Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 14 ноября 2023 года № 45 (469) ОБРАЗ БУДУЩЕГО 13 лей-словесников в школах России. Это прежде всего неравенство в оплате труда в разных регионах страны: разница по ­ рою в несколько раз, ведь зарплата при ­ вязана к средней по региону. Это приво ­ дит к явлению, которое в последние годы приобрело довольно массовый характер, — оттоку словесников из регионов с низ ­ ким уровнем заработной платы в регио ­ ны с более высокой заработной платой. На втором месте пресловутая бюро ­ кратизация работы педагога. По исследо ­ ваниям, проведённым РАНХиГС, учителя тратят на заполнение отчётов от одно ­ го до шести часов в неделю, подготовка к урокам занимает у трети учителей сравнения: итальянские коллеги были шесть часов в неделю, а ещё почти шесть часов в неделю на проверку работ уча ­ щихся! И это всё сверх нагрузки учебной, из которой оплачивается дополнительно только проверка тетрадей, но от количе ­ ства проверенных работ эта оплата не за- и навыков в области применения компью ­ терных и информационных технологий в преподавании предметов «русский язык» и «литература». 22% испытывают недоста- Чиновники с филфака — Алексей Николаевич, вот вы говори ­ те: «Собрались и решили». Как вы счи ­ таете, пригодились бы нашим сановни ­ кам навыки филфака? Алексей Варламов: — Не уверен, что само по себе филоло ­ гическое образование даст достаточно ин- имеющими проблемы в поведении, а 17% в работе с одарёнными детьми. И 19% отме ­ чают слабое знание основного документа, которым должен руководствоваться учи- формации, чтобы управлять государством, тель в своей профессиональной деятельно сти, — ФГОС. будут готовить в колледжах. Об этом говорил глава Минпросвещения Сергей « НА ВТОРОМ КУРСЕ РАЗ В ДВЕ НЕДЕЛИ БЫВАЕТ ЛЕКЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ОДИН РАЗ — ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ! И ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬ СТУДЕНТОВ? русскому языку — обязательный экзамен в 9 и 11 классах, обязательное итоговое сочинение в 11 классе и по предмету «ли ­ тература» — экзамен по выбору. Итого на плечи словесника выпадает пять форм ток знаний и навыков в работе с детьми, итогового контроля, три из которых яв ­ ляются обязательными. Ни у одного из учителей-предметников такой нагрузки в школе нет. Людмила Кольцова: — К слову, то же самое касается и ву ­ зовских словесников. Нагрузка у россий ­ ского преподавателя в 10 раз больше, чем Без высшего образования у западного, работающего в Болонской си- — А вот ещё одна новость, которая стеме, а зарплата — в 10 раз меньше. Для всполошила не только профессиональ ­ ное сообщество, но и родителей. Учите- возмущены, когда их годовая нагрузка лей средней школы (с 5-го по 9-й класс) увеличилась с 90 до 120 часов. А у нас 950 часов — для преподавателя вуза и 1 200 — для тех, кто работает в системе общего Кравцов на Петербургском междуна- профессионального образования, которую родном экономическом форуме. сейчас открыли при университетах. Людмила Дудова: — Я отношусь к этому отрицательно. Моё мнение основано не только на том, что я неплохо знаю систему среднего професси ­ онального образования и имею опыт рабо ­ ты в педагогическом колледже. Мы провели экспресс-опрос среди педагогов-словесни ­ ков в нашей ассоциации, и они высказались категорически против. Согласно квалифи ­ кационным требованиям, учителя основ ­ ной школы должны иметь только высшее образование. А именно в основной школе, — Мне кажется, внимание к языку и его то есть с 5-го по 9 класс, фактически ос- функционированию должно быть важней- ваивается основной курс русского языка, и кадровый состав колледжей не может обе ­ спечить качественную подготовку учителя » поможет. но понимать суть главного инструмента, который формирует национальный ха ­ рактер, — а это русский язык Насколько мне известно, по первому обра ­ зованию филологами являются бывший зампредседателя правительства РФ Игорь Сечин и экс-министр обороны России Сер ­ гей Иванов, а также губернатор Краснодар ­ ского края Вениамин Кондратьев. С моей точки зрения, для человека такого уровня ответственности особенно важно соблюдать чистоту речи и блюсти языковую норму. Филолог не только принадлежит современ ­ ности, но и встраивается в историческую вертикаль. А сегодня, в эпоху глобализа ­ ции и других тревожных мировых событий, сохранение национальной идентичности и национального характера выходит на пер ­ вый план. Борьба за язык, сохранение языка в сегодняшнем мире не только приобрета ­ ет значение каких-то ритуальных фраз, но и становится чем-то чрезвычайно важным для существования государства. что они не смогут обеспечить соответствую ­ щую подготовку и по предмету «литерату ­ ра». Есть вопросы к уровню подготовки тех, кто поступает в колледжи. Мы можем гово- висит никак. И ещё. С недавних пор зар ­ плата учителя зависит и от количества детей. Поэтому наполняемость классов, особенно в городских школах, может до ­ ходить до 40 человек вместо 25 по нор ­ мам СанПиНа. И это тоже причина ухода из школы. Людмила Кольцова: — В Воронеже тоже не хватает учи ­ телей-литераторов, в школы берут даже студентов. Беда ещё и в том, что оттуда уходят самые талантливые, самые спо ­ собные учителя, которые могут где-то себя применить. Ведь литература и рус ­ ский язык — самый трудоёмкий предмет. Он требует раздумья, размышления, вузах) чтения... Людмила Дудова: — Ещё нужно подумать о введении до ­ полнительной оплаты учителям русского языка и литературы за работу в классах с детьми, которые плохо знают русский или вообще им не владеют, если таковых насчитывается не менее 25%. Вспомнить и о классах выравнивания для школьни ­ ков, не владеющих русским языком. С моей точки зрения, нужно начи ­ нать готовить учителя-словесника уже в старшей школе. Поможет задержать вы ­ пускника вуза в школе и продление ста ­ туса «молодой специалист» хотя бы до пяти лет. Это обеспечит доплату к окладу ральных государственных образовательных в размере 5-10%. В это время начинаю ­ щего учителя должен курировать опыт ­ ный коллега. И ещё. Нужно пересмотреть высококвалифицированных специалистов ограничения на возможность повышения квалификации учителя русского языка и литературы на бюджетной основе. Сейчас она предоставляется один раз в три года. А учитель русского языка и литературы ве ­ дёт два совершенно разных предмета. шей государственной задачей. И если у нас будет какой-то процент чиновников-фи ­ лологов, которые вынесли из своей учёбы понимание, что язык — это ресурс не менее важный, чем нефть, уран, золото, алмазы, вот это будет очень здорово. Людмила Кольцова: — Не мешало бы напомнить о любви к русскому языку тем чиновникам, кто при- вузов у нас порою идут не самые лучшие, думывает невообразимые для слуха обра- а уж что говорить о колледжах. зовательные аббревиатуры. Кроме упомя- Алексей Варламов: нутых уже здесь ФГОСов появились ФОСы. — Школьное образование это поле Вслушайтесь, дорогие коллеги, вдумайтесь, боя. И мы ведь помним фразу о том, когда пожалуйста, если это возможно, в то, что прусаки побили австрийцев, «это была по ­ беда прусского учителя над австрийским школьным учителем». Мы полетели в кос ­ мос благодаря отличной системе образова ­ ния. То, чему мы учим в школе, — это вопрос стратегический. Прежде чем что-то решать радикально, проведите эксперимент в од ­ ном регионе. Наша беда — шараханье из практическое занятие! крайности в крайность. А такие решения «Война и мир» в сокращении — Недавно закончился российский кон ­ курс «Учитель года». Победил литера ­ тор посольской школы в Иране. Блеск и восторг, иных слов не подберёшь, русской словесности. Я уже не говорю о том, чтобы охарактеризовать его уроки. Но, положа руку на сердце, такие звёз ­ ды скорее исключение из правил. Не секрет, что в школу приходят и от ­ кровенные недоучки, читавшие «Войну рить, что и на филологические факультеты и мир» по краткому пересказу. Людмила Кольцова: — Сокращение количества часов на профильные предметы на региональ ­ ных филфаках (я не говорю о столичных это ещё одна наша боль. Меня как-то наш знаменитый классик Нико ­ лай Николаевич Казанский спрашивает: «Людмила Михайловна, а сколько у вас в университете в неделю древнегрече ­ ского языка?» Что я могла ему ответить, если у нас на втором курсе раз в две не ­ дели бывает лекция по русскому языку и один раз И чему мы можем научить студентов? должны приниматься на основании серьёз- Радиф Замалетдинов: ного и вдумчивого разговора. Вот если бы — Конечно, всегда хочется, чтобы часов, предложили углубить подготовку учителей выделяемых на профильные предметы, было бы больше. В то же время при разра ­ ботке учебных планов мы не можем откло ­ няться от требований, прописанных в Феде- стандартах (ФГОС). В целом, считаю, что часов вполне хватает, чтобы подготовить Пять экзаменов на одного Людмила Дудова: — Учитель русской это педагог, который на сво словесности в школе их плечах несёт ответственность за ито ­ говую аттестацию по двум предметам: в своей области. Но при этом очень важно и отношение к учёбе самих студентов, их мотивация к самостоятельной работе. Людмила Дудова: — Между тем в последние годы всё чаще публикуются сведения о катастрофических показателях по русскому языку, которые демонстрируют на диктантах и на первых занятиях в вузе студенты-первокурсники. Но учившие их — выпускники этих самых вузов. Однако только 8% из них говорят, что им недостаточно предметных знаний. 27% педагогов отмечают дефицит знаний «в ФОСы должны входить все КОЗы в рам ­ ках ФГОСов». А по требованию тех, кто управляет образованием, «преподаватели не должны почивать на лаврах, а активнее внедрять в учебный процесс КОЗ и выра ­ батывать знаниевые компетенции». Это не шутка, это вопрос об использовании госу ­ дарственного языка в общественно значи ­ мых сферах. другой вопрос. Беседовала Елена Новосёлова Фото из архива «Первого номера» Разворот подготовлен в рамках совместного проекта «Российской газеты» и газеты «Первый номер»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz