Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №41 (415) 25 октября 2022 года Татьяна Двуреченская, руководитель БИЦ имени Бартенева 7\ Т S т о m О СП О ии "О гп Т гп « Сад» Марины Степновой Новый роман Марины Степновой «Сад» — лауреат главной литературной премии страны «Большая книга», победитель читательского голосования премии «Ясная Поляна». Писательница работала над ним девять лет. Редактор и издатель Елена Шубина называет «Сад» «романом, который весь вырос из русской литературы девятнадцатого столетия». С этим невозможно не согласиться. Даже неискушённый читатель заметит использование писательницей сюжетов и схем русской классической литературы. Уже само название «Сад» — прямая отсылка к «Вишнёвому саду» Чехова. И всё же это современный роман, в котором исторический текст написан современным языком, блестяще стилизованным автором под язык XIX столетия. События в книге охватывают большой промежуток времени и показывают различные сословия. Читатель становится свидетелем эпидемии холеры и страшного холерного бунта в Санкт-Петербурге в 1831 году, приходит в ужас от жестокого и беспощадного крестьянского быта, на его глазах готовится покушение на царя и казнят революционеров. Сюжет прост — жизнеописание семьи князей Борятинских. Действие происходит в имении в Воронежской губернии, которое в 1869 году покупает княгиня Надежда Александровна. Приобрести его она решила в большей степени из-за чудесного сада. Случается конфуз — княгиня неожиданно и, по меркам высшего света, совершенно неприлично беременеет на сорок четвёртом году жизни. В благополучной семье князей Борятинских уже выросли двое детей. И вот, вопреки желанию родителей, рождается поздний ребёнок — дочь Наталья. Отец не принимает нежданное и странное дитя, до пяти лет не умевшее разговаривать, считая, что дочка позорит семью. Тусю растят мать и уездный врач — немец Григорий Иванович Мейзель. Ярый противник деревенских методов лечения, тесных пеленаний и прочих глупостей. Он полюбит слабенькую девочку как родную. Княжна Наталья взрослеет в обстановке полной свободы от предрассудков сословного общества. Туся отчаянно скучает на балах и светских приёмах, считая их пустой тратой времени. Она хочет учиться и открыть собственное дело — конный завод. Мечта практически недостижимая для женщины, потому что коневодство в то время было исключительно миром мужчин. Но Туся упрямо идёт к поставленной цели. Как и у Чехова, сад у Степновой обречён. Он должен стать первым шагом к исполнению мечты Туси — пастбищем для конюшни. В финале книги «Туся была беременна — своим первым конным заводом, первым ребёнком, первыми своими настоящими взрослыми, сбывающимися мечтами — и сама верила, что это так». Роман интересен ещё и тем, что в нём, на правах литературных героев, присутствуют такие исторические фигуры, как Владимир Ульянов и его старший брат Александр. Книга увлекает с первых страниц. Когда чувствуешь, что она подходит к концу и непонятно, как сложится дальнейшая судьба героев, испытываешь досаду. Но огорчаться не стоит. Марина Степнова начала работу над продолжением романа. «Главными героями будут по-прежнему Туся, Радович, снова будет Саша Ульянов, будет очень много новых героев. И все те вопросы, которые интересовали и раздражали читателей в романе «Сад». «А почему эта линия оборвалась?», «А куда делся этот герой?» — на все эти вопросы я постараюсь дать ответы», — говорит она в интервью прессе. К ДОСЬЕ Виктория Владимировна Татур. Прозаик. Живёт и работает в Москве. Редактор отдела детской литературы журнала «Формаслов». Член Союза писателей России. Родилась в 1985 году в Ташкенте Узбекской ССР. Окончила филологический факультет РГПУ имени Герцена. Выпускница литературных курсов «Мастер текста». Участница Всероссийской школы писательского мастерства ЦФО от СЭИП имени Филатова (2019). Участница семинаров молодых писателей в Оренбурге, Самаре, Вологде, Уфе, Барнауле, Химках. Победитель литературных конкурсов «Хрустальный родник», «Первая книга», «Живой родник», «Стилисты добра». Публиковалась в литературных журналах, сборниках рассказов. Автор книг «Смотри, как я могу!», «Нанозавры», «На макушке лета». МЕСТО ДЛЯ ЧУДА «Первый номер» знакомит читателей с творчеством писательницы из Москвы ниги Виктории Татур сравнивают с «Денискиными рас ­ сказами» Виктора Драгунского, а также с «Тимуром и его командой» Аркадия Гайдара. Что ж, сравнение весьма лестное. Но до последнего не верилось, пока_ Пока мой сын ше ­ сти лет не начал запойно читать отрывок из её повести, скачан ­ ный из интернета. Имена новых писателей сегодня, увы, не услышать в масс-ме ­ диа. Вот и я узнала о писательнице только потому, что до этого встречалась с ней на литературном фестивале в Липецке в авгу ­ сте этого года. В рамках «ЛевитовФеста» она вела мастер-класс для начинающих авторов. Предложенные Викторией Татур приёмы развития воображения мне понравились. Ну а выпуск книг для детей в век материальной выгоды мне вообще пока ­ зался чем-то сродни альтруизму. После мастер-класса я решила остаться и задать писательнице несколько вопросов. — Виктория, как так получается: человек живёт-живёт и вдруг начинает писать книги. С чего у вас всё начина ­ лось? — Я с детства очень любила чтение. Дома шкаф от пола до потолка был забит книгами. Поэтому и пошла учиться на фи ­ лолога. Окончила педагогический университет имени Герцена в Санкт-Петербурге. Мысль самой писать рассказы вызревала несколько лет. Хотелось запечатлеть в памяти, во-первых, обра ­ зы своих родных, которые, к сожалению, уходили в мир иной, во-вторых, — своё детство, проведённое в деревне. — Деревня для вас какое-то сакральное место? Там вы черпаете вдохновение и новые сюжеты? — Действие многих моих рассказов происходит в деревне. Это место, где мне хорошо. Там время течёт неспешно и слов ­ но возвращает тебя в прежние годы. Там я вспоминаю дедушку, с которым у нас была тесная духовная связь. Я видела его отно ­ шение к природе, к животным, как они отвечали на его доброту. Помимо любви к природе, он научил меня подмечать детали. Обычный человек увидел ситуацию, посмотрел — и прошёл мимо. А писателю важно запомнить. Из этого маленького «зёр ­ нышка» и рождается рассказ. — Когда было опубликовано ваше первое произведе ­ ние? Сколько книг издано сегодня? — Я начала писать относительно недавно, года четыре на ­ зад. В 2018 году заняла первое место в конкурсе «Первая книга». По его итогу у меня и вышла первая книжка. С тех пор я стала ездить по городам, знакомиться с людьми, учиться мастерству у признанных писателей. Сейчас и сама вхожу в команду орга ­ низаторов фестиваля «ЛевитовФест». Но при этом нужно ещё и постоянно работать, не переставая писать. За четыре года из - даны три мои книги. Ещё три готовятся к выходу. — На написании книг в наше время можно заработать? — Наверное, зарабатывать можно. Но таких авторов едини ­ цы. В основном издательства платят небольшие гонорары. В не ­ сколько десятков тысяч рублей. За вторую книгу мне заплатили гонорар в два раза больше, чем за первую. Растём! (Смеётся.) Но для меня самое главное, чтобы всё шло в народ. Я не гонюсь за деньгами. Самая большая награда, когда, во-первых, издатель ­ ство выпускает твои книги, а во-вторых, ты видишь их в руках читателей. — Где-то ещё вам приходится работать? И как семья смотрит на ваше творчество? — В основном я занимаюсь творчеством. Очень много пишу. Кроме того, работаю в журнале «Формаслов» редактором отде ­ ла детской литературы. И в этом благодарность моему супругу, который даёт мне такую возможность. Он мне говорил снача ­ ла: «Хватит писать, занимайся работой». Но я всё равно писала тайно по ночам. А после того как стала выигрывать в конкурсах, понял: это моё призвание. Сын (когда вышел мой первый рас ­ сказ, ему было 10 лет) сказал: «Я не просто рад за тебя. Я тобой горжусь». — Расскажите о своей книге «Нанозавры». Откуда такое название? — «Нанозавры» — так назвали свою команду двое ребят. Первый мальчишка — городской житель с необычным именем Теодор (друзья зовут его Тедди), второй — деревенский парень Генка. Ребята решили прославиться в соцсетях. Хотели совер ­ шать хорошие дела, помогая деревенским жителям, а затем вы ­ кладывать фотографии в интернет. Но потом эта идея отошла на второй план. И в финале друзья совершают настоящий подвиг, даже не думая о славе. «Нанозавры» не первая, но главная боль ­ шая моя работа. До этого были рассказы. А здесь получилась це ­ лая повесть. — Детская литература предполагает определённые нравственные уроки. Каким правилам должен следо ­ вать детский автор? — Любая литература — это вопросы нравственности. Не только детская. Детский рассказ нельзя делать дидактическим и наставническим. Писать нужно задорно, весело, забавно, что ­ бы маленькие читатели ни за что не догадались, что их чему-то учат. При этом в рассказе должна присутствовать борьба плохого и хорошего: в мыслях, чувствах, поступках героев. Ну и финал должен быть счастливым. Как говорил один мой преподаватель, в конце детского рассказа должно произойти чудо. Беседовала Юлия Дружинина Фото предоставлено автором

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz