Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)
12 ОБРАЗ БУДУЩЕГО ПЕРВЫЙ НОМЕР №45 (469) 14 ноября 2023 года ДЕФИЦИТ СЛОВ Эксперты считают, что российские школы ждёт дефицит преподавателей русского языка и литературы У чителей-словесников готовят в 162 вузах России. Но их всё равно ката строфически не хватает. Дефицит преподавателей русского языка и лите ратуры чувствуется не только в сельских школах, но и в городах-миллионниках. Тревожно, что бюджетных мест на реги ональных филфаках становится всё мень ше, сокращается и количество учебных часов на профильные предметы. Почему выпускники филфаков не хотят рабо тать в школе? Где тот педагог, который учит не только правилам орфографии, но и правилам жизни вместе с великой ли тературой? На эти вопросы ответили пи сатель Алексей Варламов, профессор Во ронежского госуниверситета член Совета при президенте РФ по русскому языку Людмила Кольцова, директор Института филологии и межкультурной коммуника ции Казанского федерального универси тета (КФУ), член президиума Совета при президенте РФ по русскому языку Радиф Замалетдинов, председатель координа ционного совета «Ассоциации учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова. русскому языку, где шла об этом речь. 31 регион России в ходе опроса РБК сообщил о дефиците учителей _____________________________ __ . . ______ русского языка и литературы. По данным экспертов, лишь половина выпускников педагогических вузов приходит в школы | Людмила Кольцова: — С моей точки зрения, разрушение филологического, особенно университет ского, образования продолжается. Скоро не только детей некому будет учить рус скому языку, но и в самих университетах филологов не останется. В нашем уни- выпустил всего лишь 91 бакалавра и маги стра, чья квалификация позволила бы им трудоустроиться в школы и преподавать русский язык. Ещё некоторое количество Душа моя, орфография — Алексей Николаевич, так ли уж важ ны уроки литературы во времена, когда Есть сдвиги? наблюдается колоссальный спрос на айтишников, инженеров, финансистов? Алексей Варламов: — Я воспитывался на словах Альберта Эйнштейна: «Достоевский дал мне много, необычайно много, больше Гаусса». Напом ню, что работы Карла Гаусса помогли фи зику разработать математическую основу верситете, например, на филологическом теории относительности. Представить себе факультете учится всего (на всех формах состоявшегося в своей профессии учёного, обучения) 300 студентов, а на экономи- не знающего литературы, мне довольно сложно. С моей точки зрения, литература — это предмет, который даёт возможность развивать себя, совершенствовать свою личность, тренировать своё воображение, память, ум, чувства, эмоции. То есть это не просто какая-то информация об окружаю щем мире, а нечто, что человеку необходи мо как витамин, без которого он будет хи лым и ущербным. Не знаю, как на это смотрит нынешнее поколение айтишников, может быть, они прекрасно без таких витаминов обходятся. Можно же жить без путешествий, быть рав нодушным к звёздному небу, природе, миру книг. Но я не пойму, зачем? Ведь это пре жде всего удовольствие. Мне очень жалко в магистратуре у нас будут учиться 30 че- — Однако министерство утверждает, людей, которые воспринимают литературу ловек. Из них 20 — граждане Туркмении, что распределение общих цифр приё- как что-то лишнее, ненужное, пытку и муку какую-то. ческом и юридическом — по 2 500 чело век. Как было 21 бюджетное место на оте чественную филологию, так и осталось. « в последние два-три года. Особенно это касается педагогического образования. Но в то же время всё ещё испытыва ем их дефицит по направлению «Фило логия», прежде всего для бакалаврских учителей русского языка в нашей республи программ. Ещё большая нехватка бюд жетных мест в аспирантуре по филоло гии и педагогике. Приведу такие данные. В 2021 году КФУ было выделено на эти направления 19 и 21 бюджетное место соответственно, в 2022 году — 14 и 14 мест, а в 2023 году — всего 8 и 6. Это, конечно же, явно не достаточно, даже для простого воспроиз водства научно-педагогических кадров. ЛИТЕРАТУРА — ЭТО ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИВАТЬ СЕБЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЮ ЛИЧНОСТЬ, ТРЕНИРОВАТЬ СВОЁ ВООБРАЖЕНИЕ, ПАМЯТЬ, УМ, ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ » Кто учителей учить будет?! В этом году Открытая потребность ке готовят Елабужский филиал КФУ и Набе режночелнинский педуниверситет. Однако даже все эти образовательные организации вместе взятые на сегодняшний день не за крывают потребность региона в учителях по предмету. Людмила Дудова: — Недостаток выпускников вузов и со кращение контрольных цифр приёма лишь одна из многих причин нехватки школьных литераторов и русистов. Да, словесников обучают в 162 вузах нашей страны. Но всё равно учителей, которые ведут с 5 по 11 класс предметы «русский язык», «литература», «родной (русский) язык» и «родная (рус ская) литература», не хватает. Совершенно очевидно, что дело не только и не столько в количестве выпускников, получивших квалификацию учителя русского языка и литературы, а в том, сколько выпускни ков приходит в школу и кто из них остаётся в ней работать. Радиф Замалетдинов: — По нашим данным, порою только по ловина выпускников педагогических вузов которые заплатили за учёбу, но русский ма по регионам исходит из потребности идёт работать школьными учителями. язык знают пока плохо. Мы прилагаем серьёзные усилия для того, чтобы для на чала научить читать. Справимся, конеч но, но проблема есть. Радиф Замалетдинов: — Я начну с того, что Казанский феде ральный университет является крупней- Учить учителей — Константин Ушинский вообще счи тал, что «русский язык» — это главный школьный предмет. Однако при всей безусловной важности профессии сло весника цифры приёма свидетельству- шим в регионе научно-образовательным ют, что бюджетных мест в вузах страны, где их готовят, становится всё меньше. Прошло уже четыре года с резонанс ного Совета при президенте России по в выпускниках, а не в абитуриентах. По этой логике дефицита в русистах нет? Радиф Замалетдинов: — Да, казалось бы, при таком подходе вопрос кадрового голода не должен стоять. Однако на практике всё не так. По данным Министерства образования и науки Татар стана, потребность образовательных уч реждений республики в учителях русского языка на 2023/24 учебный год составила порядка 470 педагогических работников. центром, готовящим специалистов и педа гогов в области русского языка и литерату ры. И если говорить о бюджетных местах, то всё же есть положительная динамика Для сравнения: в 2023 году наш институт Трудовое неравенство — Помните учителя словесности из од ноимённого рассказа Антона Чехова, который разочаровался во всём, в том числе и в педагогике? Но скажите, как не разочароваться сегодня при той зар плате и нагрузке, которые есть у словес ника? Людмила Дудова: — Могу рассказать, как сами учителя оценивают причины дефицита учите-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz