Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

16 ГОД ПЕДАГОГА ПЕРВЫЙ НОМЕР №45 (469) 14 ноября 2023 года СКОЛЬКО ЛЕТ ЛГПУ В Липецкой областной научной библиотеке прошли I Межрегиональные краеведческие чтения имени Трунова. Их посвятили Году педагога и наставника В 2024 году один из старейших вузов области — Липецкий государственный педагогический уни ­ верситет имени Семёнова-Тян-Шанского — отме ­ тит своё 75-летие. Принято считать, что университет образован 29 июля 1949 года. Однако доктор истори ­ ческих наук, профессор кафедры отечественной и все ­ общей истории ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанско- го Леонид Земцов считает, что университет на 18 лет старше. Об этом он в очередной раз заявил на I Межре ­ гиональных краеведческих чтениях. детстве или хотя бы об утробном периоде развития. ' На самом деле речь всего лишь о «начальном периоде подготовки педагогов в городе Липецке». Это сообще ­ ние о том, что и до нас святое место не было заполнено пустотой. История ЛГПУ, читаем во всех исторических справ ­ ках, начинается 29 июля 1949 года, когда появил ­ ся приказ Министерства высшего образования СССР № 964 «О реорганизации 30 педучилищ МП РСФСР в учительские институты». — Я уже обращался к руководству университета и говорил о том, что датой рождения нашего учебно ­ го заведения точнее считать 16 апреля 1931 года, а не 29 июля 1949-го, — говорит Леонид Земцов. — То есть с того момента, когда в Липецке начал функциониро ­ вать индустриально-педагогический техникум, с кото ­ рым университет связан генетически. I • Ij/ JIW il'l z а' j Be ,41 I Буфет в ЛИПТе, 1930-е pg 1 1, 1931-й или 1949-й Страничка университетского сайта, посвящённая истории ЛГПУ, начинается с того, что 16 апреля 1931 года в Липецке открыли индустриально-педагогиче ­ ский техникум (ЛИПТ). Его назвали индустриально-педагогическим, пото ­ му что в то время считали, что подготовка учителей в педагогическом учебном заведении, относящемся С юридической точки зрения к среднему профессиональному образованию, должна быть пронизана политехнизмом. Попросту говоря, бу ­ дущие учителя обязаны не только изучать арифметику и русский язык или, скажем, географию, но и пройти теоретическое и практическое ознакомление с основ ­ ными отраслями современного производства. Можно подумать, что в описании событий 1931 года речь идёт о ранней истории ЛГПУ, о его беззаботном >«Ь ' - В приказе Министерства высшего образования СССР № 964 не говорится, что учительские институты надо создать на пустом месте. В нём ясно сказано, что их нужно основать путём реорганизации педучилищ. А как говорят юристы, которые занимаются реоргани ­ зацией учреждений, даже если в ходе реорганизации учреждение или компания прекращают своё существо ­ вание, другое юридическое лицо становится правопре ­ емником или, по-другому, наследником, и, следовательно, история реорганизо ­ ванного учреждения не прерывается, один из них не записывает в родословную педагогиче ­ ские училища и техникумы, которым они обязаны сво ­ им появлением на свет. В истории, например, Кемеровского государствен ­ ного университета (КемГУ), затронутого приказом, нет упоминания не только о педагогическом техни ­ куме, который ковал педагогические кадры для школ Кузбасса с 1928-го по 1949 год, в ней не упоминается даже Кемеровский учительский институт, образован ­ ный на базе техникума по 964-му приказу. В историче ­ ской справке университета сказано, что КемГУ основан в 1953 году как Кемеровский государственный педаго ­ гический институт (КГПИ). При этом день рождения КГПИ и КемГУ празднуют, можно сказать, раздельно. В 2004 году местные СМИ писали, что Кемеровский го- просто начинается её новый этап. Но сударственный университет отмечает 50-летие основа ­ ния своего предшественника — КГПИ и 30-летие функ ­ ционирования вуза в статусе университета. А в 2023 году все газеты и электронные СМИ Кузбасса сообщили о том, что главный университет области, основанный в 1973 году (по другим данным, в 1974-м), отмечает своё 50-летие, и ни слова не сказали о его предшественнике. Как раз из-за того, что КемГУ отказывается от род ­ ства со своими предтечами, в его биографии царит такая путаница, что дело иногда доходит до абсурда. я Л ­ к';' В 1954 году учительский институт преобразован в педагогический. ' ?■ 20 августа i 955 года ЛГПИ переехал в здание школы ВВС на Соколе (ул. Ушинского) Р в вузовских кругах многие почему-то счи- й тают, что все те университеты, которые I появились в результате реорганизации I педучилищ и техникумов, имеют право I написать свою историю с чистого листа. i Не знать истории родства ■ По этому пути пошли почти все вузы, I упомянутые как педагогические учи ­ " лища в 964-м приказе. Практически ни Например, в 2009 году, когда самому университету, по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz