Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 ХРАНИТЕЛИ РУСИ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 04 (378) 31 января 2022 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина О 00 о "О =1 о "О П П С ЛЮБОВЬЮ ИЗ В Год народного искусства «Первый номер» запускает новуЮ рубрику «Хранители Руси» о традициях Липецкой области Я художник — я так вижу Генеральная Ассамблея ООН резолюцией от 3 декабря 2018 года провозгласила 24 января Международным днём образования. И сегодня, кажется, назрела дилемма — что важнее: образование или индивидуальные способности? Прекрасный тезис, определяющий возможности предъявить миру всё то ценное, что составляет сущность духовных поисков и нравственных терзаний личности — свобода творческого самовыражения! Однако в современных условиях гипертрофированного акцентирования возможностей самореализации, к сожалению, часто складывается ситуация, когда единственный принцип «творца» — «я художник, я так вижу»^ И результаты подобного «творчества» порой бывают весьма сомнительны. На всероссийский поэтический конкурс представлены стихи. О любви. Автору 15 лет. Ключевые образы — «твоя потная футболка» и «дрожь жестокая моя бежит в кроссовки»^ Эмоциональное состояние лирического героя, конечно, понятно. Но, не кажется ли, что несколько излишне физиологично представлены душевные переживания в стихотворении, названном «Первая любовь»? Да и культурный контекст эпитетов автору, похоже, незнаком. Есенинская «потом пропахшая выть» — это все-таки о тяжёлом крестьянском труде, «гимнастёрки потные стираем в ручьях, которым и названья нет» у Николая Старшинова — о суровом ратном подвиге на пути «до берлинских стен». Может, стоило нынешнему юному дарованию сначала почитать предшественников, сопоставить свои ощущения с чувствами тех, кто на подбор слова тратил больше времени? Ведь недаром даже «грубый гунн» Маяковский перемалывал «тысячи тонн словесной руды», чтобы уже более ста лет влюблённые юноши хотели «последней нежностью выстелить^ уходящий шаг». Но это, конечно, если хотя бы раз открывали томик стихов. Как бы сегодня, не оскорбляя чувств желающих писать и не разрушая массовую политику провозглашения уникальности каждого, намекнуть на то, что существует огромный опыт человечества в выражении чувств через слово, воплощённый как в прекрасных стихах, так и в элементарных словарях? Увы, по отношению к нынешним служителям Аполлона* вспоминается анекдот: «Чукча не читатель, чукча — писатель!» А жаль. Ведь недаром Ломоносов советовал: «Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни!» Прежде чем ПИСАТЬ, давайте будем больше ЧИТАТЬ! * 13 из 15 опрошенных девятиклассников не смогли объяснить выражение «служитель Аполлона» (поэт) по стихотворению Пушкина, двое истолковали это как «жрец в Древней Греции». У каждого региона, города, села и деревни есть свои тради ции, которые бережно хранятся в семьях и передаются из поколения в поколение. К сожалению, сейчас они теряют ся, ритуалы забываются: только старшее поколение ещё может вспомнить и рассказать о них. Выпускники липецкой Школы межэтнической журналистики подготовили для читателей «Пер вого номера» серию материалов об обычаях Липецкой земли и людях, которые хранят наши традиции. Видела всё своими глазами Анастасия Григорьевна Муравлёва (Шеховцова) родилась в деревне Паршиновке Добринского района в 1939 году. Отец Гри горий Васильевич Шеховцов в 1941-м ушёл на фронт. Через два года после Великой Победы он умер от ран и из-за контузии. Мать Варвара Ивановна одна воспитывала четверых детей. Анастасия Григорьевна закончила 7 классов. В колхозе проработала 40 лет. Она знает о каждом народном празднике почти всё: что-то рас сказывала мама, в каких-то участвовала сама. Помнит советские традиции, которые появились в деревне в 1940-1950 годы. — Весёлый был народ тогда. Хоть и жили трудно, но не уныва ли, — говорит Анастасия Григорьевна. Год кончается, другой начинается — Анастасия Григорьевна, с каких праздников обычно начинался год? — Мы не отмечали Новый год. Главным зимним праздником считалось Рождество Христово. Святки длятся две недели с Рож дества до Крещения. Люди в это время старались не работать, не прясть, не ткать — это считалось большим грехом. Говорили, что у хозяев, которые не следуют традициям, летом овцы будут кру житься, то есть неспокойные будут, ягнят станут кормить плохо. В Рождество ходили к соседям, собирались у кого-то, играли в «горячку». Было это так. Парни и девушки садились кругом на лавках. Выбирался юноша, который был якобы отцом незамуж ней девушки. Ему давали в руки ремень. Он становился в центр круга и по очереди подходил к каждому со словами: «Ты замуж отдаёшь дочку?» На отрицательный ответ «отец» легонько хле стал по ладони. Матеря наши в это время беседовали, семечки ели, иногда играли в карты и лото. В ночь на Крещение Господне всегда проводилась служба в церкви. Люди вставали рано, варили холодец, пекли блинцы, наливали квас. После обеда начинались широкие гуляния. Мы хороводы водили, ходили песни пели. Нас было аж по 12 человек в одном ряду. Был пост, будет и праздник! — Какие правила обычно соблюдали в пост? — Почти то же, что и сейчас: молока, мяса не ели, как по ложено. С середины поста уже начинали готовиться к Пасхе: убирали дом, вымывали все углы, печи белили. В Страстную седмицу особенно готовились. С пятницы пекли куличи, кра сили яйца, святили их, набирали святую воду. В Чистый чет верг, помню, папа рано утром в потёмках выходил на озеро, чтобы искупаться, смыть с себя грязь и болезни, как говорили раньше, «смыть всю нечисть». Многие с ним ходили. А све кровь моя, бабушка Елена, со среды набирала воду в чугунный котёл, ставила в остывающую печь, а утром до рассвета купа лась в этой воде. Мы, когда были детьми, очень ждали этот праздник. Как живётся, так и поётся — Какие песни вы обычно пели во время гуляний? — Самые разные! Страдания, церковные, частушки. Вот одну хорошо помню: Я больна и нездорова, Скоро-скоро я умру. Вы пойдите, приведите, Кого верно я люблю. А люблю я Ванюшу С кучерявой головой, Кучерявой ненаглядной, И с кудрями в три ряда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz