Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 32 (406) 23 августа 2022 года О □о О "О =1 О "О ЭПОХА ЗАВОДОВ И Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина п п 7s «Романтику и будни пятилеток» (0+) можно оЩутить в областном художественном музее Против активност-ЕЙ! «Гостей парка ждёт множество активностей^», «Дети и взрослые заняты разнообразными активностями^» Едва ли информация о каком-либо празднике или рекламный буклет обходятся без «активностей». А что же на самом деле подразумевается под этим всеобъемлющим ныне термином? Попробуем разобраться, посетив несколько мероприятий, которые анонсировали пресловутые «активности». Фестиваль этнокультуры: мастер-классы по рукоделию, крокет, фотозоны, площадки реконструкторов — то есть уроки, игры, развлечения, состязания. Профессиональный праздник на самом деле включал концерт, конкурс мастерства, выставку, спортивные соревнования. На литературном вечере гости разгадывали ребусы, участвовали в викторине, решали кроссворды, также была проведена экскурсия по залам учреждения-организатора. Так почему же организаторы ныне стыдливо ретушируют такие смыслонесущие слова: урок — «то, из чего можно извлечь что-либо поучительное на будущее», викторина — «игра в ответы на вопросы из разных областей знания», экскурсия — «сопровождаемый объяснениями показ чего-либо с образовательной или ознакомительной целью»? Можем предположить, что опасаются слишком серьёзного настроя и в целях привлечения участников и зрителей не сообщают о том, что в некоторых случаях крайне привлекательными могут быть и интеллектуальные формы жизни. Чем же «провинились» совершенно другие слова: состязание и соревнование — «встреча для установления первенства по какому-либо виду спорта», конкурс — «соревнование, дающее возможность выявить наиболее достойного из числа участников»? Вероятно, тем, что изначально предполагают выявление лучшего, тогда как девиз современной социологии — толерантное уравнивание всех_ Но предположить причины, делающие неудобными слова: игра — «занятие, служащее для заполнения досуга», развлечение — «занятие, забавляющее чем-либо приятным, весёлым, доставляющее удовольствие» — даже изощрённое филологическое сознание не позволяет! Действительно, для участия в конкурсах, состязаниях, викторинах, играх и т. п. мы должны проявлять активность! Только в русском языке это слово (уже чуть более 150 лет) обозначает свойство человека, который принимает деятельное, энергичное участие в чём-либо. И у слова «активность» — как абстрактного понятия — нет формы множественного числа, это если вспомнить о русской грамматике. Если же говорить об «активностях», то это всего лишь «свеженькое» заимствование из английского языка: activity — «мероприятие, активность, деятельность», которое вошло в социально-коммуникативную среду благодаря иностранным фэшн-специалистам, коучерам и тьюторам, которые не очень хорошо знают русский язык и поэтому не могут подобрать адекватный вариант для обозначения конкретной формы деятельности. Но мы-то с вами знаем и понимаем все эти слова и ещё множество других для обозначения занятий, порождённых русской фантазией! Так стоит ли 30-40 русских слов заменять одним семантико-грамматическим неологизмом? человеку труда. Главные герои — монтажники-высотники, стро ители, металлурги, комбайнёры, колхозники. Эпоха созидания Это время стало знаковым и для Липецка. Именно на 1960 70-е выпадает яркий расцвет нашего города. Его современные черты заложили архитекторы и строители той эпохи. Строит ся Липецкая Магнитка — флагман чёрной металлургии СССР. В Липецке появляются яркие образцы эпохи советского архи тектурного модернизма: драматический театр имени Толстого — архитектурная изюминка Липецка, ЦУМ, ДС «Звёздный» — он до сих является самой красивой спортивной площадкой города. В эти годы Липецк становится точкой притяжения для твор ческой и технической молодёжи всего Союза. Сюда приезжают талантливые инженеры, архитекторы, химики, артисты, режис сёры, художники. Липецк гремит на всю страну: липецкая клад ка, липецкая опытная станция, липецкий педагогический опыт, липецкий театральный эксперимент, липецкая школа живопи си, которая известна и ценима до сих пор. И всё это, как строился и чем жил Липецк, нашло отражение в графике и живописи липецких художников, будь то доменные цеха, курортная поликлиника, очередь за вечерней газетой или новая дорога на Сокол. Липецкая Магнитка Особый герой на выставке ческий завод, будущий НЛМК. Одним из его летописцев стал участник Великой Отечественной Иван Колесников. В 1956 году он переехал в Липецк и влюбился в эту гигантскую стройку, ко торой посвятил несколько десятков своих работ. С одной стороны, это промышленный гигант. С другой, — лирический герой — неотъемлемая часть пейзажа современ- Новолипецкий металлурги- ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА Ольга Буева, заведующая Липецким музейно выставочным центром — Мы впервые показываем такой срез 1960-70-80-х. Мы, 40-50-летние застали ещё эти стройки будучи детьми, помним панорамы этого строительства. И выставка «Романтика и будни пятилеток» — это попытка осознать насыщенный, интересный и, возможно, самый безболезненный этап в жизни нашего общества, когда народ уже отошёл от войны, когда началось активное развитие страны. Это эпоха если не взрывного, то настойчиво-поступательного движения: научного, индустриального, творческого и художественного развития. Строятся новые города, возводятся заводы, осваивается космос, делаются научные открытия в химии и физике, создаётся театр «Современник», появляется совершенно другая музыка и живопись. Культура стала социальным заказом, но у этого заказа было очень человечное лицо. Всё делалось для человека и во имя человека. ного Липецка. На картине Слушника из-за деревьев Верхнего парка мы видим в вечерних сумерках раскинувшийся на ле вом берегу Новолипецкий завод. Он в ярких огнях и кажется очень праздничным среди сурового зимнего пейзажа. Атланты и титаны В соответствии с эпохой появляются и герои, деятельные, творческие, смело и открыто заявляющие миру о себе и преобра жающие этот мир, — это титаны, держащие небо на своих плечах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz