Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 20 сентября 2022 года № 36 (410) КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 15 СОХРАНИТЕ ВАШИ ДЕНЬГИ Сотрудник Банка России разоблачил самые популярные схемы телефонных мошенников З лоумышленники пользуются всё бо лее изощрёнными сценариями для хищения денег у липчан. В резуль тате тысячи людей страдают от их дей ствий, теряют деньги, которые в некото рых случаях копили годами. Какие топ-5 схем используют телефонные мошенники и как вести с ними разговор, «Первый но мер» разбирался с заведующим сектором защиты информации липецкого отделе ния Банка России Алексеем Сергеевым. Представляются операторами мобильной связи Злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников службы поддерж ки оператора сотовой связи и сообщают, что номер абонента скоро перестанет действовать. Чтобы избежать отключе ния, человеку предлагают набрать на те лефоне определённую комбинацию цифр. Однако в результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых со общений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников. Это по зволяет им получить доступ к дистанци онному управлению банковским счётом и похитить деньги. Кроме того, мошенники могут сооб щить, что необходимо переоформить договор об оказании услуг связи, поме нять тарифный план на более выгодный, отключить платную услугу. Иногда зло умышленники сообщают, что поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера. Независимо от причины звонка цель мошенников — либо получить у челове ка код для входа в его личный кабинет мобильного оператора и установить пе реадресацию, либо убедить абонента под ключить её самостоятельно. — При поступлении такого ного звонка прервите разговор. Если вы продолжили общение и вам во время разговора пришёл СМС-код из личного кабинета, никому не сообщайте его. Если возникли вопросы, самостоятельно по звоните в службу поддержки мобильного оператора по номеру, который указан на его официальном сайте, — рекомендует Алексей Сергеев. Предлагают обменять кешбэк на рубли Злоумышленники обзванивают липчан под видом сотрудников банков и сообща ют, что накопленный за покупки кешбэк и другие бонусные баллы можно обменять Убеждают оформить кредит на рубли. Для этого мошенники запраши вают у человека банковские данные и СМС- код, полученный от банка, якобы для под тверждения операции и оплаты комиссии за услугу. Однако на самом деле злоумыш ленники, заполучив эти сведения, соверша ют кражу денег со счёта. — Прервите такой телефонный раз говор. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону финансовые данные, в том числе трёхзначный код с оборотной стороны карты или СМС- код. По любым банковским вопросам, телефон- « НЕ СУЩЕСТВУЕТ САЙТОВ, НА КОТОРЫХ МОЖНО ПРОВЕРИТЬ ФАКТ УТЕЧКИ БАНКОВСКИХ СВЕДЕНИЙ! НИКОГДА НЕ ВВОДИТЕ ДАННЫЕ СВОЕГО СЧЁТА ИЛИ КАРТЫ, ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ НА СОМНИТЕЛЬНЫХ САЙТАХ в том числе по кешбэку, самостоятельно позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на сай те кредитной организации, — разъясняет эксперт. Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родствен ников мошенники пытаются оформить кредит. Через короткое время ему снова звонят и уже могут представляться со трудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или на его близких не известные лица действительно оформ ляют кредит и, чтобы предотвратить незаконное оформление, необходимо как » можно скорее оформить «встречный» кредит. Сумма кредита должна совпадать с той суммой, которую оформляют неиз вестные лица по его паспортным данным. Для убедительности злоумышленни ки просят гражданина действовать опе ративно и ни в коем случае не рассказы вать про оформление кредита и его целях кому-либо, так как проводится секрет ная операция по вычислению жулика из числа сотрудников банка. Они убеждают жертву, что её действия позволят рас крыть преступника, а кредитная история останется чистой. Во время разговора звонящие узнают, услугами каких банков пользуется жерт ва, и, чтобы войти в доверие, интересуют ся, не теряла ли она документы, удосто веряющие личность, и не передавала ли кому-либо свои паспортные данные. — Немедленно прервите разговор. Ни сотрудники банков, ни бюро кредит ных историй не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону. Сообщить по телефону или каким-либо другим способом о попытке оформления кредита могут, как прави ло, только мошенники, — подчёркивает Алексей Сергеев. Убеждают проверить данные счёта Злоумышленники предлагают также проверить, не попали ли данные счёта или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают по электронной по чте или иным способом ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений. Как только жертва введёт на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у настоящих мошенников. После этого злоумышленники могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в противоправ ных целях. — Не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банков ских сведений! Никогда не вводите дан ные своего счёта или карты (номер, срок действия, проверочный код с оборотной стороны карты) и персональные данные (данные паспорта, дату рождения, адрес местожительства и другие) на сомни тельных сайтах, не переходите по ссыл кам из подозрительных электронных писем или СМС-сообщений, — тирует сотрудник Банка России. коммен- Предлагают перевести деньги на спецсчёт ЦБ В последнее время злоумышленники часто звонят с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счёта и для сохранности средства нужно перевести на специаль ный (безопасный) счёт в Банке России. На самом деле счёт, реквизиты кото рого называют злоумышленники, при надлежит им. Мошенники используют в схеме упоминание Центрального банка России, чтобы усыпить бдительность по тенциальной жертвы. Иногда, чтобы войти в доверие к че ловеку, звонящие могут напоминать о правилах безопасности — например, ре комендовать никогда не раскрывать фи нансовые данные. — Банк России не работает с физиче скими лицами как с клиентами, не ведёт их счета и не совершает звонков гражда нам, — При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор. комментирует Алексей Сергеев. Текст: Влад Вешняков Фото: Сергей Паршин Подробнее узнать об этих и других типичных мошеннических схемах можно на сайте Банка России, перейдя по QR -коду в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz