Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 20 сентября 2022 года № 36 (410) КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 15 СОХРАНИТЕ ВАШИ ДЕНЬГИ Сотрудник Банка России разоблачил самые популярные схемы телефонных мошенников З лоумышленники пользуются всё бо ­ лее изощрёнными сценариями для хищения денег у липчан. В резуль ­ тате тысячи людей страдают от их дей ­ ствий, теряют деньги, которые в некото ­ рых случаях копили годами. Какие топ-5 схем используют телефонные мошенники и как вести с ними разговор, «Первый но ­ мер» разбирался с заведующим сектором защиты информации липецкого отделе ­ ния Банка России Алексеем Сергеевым. Представляются операторами мобильной связи Злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников службы поддерж ­ ки оператора сотовой связи и сообщают, что номер абонента скоро перестанет действовать. Чтобы избежать отключе ­ ния, человеку предлагают набрать на те ­ лефоне определённую комбинацию цифр. Однако в результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых со ­ общений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников. Это по ­ зволяет им получить доступ к дистанци ­ онному управлению банковским счётом и похитить деньги. Кроме того, мошенники могут сооб ­ щить, что необходимо переоформить договор об оказании услуг связи, поме ­ нять тарифный план на более выгодный, отключить платную услугу. Иногда зло ­ умышленники сообщают, что поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера. Независимо от причины звонка цель мошенников — либо получить у челове ­ ка код для входа в его личный кабинет мобильного оператора и установить пе ­ реадресацию, либо убедить абонента под ­ ключить её самостоятельно. — При поступлении такого ного звонка прервите разговор. Если вы продолжили общение и вам во время разговора пришёл СМС-код из личного кабинета, никому не сообщайте его. Если возникли вопросы, самостоятельно по ­ звоните в службу поддержки мобильного оператора по номеру, который указан на его официальном сайте, — рекомендует Алексей Сергеев. Предлагают обменять кешбэк на рубли Злоумышленники обзванивают липчан под видом сотрудников банков и сообща ­ ют, что накопленный за покупки кешбэк и другие бонусные баллы можно обменять Убеждают оформить кредит на рубли. Для этого мошенники запраши ­ вают у человека банковские данные и СМС- код, полученный от банка, якобы для под ­ тверждения операции и оплаты комиссии за услугу. Однако на самом деле злоумыш ­ ленники, заполучив эти сведения, соверша ­ ют кражу денег со счёта. — Прервите такой телефонный раз ­ говор. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону финансовые данные, в том числе трёхзначный код с оборотной стороны карты или СМС- код. По любым банковским вопросам, телефон- « НЕ СУЩЕСТВУЕТ САЙТОВ, НА КОТОРЫХ МОЖНО ПРОВЕРИТЬ ФАКТ УТЕЧКИ БАНКОВСКИХ СВЕДЕНИЙ! НИКОГДА НЕ ВВОДИТЕ ДАННЫЕ СВОЕГО СЧЁТА ИЛИ КАРТЫ, ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ НА СОМНИТЕЛЬНЫХ САЙТАХ в том числе по кешбэку, самостоятельно позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на сай ­ те кредитной организации, — разъясняет эксперт. Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родствен ­ ников мошенники пытаются оформить кредит. Через короткое время ему снова звонят и уже могут представляться со ­ трудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или на его близких не ­ известные лица действительно оформ ­ ляют кредит и, чтобы предотвратить незаконное оформление, необходимо как » можно скорее оформить «встречный» кредит. Сумма кредита должна совпадать с той суммой, которую оформляют неиз ­ вестные лица по его паспортным данным. Для убедительности злоумышленни ­ ки просят гражданина действовать опе ­ ративно и ни в коем случае не рассказы ­ вать про оформление кредита и его целях кому-либо, так как проводится секрет ­ ная операция по вычислению жулика из числа сотрудников банка. Они убеждают жертву, что её действия позволят рас ­ крыть преступника, а кредитная история останется чистой. Во время разговора звонящие узнают, услугами каких банков пользуется жерт ­ ва, и, чтобы войти в доверие, интересуют ­ ся, не теряла ли она документы, удосто ­ веряющие личность, и не передавала ли кому-либо свои паспортные данные. — Немедленно прервите разговор. Ни сотрудники банков, ни бюро кредит ­ ных историй не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону. Сообщить по телефону или каким-либо другим способом о попытке оформления кредита могут, как прави ­ ло, только мошенники, — подчёркивает Алексей Сергеев. Убеждают проверить данные счёта Злоумышленники предлагают также проверить, не попали ли данные счёта или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают по электронной по ­ чте или иным способом ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений. Как только жертва введёт на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у настоящих мошенников. После этого злоумышленники могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в противоправ ­ ных целях. — Не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банков ­ ских сведений! Никогда не вводите дан ­ ные своего счёта или карты (номер, срок действия, проверочный код с оборотной стороны карты) и персональные данные (данные паспорта, дату рождения, адрес местожительства и другие) на сомни ­ тельных сайтах, не переходите по ссыл ­ кам из подозрительных электронных писем или СМС-сообщений, — тирует сотрудник Банка России. коммен- Предлагают перевести деньги на спецсчёт ЦБ В последнее время злоумышленники часто звонят с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счёта и для сохранности средства нужно перевести на специаль ­ ный (безопасный) счёт в Банке России. На самом деле счёт, реквизиты кото ­ рого называют злоумышленники, при ­ надлежит им. Мошенники используют в схеме упоминание Центрального банка России, чтобы усыпить бдительность по ­ тенциальной жертвы. Иногда, чтобы войти в доверие к че ­ ловеку, звонящие могут напоминать о правилах безопасности — например, ре ­ комендовать никогда не раскрывать фи ­ нансовые данные. — Банк России не работает с физиче ­ скими лицами как с клиентами, не ведёт их счета и не совершает звонков гражда ­ нам, — При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор. комментирует Алексей Сергеев. Текст: Влад Вешняков Фото: Сергей Паршин Подробнее узнать об этих и других типичных мошеннических схемах можно на сайте Банка России, перейдя по QR -коду в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz