Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 23 августа 2022 года № 32 (406) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 ЧЕЛОВЕКА Именно такими предстают монтаж ники Вилена Дворянчикова. Намеренно грубые в своих коричнево-оранжевых робах, будто вытесанные из камня, мону ментально неподвижные на фоне яркого чистого неба. Они стоят на немыслимой высоте — на уровне самолётов. Это не просто рабочие, это созидатели, филосо фы и поэты новой торжествующей жизни — атланты нового мира. Здесь же одна из первых работ буду щего народного художника России Юрия Гришко «Проба чугуна». Скульптура вы тянута в горизонталь. Чувствуется чудо вищное напряжение в самом человеке, напряжена даже тонкая струна ручки ковша, сделанная специально невероят но длинной. Это не просто скульптура, отражающая рабочий момент, это символ укрощения — укрощения огня и стали. Символ человека, подчинившего себе ди кую стихию. В советских художниках очень силён главный принцип эллинской культуры — величие человека-гражданина, в котором органично сочетаются физическая красо та тела, нравственная чистота и доблесть. Древнегреческими атлетами выгля дят герои картины Николая Савинкова «На татами». Обращают внимание очень жёсткие прямые линии, которыми изо бражает художник спортсменов, — дань «суровому стилю» 1970-х. И в то же вре мя большое внимание к позам: рельефно выписаны ноги, спины, мускулатура ко торых не скрыта, а подчёркивается бело снежными кимоно. Гимн Человеку — именно так можно обозначить главную идею советской жи вописи 1960-1970-х. Портрет современника Живопись конца 1970-х — начала 1980-х более внимательна к человеку как лично сти, художники уже изображают не геро ев, а обыкновенных людей, которых мы каждый день сможем встретить на ули цах. Внимание к индивидуальности, де талям и настроению. «Портрет учётчицы стана-2000 Мо розовой Ларисы» Виктора Лузанова, в отличие от «Людей Липецкой Магнит ки» Евгения Вагнера, очень лиричен, хотя женщина и изображена на рабочем месте. Она грустна, смотрит в окно, как будто вглядывается внутрь себя. Для со ветской культуры 1980-х характерен этот самоанализ, экзистенциализм, когда че- ловек пытается определить своё место в жизни. Если сравнивать современную постиндустриальную живопись цифро вой эпохи с живописью советского гума низма, то сейчас человек мало интересен художникам, внимание уделяется ситу ациям, отношениям. Эпоха же Человека осталась в прошлом. Текст: Наталья Горяйнова Фото: Оксана Макарова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz