Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 27 сентября 2022 года № 37 (411) ЛИПЕЦК СОВЕТСКИЙ 13 Вы можете прослушать материалы рубрики, перейдя по QR -коду ____ _ купленные в Голландии сотню истребителей Fokker D. XII, запчасти, оборудование для мастерских и оружие. Эксплуатировали здесь и ещё почти четыре десятка видов самолётов, в том числе тяжёлый бомбардиров- видом пассажирского перегнали в Липецк и уже тут дооборудовали прицелами, бомбодержателями и пу ­ лемётами. В 1928 году на нём был совершён перелёт «В своей передней кабине я напряжённо ловил ка ­ ждое слово инструктора Саввова, который приказал не касаться управления без его сигнала, — позже вспоми ­ нал Птухин. — Когда я понял, что мы в горизонтальном полёте, сердце успокоилось, а до этого трепетало. Но тут щик Junkers G.24. Этот трёхмоторный самолёт под я понял, что Саввов передаёт мне управление — увидел в зеркале его поднятые руки. Самолёт задрожал, накре ­ нился вбок, ветер ударил в лицо — кабина-то открытая. Едва я вывел его из крена, он завалился на другой бок. Самара — Саратов — Казань под предлогом знакомства Несмотря на холод, стало жарко, спина взмокла. Само ­ лёт будто взбесился и не желал подчиняться. Но потом я попробовал не дёргать ручку, а делать всё плавно, и машина стала слушаться». У Бормана первый полёт прошёл не так гладко. Он наделал больше ошибок, инструктору пришлось само ­ му сажать самолёт. Закатить самолёт в ангар Алексан ­ дру помогли товарищи. А поднимать его хвост при ­ шлось ему самому. Это считалось позором, курсанты приговаривали: «Молодой бес под кобылу подлез, по ­ натужился, понапружился!» Впоследствии генерал Александр Борман командо ­ вал 216-й авиадивизией, она действовала в составе 4-й армии Северо-Кавказского фронта. Позже он стал заме ­ стителем командующего этой армией. с жизнью немцев Поволжья. Немцы испытывали в Липецке новые виды оружия, например «моторное ружьё»: синхронизатор для авиа ­ ционного пулемёта, он позволял стрелять через враща ­ ющийся пропеллер. Отрабатывали разные стили бом ­ бардировок. Изучали советское вооружение. Пулемёт Дегтярёва удостоился наивысшей оценки. «При любезном содействии Красвоздухофлота устраивали состязательные полёты, которые дали весь ­ ма ценный опыт», — писал обер-лейтенант Вельберг. В этих полётах участвовал Валерий Чкалов, который начисто выиграл все воздушные бои, немцы были вос ­ хищены его мастерством. Судьба же Евгения Птухина трагична. Он летал САМОЛЁТ НАКРЕНИЛСЯ ВБОК, ВЕТЕР УДАРИЛ В ЛИЦО — КАБИНА-ТО ОТКРЫТАЯ. ЕДВА Я ВЫВЕЛ ЕГО ИЗ КРЕНА, ОН СНОВА ЗАВАЛИЛСЯ в небе Испании, был советником по авиации начальни ­ ка Генштаба, испанцы звали его «генерал Хосе». Одним из первых в стране стал генералом авиации и Героем Советского Союза, командовал воздушным флотом во время войны с Финляндией. Весной 1941-го его на ­ значили командующим военно-воздушными силами Киевского особого военного округа. Но перед самой Великой Отечественной, 20 июня, сняли с должности и отправили в Бутырку. Его расстреляли 3 февраля 1942-го по обвинению в участии в антисоветском заго- Секреты для Люфтваффе воре. В 1954 году полностью реабилитировали. С самолётов велась аэрофотосъёмка Воронежа, Ель ­ ца, Острогожска, станций Графская, Чугун, Грязи^ Снимки обрабатывались в прекрасно оборудованной фотолаборатории. Так Германия получила топографи ­ ческие карты, которые использовала потом во Второй » Объект в «городе Л» В марте 1924 года школу посетил начальник Главвоз духофлота Аркадий Розенгольц. Заявил: «Школа име ет колоссальное значение». Но уже через месяц её мировой. В Липецке бывали и высшие чины рейхсвера, расформировали, курсантов перевели в Борисоглебск. Объяснили это отсутствием необходимой материаль ­ но-технической базы. Но на деле в «городе Л», распо ­ ложенном не так далеко от Москвы и имевшем аэро ­ дром и авиамастерские, решили разместить секретную советско-немецкую авиашколу. Побеждённой в Первой «Лётчики», арестовали 19 человек. Позже выяснили: мировой Германии Версальский договор запрещал свидетельств об их предательстве нет. иметь военную технику. В секретной школе немецкие пилоты могли совершенствоваться на боевых самолё ­ тах. Все расходы на оборудование и содержание школы легли на немецкую сторону. Соглашение об открытии школы было подписано 15 апреля 1925 года. в том числе разведки. Советские чекисты были в курсе пристального ин ­ тереса немецких «друзей». В 1928 году Яков Берзин, начальник разведуправления РККА, докладывал об этом. В 1929 году в Липецке ОГПУ провёл операцию Конец «Вифупаста» Справедливости ради нужно сказать, что советские специалисты получили немало пользы от сотрудниче ­ ства с немцами, имея доступ к новейшим техническим разработкам. В 1930 году авиашколу реорганизовали в опытную станцию под названием «Вифупаст». Все тяжёлые са ­ молёты, а также 12 «альбатросов» и восемь «Хейнке- Германия получит право иметь собственную военную технику. С приходом к власти Гитлера станцию и вовсе ликвидировали. Постройки и значительную часть обо ­ рудования немцы передали РККА безвозмездно. Ходило много легенд, связанных с пребыванием Под видом гражданских Немцы жили в благоустроенных казармах, позже построили трёхэтажный дом (сейчас дом № 12 на тер ­ ритории Военного городка). Отдыхали в фруктовом лей» эвакуировали. Объясняли это тем, что к 1933 году саду на склоне Каменного Лога. Тут же поставили де ­ ревянную кирху (она сгорела в 1990-е). Семейные арен ­ довали квартиры в городе. На реке Воронеж у немцев была пристань с моторными, вёсельными и парусными лодками, был даже глиссер с пропеллером. По воспоминаниям немецких лётчиков, Липецк немцев в нашем городе. Все они были развенчаны. Нет, оставил двойственное впечатление: он живописно располагался на холмах и утопал в зелени садов, это очаровывало с первого взгляда. Но впечатление порти ­ ли грязные улицы. Мощёными они были лишь в цен ­ тре, где сохранились с дореволюционных времён, как и электричество, телефонная связь и водопровод. Немцы прибывали в Липецк под чужими фамилия ­ ми, не носили форму и считались служащими. Их общее количество, как предполагают историки, колеблется от 100 до 450 человек. Многие потом стали асами Второй мировой войны, пилоты Борман, Виммер, Шпайдель и Штудент дошли до генералов, генерал-полковник Ганс Ешонек возглавил штаб Люфтваффе. Герман Геринг не жил на Ниженке. Нет, у него не было тут любовницы. И бомбы на Липецк всё-таки падали: 1 сентября 1941 года бомбили Ниженку, шесть раз — с апреля 1942-го по март 1943-го — промзону и посёлок завода «Свободный сокол». Текст: Марина Карасик Фото: ГАЛО, архивное управление администрации Липецка и музей Липецкого авиацентра Замаскированный груз Германия тайно, пароходами в Ленинград, затем по железной дороге, переправила в Липецк так же тайно О том, как на месте немецкой авиашколы в 1934 году открыли Высшую лётно-тактическую школу ВВС и о дальнейшей истории авиацентра — в нашем следующем выпуске. Автор благодарит за помощь в подготовке статьи архивное управление администрации Липецка и автора книги «Липецкие соколы» Владимира Меркурьева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz