Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 23 августа 2022 года № 32 (406) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 ЧЕЛОВЕКА Именно такими предстают монтаж ­ ники Вилена Дворянчикова. Намеренно грубые в своих коричнево-оранжевых робах, будто вытесанные из камня, мону ­ ментально неподвижные на фоне яркого чистого неба. Они стоят на немыслимой высоте — на уровне самолётов. Это не просто рабочие, это созидатели, филосо ­ фы и поэты новой торжествующей жизни — атланты нового мира. Здесь же одна из первых работ буду ­ щего народного художника России Юрия Гришко «Проба чугуна». Скульптура вы ­ тянута в горизонталь. Чувствуется чудо ­ вищное напряжение в самом человеке, напряжена даже тонкая струна ручки ковша, сделанная специально невероят ­ но длинной. Это не просто скульптура, отражающая рабочий момент, это символ укрощения — укрощения огня и стали. Символ человека, подчинившего себе ди ­ кую стихию. В советских художниках очень силён главный принцип эллинской культуры — величие человека-гражданина, в котором органично сочетаются физическая красо ­ та тела, нравственная чистота и доблесть. Древнегреческими атлетами выгля ­ дят герои картины Николая Савинкова «На татами». Обращают внимание очень жёсткие прямые линии, которыми изо ­ бражает художник спортсменов, — дань «суровому стилю» 1970-х. И в то же вре ­ мя большое внимание к позам: рельефно выписаны ноги, спины, мускулатура ко ­ торых не скрыта, а подчёркивается бело ­ снежными кимоно. Гимн Человеку — именно так можно обозначить главную идею советской жи ­ вописи 1960-1970-х. Портрет современника Живопись конца 1970-х — начала 1980-х более внимательна к человеку как лично ­ сти, художники уже изображают не геро ­ ев, а обыкновенных людей, которых мы каждый день сможем встретить на ули ­ цах. Внимание к индивидуальности, де ­ талям и настроению. «Портрет учётчицы стана-2000 Мо ­ розовой Ларисы» Виктора Лузанова, в отличие от «Людей Липецкой Магнит ­ ки» Евгения Вагнера, очень лиричен, хотя женщина и изображена на рабочем месте. Она грустна, смотрит в окно, как будто вглядывается внутрь себя. Для со ­ ветской культуры 1980-х характерен этот самоанализ, экзистенциализм, когда че- ловек пытается определить своё место в жизни. Если сравнивать современную постиндустриальную живопись цифро ­ вой эпохи с живописью советского гума ­ низма, то сейчас человек мало интересен художникам, внимание уделяется ситу ­ ациям, отношениям. Эпоха же Человека осталась в прошлом. Текст: Наталья Горяйнова Фото: Оксана Макарова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz