Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2023 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 14 ноября 2023 года № 45 (469) КОММУНАЛЬНЫЙ РАЗБОР 5 пока схлынет потоп, а одну женщину раздавило маши ­ ной, снесённой потоком. В те же дни в Краснодаре из-за проблем с ливневой ка- нистерством строительства РФ Липецку выделят деньги на строительство дороги в микрорайоне, ограниченном улицами Музыки-Трунова. Этот проект предусматривает строительство сети ливневой канализации с очистными нализацией останавливалось движение трамваев и трол сооружениями. По словам вице-мэра Николая Дергунова, в 2024 году Липецк навсегда избавится от огромной лужи, которая об ­ разуется во время сильных дождей на перекрёстке Папина- Доватора. Потерянные ливнёвки По данным управления главного смотрителя, на ба ­ лансе у него 272,64 км сетей ливневой канализации. Но, как точно заметил начальник управления благоустройства Липецка Дмитрий Пушилин, протяжённость ливнёвки каждый год увеличивается. Причём увеличивается • она не только за счёт строительства в рамках на- , цпроекта «БКД» новых мощностей, но и за счёт - возвращ;ения в строй бесхозных сетей, которые когда-то просто закатали асфальтом и забыли. • g Ы км Депутат горсовета по округу № 17 Алек^ е сетей ливневой сандр Кофанов года два назад рассказы- • вал историю, которая произошла в одном • Канализации из дворов по улице 50 лет НЛМК (его ор- • в ЛипеЦКе ганизация ремонтировала эту дорогу). Там ’ люди больше 10 лет жаловались на то, что подтапливает их двор, и требовали как-то ре шить эту проблему. Решили её очень просто лось, там была ливневая канализация, только когда во дворе клали новый асфальт, кто-то заасфальтировал и водоприёмники. — Часть средств, предусмотренных на содержание ливнёвки, — подтверждает Николай Дергунов, — расхо ­ дуется на то, чтобы отыскать колодцы, которые находят ­ ся под асфальтом, и восстановить их работоспособность. Сложность в том, что в 1990-е и нулевые годы что-то делалось, но сегодня трудно найти документы, указы ­ вающие, где и что делалось. Мы просматриваем архивы, у нас ещё есть работники, которые помнят то время и могут указать место, где, скорее всего, есть ливнёвка. Мы сформировали список этих мест и планируем ввести в строй все бесхозные ливнёвки города. В 2023 году, например, в Липецке провели работы по технической инвентаризации и паспортизации бесхозной сети дождевой канализации на участке от дома № 15 до дома № 61 по улице Неделина, на участке в районе реки Липовки и пересечения улиц Неделина-Фрунзе. Поставили также на баланс управления главного смотрителя сети лив ­ невой канализации по улице Ильича. По данным ОНФ, которые опубликованы в «Российской газете», в Липецке около 150 км бесхозных ливнёвок. лейбусов. Все СМИ писали тогда, что сильные ливни топи ­ ли улицы Нижнего Новгорода, Чебоксар, Казани, Липецка и Уссурийска. Русские туристы, которых повозили по Европе на авто ­ бусе, много пишут о том, как хорошо работает там ливневая канализация. Особенно хвалят швейцарский Цюрих и не ­ мецкий Бремен. «Глупо отрицать тот факт, что Бремен и Цюрих, — пи ­ шет блогер Александр Мостовой, — весьма успешно реша- Японское чудо ют многие извечные проблемы любого города, в том числе е е е и вопросы, связанные с ливнёвкой». • Под этими дифирамбами выклады- в вают фотографии, на которых видно, I что после дождя на уютных улоч- е ках Бремена и Цюриха ни одной общей длиной 6,3 км и диаметром 10,6 м. В залах располо е лужи, только е и тротуарная плитка. Но когда в 2021 году Европу накрыл циклон «Берндс», в газетах за ­ мелькали заголовки типа: «Европа уходит под воду». Меж ­ ду прочим, в этих публикациях упоминается и Цюрих, где ливневые дожди вызвали наводнение и разрушения. — Когда показывают, как машины плывут по улицам и люди по пояс в воде ходят, это из ряда вон выходящая си ­ туация. На такие катаклизмы ливнёвки ни в одном городе мира не рассчитаны, — говорит председатель Обществен ­ ной палаты Липецка Фёдор Жигаров, который, будучи де ­ путатом горсовета, занимался вопросами ЖКХ, в том числе и ливнёвкой. 2 272 оказа- Отводной канал тоже не справился Как бы это ни было печально, но ни 2,4 млрд, ни даже 24 млрд рублей не избавят Липецк на 100% от проблем с подтоплением во время ливней. В принципе, та ливнёвка, которая у нас есть, справляется со своими повседневными задачами, если, конечно, она не забита мусором и на улице идёт затяжной моросящий дождь, а не тропический ливень. Противостоять ливню не мог даже отводной канал, не ­ смотря на то что его пропускная способность в разы боль ­ ше, чем у канализационной трубы. — Я помню, — рассказывает краевед Михаил Корольков, — как по Петровскому спуску, ещё когда он был замощён булыжником, вода шла рекой, впадала в отводной канал, канал буквально захлёбывался от воды — она переливалась через край, затапливала площадь Революции и текла туда, где сейчас стоит памятник Петру I, и дальше до налоговой инспекции. И народ ходил по колено в воде. В газетах тогда много было таких фотографий. Ливень против ливнёвок Во время сильных дождей ливнёвка подводит не толь ­ ко жителей Липецка, но и жителей всех городов мира. Об этом можно судить по сообщениям, которые ми ­ нувшим летом обошли все российские издания. В Сочи из-за того, что ливневая канализация не могла противо ­ стоять страшным ливням, даже вводили чрезвычайное положение. Там, как пишут федеральные СМИ, постра ­ дали дороги, жилые дома и электроподстанции. Люди не могли выйти из автобусов и автомобилей, дожидаясь, Правда, архитектор и международный эксперт по раз ­ витию городов и агломераций Илья Заливухин рассказывал как-то телеканалу «360», что идеальную ливневую канали ­ зацию построили в Токио. По его словам, она занимает пять подземных вертикальных залов, соединённых туннелями мокрые асфальт жены 50 гидронасосов по 14 тысяч лошадиных сил каждый, что позволяет перегонять 200 тонн воды в секунду. Япон ­ ской казне это сооружение обошлось в 2 млрд долларов. Это примерно столько же, сколько, по оценкам экспертов Минстроя, потребуется на модернизацию ливневой кана ­ лизации во всех крупных российских городах. Построили это японское чудо в 2006 году, а вот что ин ­ формационное агентство Associated Press писало в сентябре 2015-го, когда на Японию обрушились ливни тропическо ­ го шторма «Этау»: «Ночью Токио залило водой. Движе ­ ние скоростных поездов было частично приостановлено, а грязные бушующие реки затопили некоторые кварталы и улицы. Агентство по борьбе с пожарами и стихийными бедствиями сообщило, что 15 человек получили ранения, двое — серьёзные». «« ЧАСТЬ СРЕДСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НА СОДЕРЖАНИЕ ЛИВНЁВКИ, РАСХОДУЕТСЯ НА ТО, ЧТОБЫ ОТЫСКАТЬ КОЛОДЦЫ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ ПОД АСФАЛЬТОМ 1 60% износ сетей ливневой канализации Вопрос федерального значения В России в большинстве городов ливневая канализация изношена на 60-90%. Поэтому в правительстве планируют модернизировать ливнёвку по всей стране. На её капремонт только в крупных городах понадобится, по разным оцен ­ кам, от 250 до 500 млрд рублей. На такие ливнёвки, какую построили в Токио, в России замахиваться не будут — это потребует слишком много средств, да и толку от таких вло ­ жений, как оказалось, немного. В этом году Минстроем совместно с организациями водопроводно-канализационного хозяйства разработан проект плана мероприятий модернизации ливневой кана ­ лизации. Планом предусмотрено обследование существу ­ ющих ливневых систем водоотведения, определение объ ­ ёма поверхностных сточных вод, планируемых к приёму в ливнёвки, выявление подтопляемых проблемных точек, передача ливнёвок на обслуживание специализированным организациям. По результатам обследования планируется определить потребность в строительстве, реконструкции или модерни ­ зации ливневых систем водоотведения, позже эти расчёты включат в региональные программы по модернизации си ­ стем коммунальной инфраструктуры. Текст: Виктор Унрау Фото из архива «Первого номера»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz