Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 35 (409) 13 сентября 2022 года Роман Крысин, кандидат филологических наук библиотекарь ЦГДБ имени Пришвина 7s Т S т о m О СП О UJ "О гп Т S гп ЧЕРЕЗ ИГОЛЬНОЕ УШКО Откровенное интервью о развитии русской литературы с главным редактором «Роман-газеты» Юрием Козловым Страшная сказка Наши дорогие читатели, сегодня мы предлагаем вашему вниманию обзор новинок литературы, поступивших в фонды Центральной городской детской библиотеки имени Пришвина. Потребность в страшном во все эпохи составляла неотъемлемую сущность человеческой (в том числе и детской!) психики. Отсюда явление готических романов в мировой культуре, соответствующей кинопродукции, видеоигр. Однако произведения признанных «мастеров», таких как Стокер (1847-1912), Лавкрафт (1890-1937), Стивен Кинг (1947) категорически неприемлемы для юных читателей, так как, кроме самих ведьм, чертей и вампиров, там порой поднимаются темы неоднозначные, словом, совсем не детские. Но свято место не бывает пусто, поэтому сформировался целый жанр «детских страшилок». Предлагаю вашему вниманию «Большую книгу ужасов 84. Дорога забвения» Сергея Охотникова. Цикл о Демьяне Григорьеве написан в духе мистическо-романтических сериалов для подростков, которые были особенно популярны в 1990-е: «Зачарованные», «Баффи. Истребительница вампиров» и прочие. С одной стороны, главный герой — типичный юноша-геймер, решающий обычные проблемы, свойственные и читателю: Демьян зарабатывает себе на ноутбук, краснеет на первом свидании, пишет контрольные. С другой, в лучших традициях жанра, он человек неординарный, с некими выдающимися способностями, в данном случае — математический и компьютерный гений. Он переживает все «прелести» пубертатного периода в тесном соприкосновении со сверхъестественным, вурдалаками и колдунами; противостояние со злом тесно переплетается с романтической сюжетной линией; главные злодеи постоянно возвращаются. Но всё-таки это «детские ужасы», а значит, всё закончится хорошо! Важной особенностью цикла является мысль о тесной связи науки и мистики: герой со своим приятелем Стёпой постоянно мастерят гаджеты, способные улавливать, скажем, разрывы между мирами — это тема именно сегодняшнего дня! Поэтому книги о Демьяне Григорьеве, несомненно, будут интересны современным подросткам. В «Большой книге ужасов 85. Когда пробьёт полночный час» собраны четыре повести двух авторов. Каждое произведение — о разных героях. Но в них много общего: это — отважные мальчики и девочки, которые бросают вызов сверхъестественному, подобно тому, как смелые ребята в книгах, например, Гайдара и Рыбакова боролись с хулиганами и бандитами. Но всё же они дети, со свойственными им проблемами, с бунтарством и непослушанием, с непреодолимым желанием сделать всё наоборот, нежели им говорят, поэтому подчас они сами же и создают или усугубляют проблемы, которые затем приходится решать. Именно так восстала орда нежити, именно поэтому не была раньше побеждена Овечья Смерть. На пути юных героев встают ожившие мертвецы и древнее проклятие; демон, убивающий домашних животных; а в последнем произведении нас ждёт целый «бестиарий» антагонистов: зомби-динозавр, семья людоедов, злобные карлики-душегубы, наконец, во главе всего — колдун, стремящийся с помощью магии проклятых зеркал к примитивному обогащению. Что же могут противопоставить наши герои всей этой чертовщине? В первую очередь, дружбу и чувство товарищества. Не падать духом, не отступать перед опасностью, не бросать попавших в беду, будь то товарищи по летнему лагерю, просто незнакомые тебе люди или даже овечки — вот чему учат эти книги. И хеппи-энд — обязателен! В конце концов, это лишь страшная, но всё-таки сказка. Сказка, которая настоятельно рекомендуется к прочтению! мени, строится на негативном пафосе и деконструкции всех основных смыс ­ лообразующих вещей. Если литера ­ тура по своему божественному пред ­ назначению должна возвысить душу, дать человеку жизненные ориентиры, идеалы, то их произведения порожда ­ ли новые внутренние противоречия, раскалывая изнутри. скан- — Но книги перечисленных вами авторов покупают, и притом ак­ тивно. — Книгоиздание сегодня — боль ­ шой бизнес. Его можно сделать на чём угодно. Последний пример дальная книга «Лето в пионерском галстуке» (18+) дении гомосексуальных отношений в пионерском лагере в советское вре ­ мя. Имена авторов, двух молодых женщин, и запомнить-то толком ни ­ кто не может. Но роман сейчас в лиде ­ рах продаж. роман о пробуж- ДОСЬЕ переводная, причём Юрий Вильямович Козлов. Писатель, главный редактор литературных журналов «Роман- газета» и «Детская роман-газета». Родился в 1953 году в Великих Луках. Окончил Московский полиграфический институт. Работал и печатался в советских журналах «Пионер», «Юность» и «Огонёк». С 1996 года — начальник отдела в пресс-службе Государственной думы. С 2005-го по 2011-й — начальник управления пресс-службы Совета Федерации. Автор 30 книг, среди которых повести «Имущество движимое и недвижимое», «Геополитический романс», романы «Одиночество вещей», «Колодец пророков», «sВОбоДА», «Враждебный портной», «Белая буква», «Новый вор». — То есть никакой идеологии и только деньги? — Нет, некая идеология при ­ сутствует. Деструктивная. Дело всё в чём? Система продвижения книг в России контролируется нескольки ­ ми монополистами, издающими 90% художественной литературы. 70% литературы низкого качества. Российские изда ­ тели в свою очередь входят в между ­ народный консорциум. И где-то там, в больших кабинетах за рубежом, ре ­ шается, какого автора будут продви ­ гать. Его одновременно переводят на все языки. Параллельно идёт реклам ­ ная прокачка. Обеспечиваются тира ­ жи и доходность книги. С Юрием Козловым, главным ре- Деструктивная проза дактором «Роман-газеты», нас — Юрий Вильямович, выступая познакомил «ЛевитовФест» — в Липецке, вы сказали, что произо- литературный фестиваль, прошедший шёл разрыв традиции. Произведе- в августе. Юрий Вильямович приехал в Липецк в качестве члена жюри, прово ­ дил встречи с авторами, разбирал прозу на семинарах. По его словам, российская земля продолжает рождать самородков. Из открытий — Василий Воронов из Ро ­ стова-на-Дону, Виктор Фоменков из Там ­ бова, Владимир Софиенко из Карелии, культуры. Духовной жизнью граждан Алёна Даль из Воронежа, Ирина Роди ­ онова из Оренбургской области, Ирина Михайлова и Юрий Лунин из Москов ­ ской области. Но их книги не встретишь на полках магазинов. Почему у авторов из глубинки не получается прорваться на авансцену? И как литература может измениться в связи со спецоперацией на Владимир Сорокин, Людмила Улиц- Украине? Об этом Юрий Козлов расска ­ зал «Первому номеру». Рынок убил критику — То есть издательства априори не возьмут пусть талантливого и одарённого, но неизвестного автора, так как он не принесёт до ­ ход? ния современных авторов написа ­ ны не в духе русской классической литературы. Что это значит? — Многие хорошо помнят 1990-е, когда остро стоял вопрос, будет ли Россия вообще существовать как еди ­ ное целое. Государству было не до — К сожалению, это так. В про ­ винции авторы пишут талантливо, честно. А вот государственной маши ­ ны, способной вывести их на более заметный уровень, нет. И как резуль ­ тат — такое явление, как литератур ­ ный плагиат. Вышедшие в тираж писатели начинают брать идеи у сво ­ их менее известных коллег. Пример тому — роман «Тобол» Алексея Ива ­ нова. Он взял произведение не очень раскрученного писателя из Алтая никто не занимался, их души никто Александра Родионова и переписал не развивал: ни театр, ни кино, ни литература. На протяжении 30 пост ­ советских лет властвовала идеология личного успеха, денег, обеспеченно ­ сти. В это время на сцену вышли та ­ кие писатели, как Дмитрий Быков, кая, Виктор Ерофеев. Их проза, в от ­ личие от классиков советского вре- его. Тот работал над романом 15 лет. Иванов — где-то 15 месяцев. Причём, когда его уличили в плагиате, даже особенно не стал это отрицать. Если бы в России существовала подлинная литературная критика, какой она должна быть, такого бы не произошло. В советское время в «тол ­ стых» журналах работал целый штат

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz