Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

18 ОБРАЗ БУДУЩЕГО ПЕРВЫЙ НОМЕР № 38 (412) 4 октября 2022 года Сергей Переслегин, эксперт по прогностике Кто будет своим в послевоенном мире? При ближайшем рассмотрении наша и украинская идентичности оказались разными. Да и при рассмотрении российского и украинского культурного кода наблюдается разница, причём эта разница с исторической подоплёкой. Она похожа на различие между спартанским и беотическим культурными кодами в Древней Греции. Украина, как и Беотия, — место с хорошим замедлением, в отличие от всей остальной Руси, что сильно меняет представление о мире. Есть ещё одна сторона проблемы, которая не имеет отношения ни к культурным кодам, ни к идентичности, но тем не менее важна. Это — понятие «свои», которое базируется на доверии, то есть абсолютно иррационально. Я практически убеждён, что через некоторое количество времени Украина может стать передовым отрядом России, каким сейчас является Чечня. Но доверие рождается вокруг чего-то. И тут мы понимаем, что базовая проблема России — это отсутствие образа будущего, той концепции мира, вокруг которой можно было бы выбирать своих и чужих. На наше счастье, у нашего основного противника ситуация едва ли не хуже, потому что они предложили свою концепцию будущего — инклюзивный капитализм (новый миропорядок, предлагаемый и продвигаемый в мире США, — декларируется создание более справедливой и равноправной системы распределения ценностей в экономике, когда доход предприятий тратится на нищих, сексуальные меньшинства и экологию. При этом управление государством через цифровые системы передаётся банкам и транснациональным корпорациям, национальная идентичность уничтожается. Мышление нивелируется через цифровое образование. Любое инакомыслие строго наказывается. Традиционные ценности запрещаются, насаждаются нетрадиционные. — Прим. ред.). И эта концепция не понравилась никому, даже им самим. И сейчас от этой концепции люди стараются оттолкнуться, лишь бы не попасть туда. Поэтому главный вопрос — не кто сейчас свой или чужой, а в каком будущем нам жить и будем ли мы для этого будущего своими или чужими. Вообще, основанием российской культуры был тезис: они все свои, пока не доказали обратного. Даже во время самых жёстких моментов Великой Отечественной войны, а это была война на уничтожение с обеих сторон, Сталин всегда говорил: давайте проводить разницу между Гитлером и немецким народом, «гитлеры» приходят и уходят, а великий немецкий народ будет жить. Будет грустно, если в какой-то момент времени эту позицию мы утеряем. Поэтому я очень нервно отношусь к попытке заявить: эти — наши, эти — не наши, или: раз они уехали, мы никогда не позволим им вернуться. Это не соответствует той картине мира, за которую сейчас идёт битва. Ведь она идёт не за Донбасс, и даже не за ресурсы Украины, и уж тем более не за территорию. Конфликт развернулся вокруг картины мира. И нам нужно, чтобы эта картина мира была озвучена. В МЕНТАЛЬНОЕ В огне СВО рождается единая имперская нация попытках понять Россию и рус ­ ских Запад постоянно делает ошибки. Не умея или не стараясь разобраться в особенностях и тонко ­ стях свойственного нашей нации им ­ перского мышления и пытаясь судить о природе русских исключительно по беглецам из страны, большинство ко ­ торых сознательно отказываются от родной культуры, добровольно ста ­ новятся отщепенцами и утрачивают право быть частью Русского мира, за ­ падные политики, военные и всякого рода толкователи на удивление часто попадают впросак. Между тем бук ­ вально на наших глазах внутри Рус ­ ского мира на фоне СВО зарождается консервативный поворот, который ещё более сближает советскую и православ ­ ную культуру, ускоряя тем самым про ­ цесс формирования единой имперской нации. Имперская нация В материалах аналитического цен- тра/«фабрики мысли» CSIS (США), который, в отличие от многих других, достаточно глубоко «копает» и не от ­ мечен откровенной и прямолинейной русофобией, в качестве одной из про ­ блем России указывается на отсутствие определённости с понятием ««нация». Ответа на данный вопрос, действи ­ тельно, нет до сих пор, у нас тоже, что не есть хорошо для будущего. Попытки искусственного создания этнических категорий и наделения их выдуманными именами наподо ­ бие ««россияне», безусловно, обречены. Следует понимать, что основой кон ­ цепта ««нация» должен служить некий костяк, то есть вполне реальная, а не аморфная общность, притягивающая людей и способствующая их единению. Так, в качестве ключевого элемента возрождения имперских принципов, что, с точки зрения аналитиков CSIS, является негативным фактором, рас ­ сматривается понятие ««соотечествен ­ ники за рубежом», опираясь на кото ­ рое происходил (и будет происходить) выход России за пределы своих границ (в Южной Осетии, Крыму, Донбассе). В своё время для разрушения ев ­ ропейских империй и уничтожения имперских идентичностей Вудро Виль ­ сон (28-й президент США, историк и политолог. — Прим. ред.) предложил возвысить национальные идентично ­ сти и дать нациям право на самоопре ­ деление. Похоже, что именно теперь настало время уйти от принятого тог ­ да понятия ««нация» и вновь вве ­ сти идентичность по принятию культуры, которая много шире идентичности по языку, глубже граж ­ данской и более открыта, чем f идентич- Х н о с т ь ХК"- п о X jmi . крови. Данный подход позволит вновь возродить столь нелюбимые англо ­ саксами континентальные имперские идентичности. Наследники Византии Ромейская империя/Византия была первой в мире полноценной империей, где общенациональная идентичность «ромей» была важнее принадлежно ­ сти к конкретному народу по крови и языку. Ведь не просто так количе ­ ство императоров не греков оказалось в этой империи столь значительным. « РУССКИЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЮТСЯ ЗАГАДКОЙ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ИНОСТРАНЦЕВ: НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ РУССКИЕ ДЕМОНСТРИРУЮТ ЧУДЕСА СПЛОЧЁННОСТИ И САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ Элиты присоединённых народов интегрировались в Ромейской импе ­ рии в общую имперскую элиту, а на ­ селение получало возможность жить согласно своим собственным традици ­ ям и обычаям в рамках исторических территорий компактного проживания. Выезжая за пределы таких автоно ­ мий, люди были обязаны соблюдать общеимперские принципы, законы и традиции. В этом плане Россия ста ­ ла культурной наследницей Ромейской империи, а русские — имперской наци- ей/народом. Часто сокрушаются, что русские, в отличие от других эмигрантов, * не создают сильных диаспор, но № именно это и логично для импер- у ского народа: ведь каждое приобре ­ тение есть потеря, а потеря — при- ' обретение. И да, культурная самобытность малых народов в России должна под ­ держиваться и сохраняться только в местах их компактного историче ­ ского проживания, за пределами этих территорий все должны ве- /7 сти себя как русские по культуре. 1/ к Оптимальным видится 1 1 представление о русских как 1 1 об имперской, объединяющей Я I 1 нации, основу кото- I I рой составляет 11 принятие }■ рус - /■ языка, ского культурного канона ценностей, традиций, самоидентифи ­ кации, а также — обязательно — при ­ знание за своего другими носителями данной идентичности. Русские являются имперской наци ­ ей со всеми её плюсами и минусами. Поэтому не будем переживать о том, что вне российской территории не про ­ исходит образования сильных русских диаспор, с другой же стороны, находясь на своей земле, общины русских способ ­ ны демонстрировать чудеса преображе ­ ния и усиления. Запад пытается судить » о нас на основе матрицы поведения рус ­ ских эмигрантов, не понимая того, что пресловутая «русскость» ими в главном уже утрачена. Точно так же ошибались и мы, когда считали украинцев частью нашего народа, меч ­ тающего опять стать стью перии. ча- им- f fl '•^'1 S 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz