Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 24 января 2022 года № 03 (377) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 — Узнал, что умею рисовать, в первом классе на уроке рисования, когда у меня появились карандаши. Рисун ­ ки отправляли на конкурсы. Помню, слепил снегиря из пластилина, его тоже отметили. Так всё и пошло. — Почему вы поехали учиться в Рязань? — Худграф в то время не был популярен. Планировал поступать в Орёл. Когда пришёл из армии, мой сосед, нынешний председатель Союза художников Сергей Тол ­ чеев, сказал, что поступил в Рязанское художественное училище. Решил тоже туда поехать. Поступал на офор ­ мителя, так как боялся, что после армии забыл многие предметы. И повезло: на экзамене по русскому языку был хороший педагог, она, несмотря ни на что, ставила мальчикам тройки. Она считала, что много талантли ­ вых ребят не поступают именно из-за ошибок. На моё счастье, мне поставили три. По рисунку, композиции, живописи были пятёрки. — Вы поступали на оформителя, но стали педагогом? — Чистая случайность. В моей жизни много таких случайностей. Когда вывесили списки поступивших, увидел, что меня нет, расстроился, сел на лавочку. И тут подходит парень и поздравляет меня. Оказалось, что меня зачислили на педагогическое отделение. А мне это не понравилось — никогда не хотел быть учителем. Видел примеры, когда дети издевались над наставниками. Хотел уйти, но директор училища уговорил меня остаться. Так стал педагогом. Позднее мне друг предложил возгла ­ вить изостудию. Виктор Соболев, её создатель, собрался на пенсию. Тоже не хотел, планировал поработать три года, но остался на 27 лет. в «Осень. Заброшенный сад», 2011 г Больше педагог, чем художник — И каково быть педагогом? — Были периоды, когда ученикам говорил, что я не пе ­ дагог, они настаивали на обратном. В последнее время чув ­ ствую себя больше педагогом, чем художником. Беседовала Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин '1 Художник любит писать портреты и автопортреты. Из-за проблем со зрением решил отказаться от этого жанра — С 1994 года вы руководите Народной студией изобразительного искусства. Кто в ней занимается? — Приходят люди от 13 до 75 лет. Некоторые занима ­ ются по 10-15 лет. В 2000 году у меня появились первые ученики заочного отделения худграфа. До сих пор готовлю абитуриентов в Воронежский архитектурно-строительный университет, на архитектурный факультет ЛГТУ. Одно вре ­ мя приходили иконописцы. Но если раньше хотели на ­ учиться рисовать, чтобы куда-то поступить, то сейчас мно ­ гие сразу хотят стать художниками. Они уже не хотят начи ­ нать с кубиков-шариков, хотят сразу писать картины. Базы нет — не получается, начинают нервничать. Но я же не вол ­ шебник. Как говорят все художники: формула мастерства — это 1% таланта, 99% труда. Решил изобразить грусть — За каждой картиной труд и своя история создания. Какие для вас самые интересные? — Три года подряд ездил в качестве наставника на молодёжный пленэр в село Перехваль. В первый заезд три дня шёл дождь. Священник разрешил нам писать в храме. Не было света, этюд получился тёмный. Решил его увеличить, высветлить. Так с этюда написал в увели ­ ченном масштабе «Интерьер храма Рождества Христова». Картина «Осень. Заброшенный сад» написана в 2011-м. Вокруг моего сада заброшены все участки. Было время, когда люди брали сады, потом старики умирали, моло ­ дым они не были нужны. Яблоня есть, людей нет. Эту грусть решил изобразить. — Есть ли здесь произведения, которые вы больше всего любите? — Очень люблю свои маленькие работы. Они были на ­ писаны в 1980-е. Для себя. И они нравятся практически всем. В последнее время, когда пишешь, на подсознатель ­ ном уровне думаешь, купят работу или нет (смеётся). * 19 Стараюсь, чтобы человек постоял и подумал — Для кого пишете? Что хотите сказать своими картинами? — Для обычных людей. Чаще мои работы нравятся людям с высшим образованием. Они не просто смотрят, но и понимают, в каком стиле я пишу. В этюдах хочу пе ­ редать состояние, которое вижу в данный момент. Если солнце, значит, должно быть тепло, радостно. Если дождь, то сырость, ощущение грусти. В больших работах стараюсь, чтобы человек просто постоял и подумал. Аван- гард^ Каждый, когда смотрит, представляет что-то своё. — Над чем после выставки будете работать? — Задумок много. Хочу написать нереалистичные ком ­ позиции. Они у меня есть, ждут своего часа. Когда был на Западной Украине, мне понравились костёлы, монастыри, оставшиеся от поляков. Делал зарисовки, этюды. Думаю пофилософствовать на эту тему, изобразить что-то симво ­ лическое. Например, беседку в готическом стиле с монахом в католическом одеянии. Настроение — изменить свою обычную живопись, охватывающую только среднюю поло ­ су России. Осуществить мечту — Невооружённым глазом видно, что картина «Дети» отличается от остальных работ. Какая у неё история? — Это моя последняя работа. На неё ушло два года. За ­ кончил 30 января 2021-го. Мечтал написать многофигур ­ ную композицию ещё после училища, но тогда наступили 1990-е, было не до искусства. Работал в кооперативе, писал небольшие работы на продажу, чтобы прокормить семью. Такая работа занимает много времени, используется боль ­ шое количество материалов, и дело это не очень благодар ­ ное — могут профессиональные художники раскритико ­ вать. Сюжет родился в 2013 году, когда я вышел зимой на улицу. Мой 10-летний сын с друзьями лепил снежную бабу. Попросил, чтобы они мне позировали, сделал зарисовки, много лет разрабатывал композицию. Она не очень выхо ­ дила. И вот перед юбилеем решил осуществить мечту.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz