Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 11 октября 2022 года № 39 (413) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 h ПАМЯТИ МАСТЕРА вверх головой. В нём будто была заключена сила. Скульпторы из Армении воскликнули: «Бог!» Это была высшая оценка его работы. Ушёл из жизни липецкий скульптор Евгений Вольфсон В ы можете не знать фамилию этого мастера, но его работы хорошо из вестны жителям и гостям Липецка. Скульптуры «Начальник вокзала и об ходчик», «Дама и носильщик» на желез нодорожном вокзале, памятник Георгию Плеханову на улице Плеханова, монумент воинам-интернационалистам на площа ди Героев, памятный знак на месте кан целярии Петра I на Петровском проезде — всё это Евгений Аркадьевич Вольфсон. Магнит для творческих людей Он всегда выделялся из плеяды ли пецких скульпторов. Родился в Липецке в 1950 году, в 25 лет окончил Саратовское художественное училище, в 27 был при нят в Союз художников СССР, в 33 состо ялась его первая персональная выставка. Произведения художника хранятся в Го сударственной Третьяковской галерее, в Липецком и Елецком краеведческих му зеях, государственных и частных собрани ях в России и за рубежом. — Я приехал в Липецк после учили ща, тогда меня и познакомили с ним. До сих пор помню запах сырой глины, пыли и гипса у него в мастерской, — вспомина ет скульптор и друг Вольфсона Андрей уникальное пространство. Нагруженное Сулин. — Женя всегда вдохновлял меня на творческие подвиги, давал ощущение свободы. У него уже тогда была куча зару бежных журналов, где было совершенно другое искусство, не советское. Большой мастер своего дела, он притя гивал к себе людей. — Когда Женя начинал что-то расска зывать, окружающих словно магнитом хорошие, ударные!» тянуло к нему. Он был всегда спокойным и неторопливым. Бывало, рисует и при этом говорит о том, что тебе нужно в дан ный момент. Как сейчас помню, он вот так поднимал бровь, прищуривал глаз, смотрел на лист и рассуждал на какую-то тему, — улыбается Андрей. U;v | "Памятник Г.В. Плеханову на улице I Плеханова расположен рядом с домом-музеем С карандашом в руке Евгений Вольфсон по-настоящему лю бил своё дело. А к своим работам относился с особым трепетом. На Новолипецке у него была мастерская, где проходили обучение многие молодые художники. Там он рабо тал сутками напролёт. — Помню, как мы в первый раз при шли к Вольфсону в мастерскую. Это было предметами, творческими объектами, ма териалами, этакая живая инсталляция, — делится воспоминаниями художница, красивый вокзал», — делились впечатлени- директор Липецкого музейно-выставоч ного центра Ольга Буева. — В конце 90-х я активно занималась акварелью. Как-то мне позвонил Евгений Аркадьевич и ска зал, что видел мои работы: «Слушай, такие общения, рассказывает Андрей Сулин. — В 1986 году Вольфсон ездил в Арме нию, где собрались скульпторы всего Со ветского Союза. Когда все уже вовсю рубили камень, Женя сидел и рисовал. И только под конец пленэра он взял камень туф и начал резать фигуру. Через какое-то вре мя вокруг него столпились люди. У него в руках была фигурка мальчика с поднятой — Он был профессионалом высочай шего класса, это начиналось с отношения к жизни. Женя, куда бы ни шёл, всегда но сил с собой блокнот и постоянно рисовал. Однажды видел его рисунки, на которых были изображены женщины с сумками и кошёлками. Он увидел их на остановке № ч м i г' г Известная работа Вольфсона — монумент воинам-интернационалистам на площади Героев и запечатлел на память. На собраниях он вёл самую настоящую летопись: рисовал затылки наших художников. Получилась целая галерея голов, на которых люди себя узнавали, — вспоминает Андрей Сулин. Мальчик из туфа — Провожая кого-то на вокзале, я стал свидетелем интересной сцены. Поезд дви гался на юг, из вагона вышли люди и нача ли щёлкать работы Вольфсона. «Как класс но! Вот Липецку повезло, что у них такой ями от Женькиных работ проезжающие, — отмечает друг мастера. Евгений Вольфсон был удивительным рассказчиком, мог обаять с первой секунды Заброшенная мастерская В конце 90-х Евгений Вольфсон переехал в Одинцово, где построил дом и мастерскую. Туда, в Подмосковье, к нему часто приезжа ли липецкие друзья и единомышленники. — Свою мастерскую в Липецке он оста вил на произвол судьбы. После его отъез да я попал внутрь. Там остались кипы его набросков и рисунков. Некоторые я собрал и до сих пор храню этот архив. Сейчас, ког да его не стало, Женины рисунки для меня обрели особую ценность. Он звал меня к себе в гости, а я всё откладывал на по том, — с грустью произносит друг скуль птора. — Помню, он тогда уже жил в Один цово и приехал в гости в Липецк. После покупки графического планшета был ув лечён рисованием на экране, как ребёнок. В нём до последнего сохранялись интерес к жизни и желание пробовать что-то но вое, — вспоминает Ольга Буева. Случился Вольфсон Евгений Вольфсон щедро делился сво ими знаниями и опытом. В его доме на стенах висели картины художников, с ко торыми он общался лично. Для одних он был другом, для других — учителем. — Липецку очень повезло, что у нас был такой мастер. Многим художникам он дал путёвку в жизнь. Когда молодой человек хочет стать художником, бывает достаточно одного слова, чтобы вдохновить его и от крыть дорогу. Женя был из разряда людей, которые могли найти это слово. Я очень благодарен ему за то, что он просто был, — рассказывает Андрей Сулин. — В его работах есть такой тонкий элемент сарказма. Он постоянно зани мался поиском новой формы. Вольфсон в липецкой истории нашёл своё лицо. Я знаю многих людей, которые приходили посмотреть именно на Вольфсона. Когда знакомые приезжают в наш город, с удо вольствием показываю им его работы, — го ворит Ольга Буева. — Прекрасно, что в исто рии Липецка случился Вольфсон. Текст и фото: Валерия Дьяченкова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz