авторам, да. Ду маю, это ностальгия по спокойному време ни, когда всё было понятно и была уверен ность в будущем. Хотя, конечно же, никакой стабильности не было — от уверенности революции не происходят. Но ведь то же самое было и в XIX веке, когда были попу лярны рыцарские романы. В 1980-1990-е пошла серия книг про XVIII век, те же «Гар- ется советская эпоха. Думаю, ещё чуть-чуть, и мы будем романтизировать 1990-е. — Ты сказал, что предложили писать по 3-4 романа в год, может, нужно оста вить работу (Александр работает в АО себя полностью творчеству? — Возможно. Но я не Дарья Донцова. Если я буду только писать, не уверен, что смогу выдать на-гора столько текстов долж ного качества. А писать абы что не хотелось бы. Да, я не Толстой, не Достоевский и не Клейборн» (16+) — это не совсем типичный любимый мною Булгаков, я пишу белле « ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ИСТОРИЯ ТАКИЕ КУЛЬБИТЫ ВЫТВОРЯЕТ, ЧТО, НЕ УСПЕВ ЗАКОНЧИТЬ РОМАН, ПЕРЕСТАЁШЬ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫМ » тристику, но я отвечаю за то, что выходит из-под моих пальцев. И хотелось бы, чтобы это была качественная литература. Я в этом отношении, наверное, сноб. Когда у меня спрашивают про современную литературу, отвечаю, что читаю её мало, только по реко мендациям друзей, которым доверяю. — Тогда список современной литерату ры от Александра Пензенского. — Я всегда жду такого «вопроса с подво хом». Хорошо, что я дома. Сейчас подойду А стихи к книжной полке и посмотрю, что у меня там стоит. Вот насколько современным можно считать Кинга? Из последнего ни чего не читал, но из любимого — «Долорес Стивен Кинг. Довлатов. Это уже современ /хк ная классика. Акунина много. Фредерик Бакман мне понравился, правда, читал всего две книги: «Вторая жизнь Уве» (16+) и «Тревожные люди» (16+). Иванов «Гео граф глобус пропил» (18+) и Санаев «Хро ники раздолбая» (18+). У меня есть даже книжка Саши Петрова (актёр и писатель. — Прим. ред.) — прочитал две страницы. Вот Пелевин стоит. Ранний он мне очень нравился, но бросил его читать после «Generation «П» (18+). А вот его сборник рассказов «Жёлтая стрела» (18+) рекомен дую. Из последнего очень понравились ме муары Данелии, друг подарил. — А когда свои бумажные книги поста вил на полку, когда получил гранки из издательства, что испытал? — Трудно сказать. Настоящую эйфорию испытал, когда издательство Eksmo Digital взяло мои рассказы, которые не выходили на бумаге. Я был в деревне у родителей: строим дом, я глину мешу. И тут мне при ходит сообщение: «Ваш текст взяли». Сра зу такая мысль: я стал известным, богатым и сразу дом дострою. Но оказалось, что ребя та просто выпустили мою книгу на ЛитРес. Потом, уже когда романы появились на бу маге, такого подъёма не испытывал: книга вышла, но её ещё нужно продать. — Так всё-таки разбогател? — До сих пор даже одного своего месяч ного жалования на этих книгах не зарабо тал. — А стимул дальше писать? — Я пишу, потому что пишется. Конеч но, я хочу стать знаменитым, разбогатеть (смеётся). Но это не первостепенный моти ватор. Хочется у кого-то на полках остаться. Хочется что-то людям сказать. Понятно, что это беллетристика. Но там есть и мои мыс ли. — Ты случайно не Филиппов? Или это мне только показалось? — До Филиппова по возрасту не дорос, Маршала перерос. Жена меня вообще уви дела в эпизодическом персонаже. Я понем ногу вкладываю свои мысли разным пер сонажам. Можно сказать, что я — все мои герои. — На Ridero недавно вышел твой сбор ник стихов «Ехала бумажная балерина» (12+). Это — ты за 20 с лишним лет. Как решился собой так без остатка поде литься с читателями? — Да, там есть стихи от 1996 года. Но сама по себе книга тонюсенькая, всего 42 страни цы. Решил поделиться, наверное, потому, что стесняться перестал. Мне было страшно нажать на кнопку «Опубликовать», когда вышел мой первый роман. Это ведь то же самое, что всем сказать: «Саня Пензенский — писатель», ну или думает, что писатель. это вообще очень переживатель ное. Не всё опубликовал. Только то, за что не стыдно. Но это очень волнительно. В этих стихах есть очень личные вещи. Беседовала Наталья Горяйнова Фото из архива «Первого номера»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz