Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

КУЛЬТУРНЫЙ КОД 19 ПЕРВЫЙ НОМЕР 21 ноября 2023 года № 46 (470) МОСКВА В ОБЪЕКТИВЕН! Мультимедиа Арт Музей представил липчанам классика советской фотографии Александра Родченко осква 100 лет назад. В выставоч ­ ном зале до 10 декабря можно совершить путешествие в про ­ шлое. Площадь у Большого театра. Ког ­ да-то трамваи ходили практически у его крыльца. А вот Пушкин на Тверской ули ­ це, тогда Горького, лицом к монастырю — в 1950-е памятник перенесли на дру ­ гую сторону улицы и развернули. — Московские фоторепортажи Род ­ ченко — это бесконечная и интригующая череда эпизодов городской жизни, — го ­ ворит о представленных в Липецке фо ­ тографиях ведущий специалист творче ­ ства Александра Родченко, искусствовед, проректор по научной работе МГХПА имени Строганова и внук великого фо ­ тографа Александр Лаврентьев. — Мо ­ сква многолика. Родченко увидел в ней и исторический город с его достопри ­ мечательностями, и новые постройки, и повседневность. Он показывает нам свою Москву, в которой для него были важны такие вещи, как фабрика-кухня, телефонная будка или электростанция, спортивный парад, почтовый фургон, уличная торговля, гараж архитектора Мельникова. Он как художник, дизайнер и фотограф замечал, понимал и ценил ОН ПОКАЗЫВАЕТ НАМ СВОЮ МОСКВУ, В КОТОРОЙ ДЛЯ НЕГО БЫЛИ ВАЖНЫ ТАКИЕ ВЕЩИ, КАК ФАБРИКА-КУХНЯ, ТЕЛЕФОННАЯ БУДКА, ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ ИЛИ СПОРТИВНЫЙ ПАРАД М РАЗВЕДЧИК БУДУЩЕГО Максим Плесеинов, старший научный сотрудник Липецкого музейно-выставочного центра: — Александр Родченко стоял в авангарде обновления изобразительного языка новой советской России. Художественная ситуация послереволюционного государства способствовала радикальному переосмыслению подхода к различным видам искусства и освоению новых: реклама, дизайн, фотография. Родченко стремился выделить фотографию в самостоятельный вид искусства, что на начало ХХ века являлось не столь очевидным. Для разработки и продвижения своего метода он создаёт фотогруппу «Октябрь», ориентированную на репортажную съёмку. Фотографические открытия Родченко отражали движение стремительно обновляющегося мира. эти факты прежде всего. Это его город, постоянно меняющийся на глазах. Но это не просто город, это столица новой советской России. И снимать её тоже нужно было по-новому. Александр Родченко считается не только пионером советской фотографии, но и основопо ­ ложником конструктивизма. Фотогра ­ фии «Балконы», «Пожарная лестница», «Угол дома» — всё это работы, заложив ­ шие основы конструктивистской фото ­ графии. Первые ракурсные фотографии Род ­ ченко снял в 1925 году во дворе, с балко- архитектурная на и крыши своего дома на Мясницкой улице. Достаточно обратить внимание на ракурс фотографий, чтобы понять, на ­ сколько нов был Родченко в то время. Его всегда интересовали пространство, перспектива, форма в кадре. Он экспериментировал с ком ­ позицией и точками съёмки. Забирал ­ ся в квадригу Аполлона над фронтоном Большого театра, снимал Петровку из окон верхних этажей, наблюдал пер ­ спективу улиц с крыши, снимая демон ­ страции. Всё это нужно было для того, чтобы передать глубину, масштабность городского пространства, его насыщен ­ ность деталями. Родченко укладывал объёмы зданий в композиции кадра так, как если бы продолжал заниматься аб ­ страктной геометрической живописью, но только при помощи «лейки». «Здесь, у себя дома, сумей найти со ­ вершенно новое», — таким девизом ру ­ ководствовался сам Родченко. Текст: Влад Вешняков Фото: пресс-служба правительства Липецкой области

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz