Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 29 (403) 2 августа 2022 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина о от О "□ Z3 о "□ п п 7s ОПАСНЫЙ ПУТЬ ЧЕРЕЗ ТУМАН, М Русский или российский? Современный мир после активного стремления к глобализации, не принёсшей предполагаемого благополучия, в очередной раз пытается определить нравственно и политически значимые координаты. И одновременно соблюсти все критерии толерантного миропорядка, созданного за последние десятилетия. К сожалению, жертвой такой моральной и культурной растерянности становятся традиционные ценности и значимые языковые константы. Одним из краеугольных оказался вопрос об употреблении понятий «русский» и «российский». На самом деле, понятия «русский», «татарский», «немецкий», «английский связаны с национальной принадлежностью и, прежде всего, с языком, который фиксирует определённые культурные и нравственные ценности. Поэтому Пушкин — гениальный русский поэт, так писал на русском языке и отражал в стихах позицию, понятную каждому русскому человеку. Расул Гамзатов, написавший стихи, ставшие песней, близкой сердцу каждого русского человека, — «Журавли» — остаётся великим аварским поэтом, точно так же, как Редьярд Киплинг — английским. Понятие «российский» определяет прежде всего территорию, государство, на которой проживают десятки национальностей. Очень важно разграничивать эти понятия. И особенно значимо понимать, что любой народ, исповедующий определённые национальные идеи, соблюдающий собственные культурные традиции, живёт в стране, которая привязана не только к территории, но и к истории. Например, 22 июня, 9 Мая рядом с понятиями «русский», «российский» в полный рост должно встать понятие «советский». Победили в Великой Отечественной и страшный удар фашизма приняли на себя советские люди — разных национальностей, вероисповеданий, политических убеждений. Но все они жили в стране, которая называлась Советский Союз. И пусть с разной степенью погружённости в идеологию, они осознавали себя советскими людьми. Если вспомнить, что совестью любого народа являются поэты, то именно их отношение определяет особенности восприятия определённых исторических событий: Евгений Евтушенко — наиболее яркий шестидесятник, переехал в США в 1991 году, оставаясь до конца жизни гражданином России. Юлия Друнина предпочла тогда же уйти совсем, чтобы не видеть, как «летит под откос» страна, за которую она воевала в Великую Отечественную. Разве имеем право мы сегодня со своей колокольни «отменять» то, что составляло жизнь наших прадедов?! Исторически правильно — «советские войска в Берлине в мае 1945», «памятник советскому солдату в Трептов-парке», «подвиг советских тружеников тыла во время Великой Отечественной войны», «советская молодежь на строительстве БАМа». Если говорим о наших днях, то объективно и в соответствии с юридическими и фактическими условиями армия», «российская дипломатия», «российское образование». Но, вспоминая фольклор, Чайковского и Рахманинова, Ушинского и Толстого, — «русские сказки», «русская классическая музыка», «русская педагогическая школа», «русский народ». » «российская ы часто слышим слово «ле генда». Так говорят о великих музыкантах. При этом добав ляют «живая легенда», предполагая, что музыка вне времени и вне биоло гических законов жизни и смерти. Юра Хой (Юрий Клинских) — бессменный лидер и солист группы «Сектор Газа» — в этом смысле не легенда, а быль, пе редаваемая из уст в уста особым народ ным языком своих песен. Писатель и музыкант Роман Богословский и дочь музыканта Ирина Клинских в соавтор стве написали книгу «ХОЙ. Опасный путь через туман» (18+). О перепутьях судьбы народного музыканта, фактах из его жизни и творчества они расска зали в интервью «Первому номеру». — Роман, что вдохновило вас на на писание такой личной книги о ли дере группы «Сектор Газа»? — Вдохновило предложение замди ректора издательства «Молодая гвар дия» Романа Косыгина. Он позвонил, рассказал о проекте, предложил за няться этой темой. Юра Хой и его па радоксальный жизненный путь всегда мне были интересны, плюс появилось время на работу — то есть всё совпало. — Вам как-то помог опыт написанной ранее книги о творчестве группы «Агата Кристи»? — В техническом плане — да. Я уже понимал, как работать с материалом, со спикерами, что важно, что второсте пенно. То есть я получил опыт, который с удовольствием использовал при на писании новой книги. И потом, пони маете, судьбы всех рок-групп, чьи био графии перетекали из СССР в Россию, достаточно похожи одна на другую. Путь любой мало-мальски значимой команды можно выразить названием нашей с Ирой книги через туман». «Опасный путь I ■ If 1 й1П 1^. V' 'К Презентация книги прошла в Москве. Её представили писатель Роман Богословский и дочь Юры Хоя Ирина Клинских был в Воронеже, в «Юбилейном». Туда вооружений, о мире во всём мире. Мно мы ходили с мамой и дедушкой. Мне было где-то шесть или семь лет. Это был мощный концерт, который изменил моё сознание. Я поняла, что рядом со мной не просто папа и родной человек, а какая -то глыба — популярный, талантливый, фальшь, весь этот «советский металл», ему хотелось только одного — просте- бать это всё, высмеять. Что он и делал на раннем этапе своего творчества. гое из этого звучало вполне органично. Но в основном — легковесно и пафос но. Свою группу Хой сколотил именно в состоянии оппозиции к такому под ходу. Когда он слышал высокопарную в другом свете. — Ирина, трудным ли был процесс написания книги, в которую вошли ваши воспоминания, наблюдения, сильный. Люди кричали, вопили, каж- мысли об отце и его творчестве? дый пытался подойти к папе. В общем, — По-разному было. Прекрасный тогда я впервые увидела его совершенно писатель Роман Богословский очень помогал. Сложно с незнакомым чело- — Ирина, случалось ли наблюдать веком начать делать проект. Если взять — Роман, вопрос к вам как к музы- за отцом во время работы над со- нашу работу, то мы сошлись на любви канту: к какому направлению или чинением текстов или музыки? к творчеству «Сектора Газа», к папе как стилю можно отнести творчество — По большому счёту, нет. Папа к человеку. Роман много направлял, под- группы «Сектор Газа»? писал их ночью, под утро. У него была сказывал. Трудно было иногда эмоци- — Ни к какому. Юра, конечно, при- специально оборудованная для этого онально, особенно когда затрагивались думывал для группы разные смешные комната, где стояла вся необходимая очень личные моменты. Вопрос о том, стили вроде «панк-жлоб-рок-джаз», но аппаратура. Синтезатор, усилители, как папа умер. Хотела писать текстом, но это не более чем одна из его многочис- гитары. Но когда папа записывал пес- очень сложно было. Легче голосовыми ленных хохм. В нашей книге стилистике ни, он включал мне разные варианты сообщениями получалось. У меня руки «Сектора Газа», вернее обоснованию её и советовался со мной. Как можно со тряслись, голос дрожал. Я плакала. Вре- отсутствия, посвящена целая глава. В ней ветоваться с ребёнком, скажете вы? Он менами Роман был не только соавтором, идёт речь о том, что стиль условно мож- решил, что можно. С другой стороны, но и психологом, если честно. В эту кни- но назвать «Хой-роком» — это абсолютно у меня уже был сложившийся вкус. гу я вложила много эмоций и душевной индивидуальный почерк или даже набор Вообще трогательно, что папа доверял теплоты. Она получилась для меня близ- примет. И никакие изобретённые ранее мне, прислушивался к моему мнению, кой, домашней, атмосферной. Надеюсь, классификации к нему не подходят. Да обращался к своему ребёнку, как к не вы почувствуете ту теплоту и любовь, и нужды в них нет. зависимому слушателю. которые мы в неё вложили. — Ирина, отец брал вас на гастроли? — На гастроли меня не брали, потому что я была маленькая. Что касается кон цертов папы, первый и единственный концерт «Сектора», который я посетила, — То есть появление «Сектора Газа» можно считать потребностью вре мени? — Появление «Сектора Газа» — это скорее чудо. В конце 1980-х время тре бовало других песен — о гонке ядерных — Вам хотелось пойти по стопам отца и заняться музыкой? — Для меня это щепетильная исто рия и очень серьёзная тема. Мне никог да не было понятно, что значит «пой ти по стопам». Я не пошла по стопам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz