Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 31 января 2022 года № 04 (378) ХРАНИТЕЛИ РУСИ 21 ДОБРИНСКО ГО РАЙОНА t « В ПАРШИНОВКЕ БЫЛО ПОВЕРЬЕ, ЧТО РОСА В ЭТУ НОЧЬ ОБЛАДАЕТ ЦЕЛЕБНОЙ СИЛОЙ. У КОГО ГЛАЗА БОЛЯТ, ТЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОУТРУ РОСОЙ УМЫТЬСЯ. ГОВОРЯТ, ПОМОГАЛО » Когда отмечали Масленицу, пели и казачьи песни, и украинские. Вот помню песню — всегда на Масленицу пели. Она не обрядовая. Как появилась в Добринском районе, никто не помнит, но все её пели: Собирались казаченьки, Собирались на заре, Думу думали большую На колхозном на дворе. Если б нам теперь, ребята, В гости Сталина позвать, Чтобы Сталину родному Всё богатство показать. Показать бы, похвалиться Нашей хваткой боевой: — Приезжай, товарищ Сталин, Приезжай, отец родной. От высокого Казбека До каспийских берегов Льётся жизнь, тобой согрета, Жизнь советских казаков. Летний день год кормит — Как в Паршиновке отмечали Троицу? — Ох, это я очень хорошо помню. Служба в церкви всегда была, ходили в гости друг к другу, к родне, к ро дителям, яйца красили. Девки водили хороводы и пле ли венки. Самые разные: из одуванчиков, веток сирени и черёмухи. Был такой обряд, когда девочки-подростки «ку мились». Мы собирались в лесу, каждый брал с собой что-то со стола. Обычно это были блины, маленькие зелёные яблоки, мёд. Потом уже ситро кто-то принёс. На зелёной траве сидели и говорили: «Ты теперь моя кума!» Мальчишки в таком особо не участвовали. Кате горически нельзя в такой большой праздник работать. Все, наоборот, одевались в чистые новые платья. Помню, у мамы были три большие юбки, старинные, расшитые кружевами. Я выпросила на Троицу себе и подружкам их надеть. Они одевались на длинные ночные рубахи. Мы с подружками их надели, выбежали на луг, кружились в них. Они так пышно развевались на ветру. Ни у кого больше таких не было. — Праздновали Ивана Купалу? — Он отмечался в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Молодёжь устраивала гуляния: девушки плели большие венки и себе, и подругам. Собирали букеты цве тов, кидались в шутку друг в друга. В Паршиновке было поверье, что роса в эту ночь обладает целебной силой. У кого глаза болят, те должны были поутру умыться ро сой. Говорят, помогало. Урожай не от божьей милости, а от дружной работы — Какой праздник являлся завершающим год? — Было время, когда отмечали Сдвиженье (Воздви жение Креста Господня — 27 сентября. — Прим. ред). — Как гости рассаживались за столом? Был ли Мама про него часто рассказывала. До 1940-х его ещё определённый порядок? помнили люди, а потом забыли. До того дня было по ложено собрать весь урожай, начиналась подготовка к зиме. Мужики устраивали кулачки один на один. Де- Школьные годы в деревне Паршиновка. Начало 1950-х вушки пели песни, славили Бога, водили хороводы, заплетали ленты в косы. Помню, мама в этот день по купала баранки по пять копеек, вечером рассказывала, какая была жизнь при Николае II. Ещё осенью мы пели такую частушку: «Мы посеяли пшеницу, всходы все от личные, и теперь у нас в колхозе пироги пшеничные». После Сдвиженья обычно работы становилось меньше, появлялось свободное время. Молодые играли свадьбы. Замуж выдать — не пирог испечь — И какие были свадьбы? — Не как сейчас — посидели в ресторане и разошлись. К свадьбе раньше готовились по полтора месяца, а отме чали 2-3 дня. Шили приданое невесте: перину, скатер ти, две большие подушки, одну маленькую, её называли «думкой», шили пальто, цветные полушалки. Невеста должна была обязательно сшить свадебную рубаху же ниху. — Вы помните, как делали это перед своей свадьбой? — Да, у меня была богатая свадьба. Я даже с рубахой галстучек чёрный жениху подарила. — Как украшали дома перед торжеством? — Дом сначала выметали, убирали, потом развеши вали расшитые полотенца на крючки по стенам. Соби рали по 4-5 столов, накрывали огромными скатертями. Невесте готовили фату и платье. Раньше платья были Нынче — в поле тракторист, просто однотонные: розового или сиреневого цветов, завтра — в армии танкист это потом начали шить белые. — Какой праздник считался самым весёлым? — В советские времена появилась традиция провожать в армию. Почётно в армии было служить. Помню проводы моего брата Лёни, Алексея Григорьевича, 1930 года рожде ния. Парни ходили по селу с дубинками и ловили кур, кото рых потом себе забирали. Призывники под гармошку песни пели, радовались, плясали почти до рассвета. Вообще мы их называли не призывниками, а «годными». Иногда кажется, что раньше была не только другая жизнь. Люди с душой отдавали дань традициям, соблюда ли все предписания перед постами и в праздничные дни, развлекались по-настоящему. Торжества были действи тельно запоминающимися. А почему? В чем же секрет? Как сказала Анастасия Григорьевна: «Времена были тяжёлыми, а люди — весёлыми, лёгкими». — Как по дням проходила свадьба? — Вечером перед свадьбой к невесте приезжали сваты со стороны жениха. Это называлось приехать «за сундуком к невесте». В первый день гости собирались в доме невесты. После венчания в церкви ехали к ней домой. Там её роди тели сами готовили угощения на стол. Главные места от водились свёкру и свекрови. На второй день праздновали у жениха. Невеста должна была испечь в доме жениха бли ны свекрови. А третий день назывался «похмельем», счи тался самым главным, последним. — Конечно, был! В красный угол сажали свёкра и све кровь. Это считалось самым святым местом в доме. Потом садились тётки жениха, крёстные родители, золовка, потом родня невесты. А в конце столов сами невеста и жених со свахой. Обычно это была молодая девушка. Она принимала подарки для молодых. Жених разливал напитки для каж дого гостя, а невеста подавала бокал в руки. Эта церемония начиналась со свёкра и по ходу сидящих за столом — она называлась «погляденье». Какова смерть, таковы и похороны — Отличались ли тогдашние похороны от тех, что сейчас? — Да, отличались. Раньше же не всех отпевали в церкви или храме. Покойника мыли, переодевали в чистое, клали на лавку. Сейчас хоронят на третий день, а у нас тогда на второй. Покойник лежал одну ночь в доме. За это время готовили гроб, кресты. Сначала деревянные, потом желез ные кто-то начал варить. И всё делали сами, всё сами. Всю ночь над покойником читала Псалтырь монашенька — как мы таких женщин называли. У нас в деревне была бабушка Саша монашенькой. Гроб несли шесть человек, по три с каждой стороны. У каждой пары несущих было полотенце, на котором несли гроб. Несли долго, кладбища были далеко. Если уставали по дороге, то гроб ставили на табуретки — на землю нельзя ставить. В основном несущими были муж чины. Но в годы войны многие ушли на фронт, носили гробы и женщины. И после войны гробы женщины но сили — мужчин тогда мало было. Текст: Анастасия Стрельникова Фото из архива семей Шеховцвых и Муравлёвых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz