Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
18 ОБРАЗ БУДУЩЕГО ПЕРВЫЙ НОМЕР № 38 (412) 4 октября 2022 года Сергей Переслегин, эксперт по прогностике Кто будет своим в послевоенном мире? При ближайшем рассмотрении наша и украинская идентичности оказались разными. Да и при рассмотрении российского и украинского культурного кода наблюдается разница, причём эта разница с исторической подоплёкой. Она похожа на различие между спартанским и беотическим культурными кодами в Древней Греции. Украина, как и Беотия, — место с хорошим замедлением, в отличие от всей остальной Руси, что сильно меняет представление о мире. Есть ещё одна сторона проблемы, которая не имеет отношения ни к культурным кодам, ни к идентичности, но тем не менее важна. Это — понятие «свои», которое базируется на доверии, то есть абсолютно иррационально. Я практически убеждён, что через некоторое количество времени Украина может стать передовым отрядом России, каким сейчас является Чечня. Но доверие рождается вокруг чего-то. И тут мы понимаем, что базовая проблема России — это отсутствие образа будущего, той концепции мира, вокруг которой можно было бы выбирать своих и чужих. На наше счастье, у нашего основного противника ситуация едва ли не хуже, потому что они предложили свою концепцию будущего — инклюзивный капитализм (новый миропорядок, предлагаемый и продвигаемый в мире США, — декларируется создание более справедливой и равноправной системы распределения ценностей в экономике, когда доход предприятий тратится на нищих, сексуальные меньшинства и экологию. При этом управление государством через цифровые системы передаётся банкам и транснациональным корпорациям, национальная идентичность уничтожается. Мышление нивелируется через цифровое образование. Любое инакомыслие строго наказывается. Традиционные ценности запрещаются, насаждаются нетрадиционные. — Прим. ред.). И эта концепция не понравилась никому, даже им самим. И сейчас от этой концепции люди стараются оттолкнуться, лишь бы не попасть туда. Поэтому главный вопрос — не кто сейчас свой или чужой, а в каком будущем нам жить и будем ли мы для этого будущего своими или чужими. Вообще, основанием российской культуры был тезис: они все свои, пока не доказали обратного. Даже во время самых жёстких моментов Великой Отечественной войны, а это была война на уничтожение с обеих сторон, Сталин всегда говорил: давайте проводить разницу между Гитлером и немецким народом, «гитлеры» приходят и уходят, а великий немецкий народ будет жить. Будет грустно, если в какой-то момент времени эту позицию мы утеряем. Поэтому я очень нервно отношусь к попытке заявить: эти — наши, эти — не наши, или: раз они уехали, мы никогда не позволим им вернуться. Это не соответствует той картине мира, за которую сейчас идёт битва. Ведь она идёт не за Донбасс, и даже не за ресурсы Украины, и уж тем более не за территорию. Конфликт развернулся вокруг картины мира. И нам нужно, чтобы эта картина мира была озвучена. В МЕНТАЛЬНОЕ В огне СВО рождается единая имперская нация попытках понять Россию и рус ских Запад постоянно делает ошибки. Не умея или не стараясь разобраться в особенностях и тонко стях свойственного нашей нации им перского мышления и пытаясь судить о природе русских исключительно по беглецам из страны, большинство ко торых сознательно отказываются от родной культуры, добровольно ста новятся отщепенцами и утрачивают право быть частью Русского мира, за падные политики, военные и всякого рода толкователи на удивление часто попадают впросак. Между тем бук вально на наших глазах внутри Рус ского мира на фоне СВО зарождается консервативный поворот, который ещё более сближает советскую и православ ную культуру, ускоряя тем самым про цесс формирования единой имперской нации. Имперская нация В материалах аналитического цен- тра/«фабрики мысли» CSIS (США), который, в отличие от многих других, достаточно глубоко «копает» и не от мечен откровенной и прямолинейной русофобией, в качестве одной из про блем России указывается на отсутствие определённости с понятием ««нация». Ответа на данный вопрос, действи тельно, нет до сих пор, у нас тоже, что не есть хорошо для будущего. Попытки искусственного создания этнических категорий и наделения их выдуманными именами наподо бие ««россияне», безусловно, обречены. Следует понимать, что основой кон цепта ««нация» должен служить некий костяк, то есть вполне реальная, а не аморфная общность, притягивающая людей и способствующая их единению. Так, в качестве ключевого элемента возрождения имперских принципов, что, с точки зрения аналитиков CSIS, является негативным фактором, рас сматривается понятие ««соотечествен ники за рубежом», опираясь на кото рое происходил (и будет происходить) выход России за пределы своих границ (в Южной Осетии, Крыму, Донбассе). В своё время для разрушения ев ропейских империй и уничтожения имперских идентичностей Вудро Виль сон (28-й президент США, историк и политолог. — Прим. ред.) предложил возвысить национальные идентично сти и дать нациям право на самоопре деление. Похоже, что именно теперь настало время уйти от принятого тог да понятия ««нация» и вновь вве сти идентичность по принятию культуры, которая много шире идентичности по языку, глубже граж данской и более открыта, чем f идентич- Х н о с т ь ХК"- п о X jmi . крови. Данный подход позволит вновь возродить столь нелюбимые англо саксами континентальные имперские идентичности. Наследники Византии Ромейская империя/Византия была первой в мире полноценной империей, где общенациональная идентичность «ромей» была важнее принадлежно сти к конкретному народу по крови и языку. Ведь не просто так количе ство императоров не греков оказалось в этой империи столь значительным. « РУССКИЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЮТСЯ ЗАГАДКОЙ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ИНОСТРАНЦЕВ: НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ РУССКИЕ ДЕМОНСТРИРУЮТ ЧУДЕСА СПЛОЧЁННОСТИ И САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ Элиты присоединённых народов интегрировались в Ромейской импе рии в общую имперскую элиту, а на селение получало возможность жить согласно своим собственным традици ям и обычаям в рамках исторических территорий компактного проживания. Выезжая за пределы таких автоно мий, люди были обязаны соблюдать общеимперские принципы, законы и традиции. В этом плане Россия ста ла культурной наследницей Ромейской империи, а русские — имперской наци- ей/народом. Часто сокрушаются, что русские, в отличие от других эмигрантов, * не создают сильных диаспор, но № именно это и логично для импер- у ского народа: ведь каждое приобре тение есть потеря, а потеря — при- ' обретение. И да, культурная самобытность малых народов в России должна под держиваться и сохраняться только в местах их компактного историче ского проживания, за пределами этих территорий все должны ве- /7 сти себя как русские по культуре. 1/ к Оптимальным видится 1 1 представление о русских как 1 1 об имперской, объединяющей Я I 1 нации, основу кото- I I рой составляет 11 принятие }■ рус - /■ языка, ского культурного канона ценностей, традиций, самоидентифи кации, а также — обязательно — при знание за своего другими носителями данной идентичности. Русские являются имперской наци ей со всеми её плюсами и минусами. Поэтому не будем переживать о том, что вне российской территории не про исходит образования сильных русских диаспор, с другой же стороны, находясь на своей земле, общины русских способ ны демонстрировать чудеса преображе ния и усиления. Запад пытается судить » о нас на основе матрицы поведения рус ских эмигрантов, не понимая того, что пресловутая «русскость» ими в главном уже утрачена. Точно так же ошибались и мы, когда считали украинцев частью нашего народа, меч тающего опять стать стью перии. ча- им- f fl '•^'1 S 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz