Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
12 ЛИПЕЦК СОВЕТСКИЙ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 35 (409) 13 сентября 2022 года ПЕРЕКРЫТЬ ППМУМ №1 ИНРПДИ Опись и изъятие церковных ценностей, закрытие храмов и перегибы в борьбе с религией О чередной выпуск рубрики «Липецк советский», ру брики о том, как наш город жил и развивался при советской власти. Это рассказы, основанные на ар хивных материалах, исторических документах, воспомина ниях современников. Для кого-то СССР — просто государ ство, о котором говорили на уроках истории. А для кого-то — особая страна, где прошли лучшие годы жизни. С бес платным жильём и доступной медициной, с натуральными продуктами, с лучшим в мире образованием, с уважением к людям труда. Это не просто ностальгия по минувшему. Попытка ещё раз осмыслить плюсы и минусы той эпохи и, возможно, вынести уроки. Сегодня — рассказ о том, как в 20-30 годы жилось липецким верующим. Исповедовать, не нарушая порядка Выражение «Религия — опиум для народа» впервые упо требил в 1843 году Карл Маркс в работе «К критике гегелев ской философии права». Ленин использовал этот афоризм в статьях «Социализм и религия» (1905) и «Об отношении рабочей партии к религии» (1909). После Октябрьской ре волюции одной из главных задач партия победившего про летариата поставила «освободить трудящихся от духовного гнёта религии». Один из первых декретов советской власти, принятый в 1918 году, называется «О свободе совести, цер ковных и религиозных обществах». Этим декретом церковь отделили от государства. И хотя формально провозгласили право каждого гражданина «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», тут же уточнили: «Сво бодное исполнение религиозных обрядов обеспечивает ся постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка». Как же чувствовали себя в 20-30 годы гражда не недавно самой православной страны в мире? Ведь вера в людях жила. Люди привыкли быть воцерковлёнными, ис поведоваться и причащаться. Дело на 131 листе В архивном управлении администрации Липецка я ли стаю «дела постоянного хранения» — протоколы собраний его идеалы и жизненные принципы были сформирова прихожан, метрические книги, списки верующих, сведения о служителях культа, описи имущества: Покровской церк ви, Успенской кладбищенской церкви, документы о закры тии Вознесенской, Соборной и Троицкой церквей, перепи ска в 1924 году с Воронежским облисполкомом о закрытии Евдокиевской кладбищенской церкви. Как пример того, что пришлось пережить в те годы липецким храмам, их служи телям и прихожанам, мы возьмём историю Христорожде- ственского собора. Главного собора Липецка, которому во лей судьбы — или Божьим промыслом — удалось пережить атеистическое лихолетье. Часть 1 - № 30 Часть 2 - № 33 Часть 3 - № 35 Пожелтевшая картонная папка, вверху аккуратным почерком фиолетовыми чернилами: «Исполнитель ный комитет Липецкого городского Совета РККД. Дело в год получает добровольных пожертвований от верующих. № 1. Материалы Соборной церкви г. Липецка (прото колы собраний прихожан, описи имущества, сведения о постройке собора. Начато 30 октября 1918, окончено 2 апреля 1950. На 131 листе». За идейную агитацию против революции Настоятелями главного храма Липецка всегда были самые уважаемые и заслуженные священники — прото иереи Андрей Калугин, Иоанн Несмелов, Косьма Чугу нов, Иоанн Серебряков. Неменьшим почётом пользовал ся и протоиерей Александр Васильевич Суворов. На его долю выпало тяжелое бремя настоятельства в грозовые послереволюционные годы. Он родился в 1858 году, к моменту Октябрьской революции ему было 59, то есть « СО ВСЕХ ЦЕРКВЕЙ ЛИПЕЦКА ВСЕ КОЛОКОЛА, НЕ ИСКЛЮЧАЯ И МАЛЫХ, СНЯТЫ. В ОТНОШЕНИИ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА, ТО ТАКОВОЙ НЕ ЗАПРЕЩАЛСЯ » ны и глубоки. Он пользовался заслуженным уважением епархиального начальства и прихожан. У него были не только высокие церковные награды: набедренник, ску фья, камилавка, наперсный крест, но и светские: ордена святой Анны II и III степени и орден святого Владимира. О его духовном авторитете говорят и факты его избра ния участником Всероссийского съезда клириков и ми рян в Москве в 1915 году и Всероссийского Поместного собора в 1917-м. Вот анкета «на служителя культа при Соборной церкви Суворова Александра Васильевича», датированная 1930 го- Вы можете прослушать материалы рубрики, перейдя по QR -коду дом: «Исполнение культовых обязанностей — до 1917 года по назначению, а с 14 мая 1917 — по выбору. До 600 рублей Район деятельности — город Липецк. Адрес: Липецк, ули ца Плеханова, дом Лаврентьевой № 14. Уполномоченный группы Григорьева». Протоиерей Александр Суворов активно противосто ял обновленчеству (раскольническому движению в РПЦ в 1922-40 годы, возникшему при участии Советской власти и направленному на отстранение от церковного управле ния патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина). В 1920-е годы более половины российских приходов были в подчинении обновленческих структур. — Прим. ред.), его не раз арестовывали. Когда его в очередной раз заключили под арест, 26 мая 1925 года обновленцы предприняли по пытку захватить Христорождественский собор, прихожане её отбили. Несмотря на отсутствие его во время стычки, сразу после выхода из заключения отец Александр был аре стован вновь — «за идейную агитацию против революции, за воспитание толпы в этом направлении». Умер Александр Васильевич в 1931 году, к счастью, своей смертью. Похоро нен на Евдокиевском кладбище Липецка. о приёме группой Дискос серебряный, звездица вызолоченная Документ от 30 октября 1918 года верующих на хранение имущества собора: «Подлинный сей договор хранится в делах Совета рабочих и крестьянских депутатов, копия выдаётся группе граждан, подписавшихся под ним и получивших по описи в пользование богослужеб ные здания и находящиеся в них предметы, предназначен ные для религиозных целей». Подписи под документом: «Дианов Алексей Михайлович, Одноличка, дом 1, Голов- ская Анна Дмитриевна, Кузнецкая, дом 2, Ефимов Михаил Иванович, Липовская, дом 2, Дорин Дмитрий Алексеевич. Набережная, дом 3, Политов Дмитрий Иванович, Сенная, дом 25, Замошников Иван Никитич, Базарная, дом 35, Шве цов Иван Андреевич, Логовая, 57». А вот и сама опись имущества собора. Для верующих все эти предметы несли прежде всего духовный смысл, с их помощью совершались Божественные литургии и другие .уворов. ►ото 1904 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz