Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

18 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 34 (408) 6 сентября 2022 года ЧЕХОВ В РЯЗАНКЕ нтон Павлович в сопровождении Лопахина и Раневской («Вишнёвый сад»), Анны Сергеев ­ ны и Гурова («Дама с собачкой»), Аркадиной героев своих произведений — по- Липецкая область стала участницей федерального проекта «Театр в усадьбе» НОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА МЕСТА Помимо спектакля гостей ждали усадебные игры, ' викторины и мастер-классы / Юлия Большакова, заслуженный работник культуры России куратор и разработчик федерального проекта «Театр в усадьбе»: — Идея проекта «Театр в усадьбе» направлена не просто на то, чтобы взаимодействовали между собой театры и усадьбы, а на то, чтобы там появлялась новая атмосфера, новый культурный продукт, который создаётся специально для этого места. Мы даём возможность развития профессиональной творческой инициативы — как для театра, который осваивает новые пространства своей профессиональной деятельности, так и для музея, который получает колоссальную подпитку благодаря энергетике профессионального театрального искусства. Этот продукт должен быть глубоко индивидуален, сопряжён с местом, его географией, историей и значимостью. В этом году в этот проект вошли семь регионов, в их числе — Севастополь, Карелия, Московская область, Хакасия, Татарстан. Липецкая область была выбрана, потому что здесь работают творческие и надёжные партнёры». Прим. ред.) А и Дорна («Чайка») явился в усадьбе своего современника Петра Петро ­ вича Семёнова-Тян-Шанского. Такое стало возможно благодаря федеральному проекту «Театр в усадьбе» Министерства культуры. В принципе, такое могло быть возможным и в жиз ­ ни, Чехов мог ступить на липецкую землю, ведь вели ­ кий писатель и великий географ сотрудничали, вместе проводили перепись населения. Ну а чеховские герои всегда с нами. Так что 27 августа у гостей Рязанки, приехавших на «Театр в усадьбе», была возможность сравнить свои представления о знакомых персонажах с теми типажами, что представили актёры театра име ­ ни Толстого. «Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бод ­ ро, осмысленно и красиво», «Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остаётся, как по ­ рицать настоящие таланты», «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах» — слыша ­ лось из аллей усадебного парка. Чеховские персонажи общались со зрителями, используя только фразы из рассказов и пьес своего создателя. Проект «Театр в усадьбе» существует второй год. В этот раз в него вошли семь регионов. И то, что Ли ­ пецкая область попала в их число, неслучайно, ведь именно липчане первыми придумали такой вид взаи ­ модействия с историческим местом и зрителем. — В далёком 1978 году, в год 150-летия Толстого, Владимир Михайлович Пахомов (художественный ру ­ ководитель театра с 1977-го по 2007-й. отправился с липецкой труппой на станцию Астапово, ныне посёлок Лев-Толстой, где сегодня располагает ­ ся музей Толстого. Там дали в честь этой даты спек­ такль-концерт по произведениям Льва Николаевича, — рассказала заслуженный работник культуры России бывший директор театра имени Толстого Татьяна Го ­ релова. — В 1982 году Пахомов повёз свой первый че ­ ховский спектакль «Чайка» в Мелихово, где артисты сыграли его прямо на территории музея-усадьбы. Это был первый опыт слияния музея с театром, и этот опыт был очень удачным. Традиция ежегодных выступле ­ ний в музее-усадьбе Чехова существует и по сей день. Центральным событием проекта стал показ спектак ­ ля «Пришёл! Увидел! Полюбил!» по пьесам-шуткам «Медведь» и «Предложение» в исполнении Залины Малиевой, Андрея Литвинова и Владимира Борисова. — Играть в усадьбе, в отличие от сцены, и сложно, и интересно, — прокомментировала заведующая труп ­ пой театра, одна из авторов спектакля Залина Малие- ва. — Это историческое место, здесь ощущается силь ­ нейшая энергетика, ты лучше понимаешь то время, которое играешь. К тому же играли мы, что называет ­ ся, в живых декорациях. На заднем плане стояла на ­ стоящая лошадь. По ходу пьесы о ней упоминается, и в спектакле мы используем запись ржания коня. Каж ­ дый раз, когда звучала запись, лошадь на него реаги ­ ровала. Это всё играло на образность спектакля, его атмосферу. Театрализованное представление собрало более 700 зрителей. Кроме липчан в Рязанку приехали гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Рязани и Ро ­ стова. — Да, дорога была длинной. Но это стоит того. Спек ­ такль в живом пространстве усадебного парка смотрит ­ ся совершенно по-иному, — поделился впечатлениями Игорь из Воронежа. — Герои Чехова живут в глубинке, в старых усадьбах, и здорово, что артисты играют на территории вот такой простой русской усадьбы. Ощу ­ щение, что слетал на машине времени на 150 лет назад. Помимо спектакля гостей ждали усадебные игры, экскурсии, выставки и творческие мастер-классы. Праздник посвятили двум юбилейным датам: 195-ле ­ тию со дня рождения Семёнова-Тян-Шанского и 25-ле ­ тию с момента создания музея в его усадьбе. Текст: Влад Вешняков Фото: пресс-служба театра имени Толстого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz