Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 4 октября 2022 года № 38 (412) СОЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ 15 ЗОЛОТЫЕ СЛОВА В школе № 70 работает специальный класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи На уроках дети учатся не только читать и писать, но и правильно произносить слова У ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ния. Её ребята учатся наравне с други ­ ми детьми, активно общаются, читают и грамотно пишут. В рамках городского проекта «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» группы для дошкольников с особенностями здоровья работают в 67 детских садах и восьми школах. Специализированные классы открыты в 17 школах. так оснащён Класс для логопатов Школа № 70 — единственная в Липец ­ ке, где педагоги работают с учениками с тяжёлыми нарушения речи. С 2018 года здесь действует система, позволяющая читель-логопед начинает урок: Педагог уже выпустила один коррек «Дети, берём в руки мячики. Катаем ционный класс после четырёх лет обуче их, массажируем пальчики». Рядом с привычными школьными пар ­ тами в кабинете выстроились яркие ряды мячей, коробки с пёстрыми бусинками и даже банки с крупами класс для 12 ребятишек первого класса «Е» в школе № 70, где обучают детей с тяжёлы ­ ми нарушениями речи (ТНР). Логоритмика В этом классе слово, вопреки извест ­ ной пословице, не серебро, а золото: ребя ­ та не только учатся считать и писать, но и связно, чётко говорить. Поэтому уроки проводит учитель-логопед, а в занятия встроены игровые комплексы. — Внимание, маршируем! Шагаем, ручки-ножки работают! Молодцы! Дела ­ ем широкий круг и выкладываем шари ­ ки, — педагог-логопед Ольга Полякова включает музыку и начинает занятие ло- горитмикой. Дети стараются: машут в такт руками и улыбаются. Казалось бы, это всего лишь игра, но на деле упражнения помогают преодолевать речевые барьеры. Су-джок до речи доведёт Активные двигательные упражнения сменяются занятиями по развитию диа ­ фрагмального дыхания и мелкой мотори ­ ки. Здесь-то и понадобятся те самые мя ­ чики и бусины. — Мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие, поэтому на занятиях много таких упражнений. К примеру, используем китайский мя ­ чик су-джок. Внутри него спрятана пара проволочных колечек. Ими массажируем пальцы, развиваем мануальные навыки. Всё это способствует усвоению письма, развитию речи, — рассказывает Ольга По ­ лякова. Цветные бусины и массажные мячики су-джокI способствуют развитию мелкой моторики заниматься с детьми-логопатами (дети, у которых сохранён слух, не нарушен ин ­ теллект, но имеются значительные рече ­ вые нарушения. — Прим. ред.) от ясель ­ ной группы до выпускного класса. В коррекционный класс набирают не больше 12 учеников. Сама программа обучения мало чем отличается от обыч ­ ной, но к ней добавлены логопедическая ритмика, техника произношения, раз ­ витие речи, индивидуальные занятия с психологом и логопедом. После на ­ чальной школы, если коррекция идёт успешно, детей переводят в общеобразо ­ вательные классы. Если же ребёнку ну ­ жен особый подход, он продолжит обу ­ чение в ТНР-классе на уровне основного общего образования. Всего в начальной школе учатся 37 человек по адаптиро ­ ванной образовательной программе. СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ: НЕ УПУСКАТЬ ВРЕМЯ И НЕ ЖДАТЬ, ЧТО «ВСЁ САМО НАЛАДИТСЯ» опытом мама На языке любви Сами педагоги подчёркивают — клас ­ сы очень востребованы, свободных мест нет. Попасть сюда «с улицы» нельзя: зачисляют при наличии заключения психолого-медико-педагогической ко ­ миссии. Своим поделилась Юлия Симакова, семилетнего Артёма: — У сына выявили тяжёлое наруше ­ ние речи, есть проблема звукопроиз- ношения. До трёх лет он не говорил — была задержка развития речи. Сначала нас успокаивали, мол, мальчики все на ­ чинают говорить позже. Но мы всё-таки начали бить тревогу: записались к ло ­ гопеду, ходили в специальный детский садик № 105. Я тщательно изучила всю информацию и знала, что в городе толь ­ ко одна школа с таким подходом. Сын попал сюда по заключению комиссии. Класс полностью оснащён. Считаю, на ­ шим ребятам очень повезло с учителем — вижу, что будет толк. Слову — время Дети втягиваются в учебный процесс постепенно. Главное, говорят педагоги, — привить у них любовь к слову, в игро ­ вой форме адаптировать и «запустить» все процессы речи. Родители замечают: даже за несколько недель с начала учё ­ бы есть результат. Дети с удовольствием идут в школу, стараются проговаривать звуки. Для них это уже достижение. — Увы, сейчас такая тенденция — много детей с нарушением речи. На это влияют разные факторы: экология, гаджеты, наследственность. С ребёнком важно заниматься. Советую родителям не упускать время и не ждать, что «всё само наладится», а обращаться к специ ­ алистам. Ведь мозг формируется до 11-12 лет, а потом уже будет поздно, — считает Юлия Симакова. В школе планируют, что набор в кор ­ рекционный класс будет идти и в следу ­ ющем году. Текст: Анна Дикарева Фото: Оксана Макарова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz