Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
12 ЛИПЕЦК СОВЕТСКИЙ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 37 (411) 27 сентября 2022 года УЧИТЬ imEHHTh СНМПЛЕТЫ ПМЛПТПН УЧИТЬ ППБЕЛШНТЬ Первый лЁтчик, красвоенлЁты и секретная немецкая авиашкола С егодня рассказ об уникальном подразделении ВКС России — ’ о Липецком авиацентре. О Госу- ' дарственном ордена Ленина Красно знамённом центре подготовки авиа персонала и войсковых испытаний Минобороны имени Чкалова. Тут освоили больше 40 типов само лётов и беспилотников, подготовили более 60 тысяч офицеров. Переучили 11 лётчиков-космонавтов. В Центре служили 29 Героев Советского Сою- „ за и России. Сегодня это соединение ВКС выполняет самые важные и от ветственные задачи Верховного глав нокомандующего. г -iX 5 "'S> вв^ ские стрелы, которые могли пробить всадника с лошадью. Лётчики сбрас^:- вали и дырявые бочки, которые при «Ci ' падении издавали звуки, приводящие в ужас и людей, и лошадей: те встава ли на дыбы и сбрасывали всадников. Выстрелы с земли повредить самолё ты не могли. А члены экипажа, чтобы защититься от пуль, клали на сиде .. j'ig нья большие сковороды. В 1919 году мамонтовцы шли по тылам Красной 1М армии, захватив Тамбов, Раненбург, * Лебедянь, Елец, Грязи, Задонск и Во ронеж. РККА громила их конные от ряды в том числе и с воздуха. ж .S,, ®'8 bi ' 61 Mfi?- Экипажи «Муромцев»: прапорщик Лавров, штабс-капитаны Алехнович, Панкратьев, Наумов, Башко, штабс-ротмистр Середницкий, подпоручики Павлов и Павлов. 1916 г. Первый липецкий лётчик История липецкой авиации на чалась в годы Первой мировой. В 1916 году тут появилось Товарище ство «Липецкие аэропланные ма стерские» по сбору французских самолётов «Моран». Свои капита лы вложили и известные в Липец ке промышленники Михаил Быха- нов и Пётр Хренников. Предприятие располагалось на улице Гостиной (ныне Интернациональная). Основал В бой на сковородке его Николай Ставрович Саков. Он родился в 1889 году. Его отец, дворянин Ставр Елевтерьевич Саков, рабо- канских авиаотрядов и формируют эскадру тяжёлых бом- тал курортным врачом на Липецких минеральных во дах, семья жила на улице Дворянской, ныне Ленина. Двадцатилетнего Николая покорила романтика неба, и он отправился во Францию учиться летать. В 1911 году Николас де Сакоф возвращается в Россию. В 1912 году он участвовал в Балканской войне, бомбил турецкие позиции. В 1913-1914 годах работал инструктором в лёт ной школе Императорского Всероссийского аэроклуба полётов. К тому же очень комфортными были условия для в Санкт-Петербурге. В Первой мировой защищал Рос сию в составе Особого добровольческого авиаотряда. Награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени. Из-за проблем со здоровьем уволился со службы и вер нулся в Липецк. Революцию Николай Саков не принял. Он служил в Северо-Западной армии генерала Юденича, потом эмигрировал во Францию. Имущество товарищества «ЛАМ» в 1918 году было передано Липецкому уездно- Громить с воздуха му Совету. Именно база, созданная в Липецке Саковым, способствовала дальнейшему развитию авиации в на шем городе. В 1918 году в Липецке создают один из шести республи- 1 - Школа военлётов ■ * Сам Липецкий авиагарнизон начался со Второй высшей шко лы лы красных военных лётчиков. Щ В июне 1923 года в Липецк поступили W 30 двухместных французских би- пл планов «Анрио-Н-14» Они были ||| матерчато-фанерные и под дождём попросту расклеивались. Для них пришлось строить ангары — в рай оне нынешнего ДС «Звёздный». Рембаза, оставленная эскадрой «Илья Муромец», находилась на территории Военного городка. Теорию же постигали в здании ремес ленного училища на улице Зегеля в доме № 1, что напро тив Главпочтамта. — По проекту авиаконструктора Поликарпова создали первый советский самолёт-разведчик Р-1, в Центральном бардировщиков «Илья Муромец». Эти самолёты активно участвовали в Гражданской войне. Самолёт «Илья Муро мец» русского конструктора Сикорского считали чудом тех ники. Размах крыла — 32 м, длина — 22 м. Четыре мотора аэродинамическом институте Туполев разработал первый по 100 лошадей придавали машине богатырскую мощь. На ней было установлено несколько мировых рекордов гру зоподъёмности, дальности, высоты и продолжительности экипажа: просторная застеклённая кабина с электрическим освещением и подогревом. Вот как описывал впечатление, которое производил са молёт, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Ми хаил Водопьянов (он начинал служить в этой части): «Ста рухи выбежали из домов с криками: «Конец миру пришёл! флота, которую красвоенлёты подарили липчанам в августе Нечистая сила летит!» 1923 года, стала незабываемым праздником. в мире цельнометаллический самолёт, — рассказывает быв ший педагог, создатель клуба «Воздушные искатели», автор книги «Липецкие соколы» Владимир Меркурьев. — Задача подготовить грамотных и умелых лётчиков была одной из самых важных. Проблем хватало: техника изношенная, недоставало запчастей, продуктов и обмундирования. Но личный состав поддерживали и липчане, и уездные власти. Курсанты же шефствовали над Ленинской волостью и дет ским домом «Муравейник». А первая Неделя воздушного Боевое крещение липецкие соколы получили в боях про тив деникинцев на Южном фронте. Экипаж — три челове ка. Три пулемёта и до 500 кг авиабомб. Были и металличе- Служили два товарища Первые полёты были назначены на январь 1924 года. Среди молодых курсантов были двое друзей, Евгений Пту- хин и Александр Борман. -'Ж- 1Г -4 сЁ I 1 W.- - ч f J Николай Саков аэропланных мастерских» -основатель «Липецких Истребитель Fokker D. Xlll перед ангарами Курсант Вг2^_;; Александр sVpi бторой высшей 1ман школы красвоенлётов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz