Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

10 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР №28 (402) 26 июля 2022 года Евгений Чекрыжов: ЗА ОТМЕНЁННЫЕ РЕЙСЫ ПЕРЕВОЗЧИКУ ГРОЗИТ ШТРАФ С 11 июля городские маршруты обслу ­ живают перевозчики, прошедшие конкурсный отбор. Как изменится общественный транспорт в этом году? Мно ­ го ли жалоб у липчан на водителей? На во ­ просы «Первого номера» ответил председа ­ тель городского департамента транспорта Евгений Чекрыжов. — Евгений Анатольевич, липчане при ­ выкли к тому, что есть муниципальные автобусы, а есть маршрутное такси. Что будет теперь? Весь транспорт в городе станет маршрутным? — Нет. Начну с того, что сегодня рабо ­ тает 21 перевозчик. У них разные формы собственности. Есть индивидуальные пред ­ приниматели и юридические лица. В числе последних — два муниципальных предпри ­ ятия: автобусное «Липецкпассажиртранс» и трамвайное «Горэлектротранс». МУПы — это те же коммерческие организации. Но у них форма собственности другая. У всех ав ­ тобусов и трамваев пока остались свои при ­ вычные номера маршрутов: у муниципалов — свои, у частников — свои, начинающиеся с цифры 300, но думаем над тем, чтобы их упорядочить. У всех перевозчиков при этом одинако ­ вые условия контрактов, одинаковые тари ­ фы и на всех маршрутах действуют льготы, предусмотренные законодательством. — Что же тогда означает введение кон ­ трактной системы? — Это означает, что и муниципальные предприятия, и частники находятся теперь в равных условиях. Перевозчик, который будет обслужи ­ вать тот или иной городской маршрут, определяется на конкурсной основе, путём проведения тендера. С ним за- обращаться? ключается контракт на один год. В 2022 году победители уже определены. В проведённом конкурсе, помимо цено ­ вого критерия, имелись также качественные и квалифи ­ кационные критерии оценки. Конкурс выигрывает тот пе ­ ревозчик, кто при одинаковой цене контракта предлагает лучший по возрасту и оснащению транспорт и лучший даём перевозчикам, некоторые направляем в полицию. кадровый состав. К примеру, курение в автобусе или разговор водителя по мобильному телефону без помощи гарнитуры является основанием для привлечения его к административной от ­ ветственности. Перевозчик же вправе привлечь водителя к дисциплинарной ответственности по Трудовому кодек ­ су. Всего в 2021 году в городской департамент транспорта поступило около 1 300 обращений. Эта цифра существенно не меняется на протяжении последних лет. — Хорошо, контракты заключены, но кто будет контролировать предпринимателей? — Это задача нашего департамента как заказчика перевозок. Мы будем требовать исполнения рейсов, со ­ блюдения расписаний, смотреть, чтобы выполнялись предусмотренные контрактом условия. — А если кто-то из перевозчиков начнёт халтурить или игнорировать эти требования? — Тогда он понесёт убытки и рискует тем, что с ним будет расторгнут контракт, перевозчик как юриди ­ ческое лицо будет занесён в реестр недобросовестных поставщиков, что не позволит ему участвовать в даль ­ нейших конкурсах. По новой системе оплачивается только тот объём работ, который выполнен фактиче ­ ски. Если автобус не вышел в рейсы — оплату за них перевозчик не получит. Более того, за несостоявшиеся рейсы он должен будет сам уплатить штраф. В каждом транспортном средстве устанавливается навигацион ­ ный терминал, работающий с использованием системы ГЛОНАСС. Он передаёт данные на сервер нашей дис ­ петчерской службы. На их основе и будет производится оплата контрактов. — Но есть же контроль и со стороны пассажиров. Как часто они жалуются на водителей? И куда нужно — Обращаться нужно в городской департамент транспорта любым удобным способом: звонок, почта, электронная почта. На нашем официальном сайте есть раздел «Обращения», где можно загрузить фотоматери ­ алы, фиксирующие нарушения. Все сведения мы пере- — Как изменились в этом году городские маршруты? — Изменения были, но не радикальные. Пока мы пошли по пути объединения маршрутов, которые сильно дублировали друг друга. У них совпадали более 90% пути следования. Теперь водители не должны устраивать гонки на дорогах, что, надеюсь, минимизирует количество ДТП. Также в город вернулись два маршрута — № 302 и 359. — С чем было связано их исчезновение? — Перевозчики отказались от их обслуживания. Объяснили это кадровым дефицитом, убыточностью. И, самое досадное, что по тому договору, который дей ­ ствовал ранее, привлечь предпринимателей к ответ ­ ственности за отказ от исполнения принятых на себя обязательств мы не могли. Теперь же, по новой кон ­ трактной системе, перевозчик должен предоставить в качестве способа обеспечения испол ­ нения контракта либо денежные сред ­ ства, либо банковскую гарантию. Если откажется от обслуживания маршрута — понесёт финансовые потери. — Удивительно, что перевозчики говорят об убыточности. Профес ­ сия водителя всегда приносила хо ­ рошие деньги... — Мир меняется. В условиях нало ­ женных экономических санкций про ­ изошло увеличение цен на основные материалы и средства: ГСМ, масла, запчасти. Отдельные группы товаров подорожали в четыре раза. А стои ­ мость нового автобуса в зависимости от комплектации может доходить до 19-20 млн рублей. Нужно брать боль ­ шие кредиты. Предприниматели за ­ думываются, стоит ли вообще дальше заниматься этим бизнесом? Сейчас во многих даже крупных городах пере ­ возчики уходят с рынка. Так, напри ­ мер, происходит в соседнем с нами Воронеже. Тариф, к сожалению для транспортников, всегда только дого ­ нял происходившие инфляционные процессы, и, как правило, после про ­ должительного времени, что, конеч ­ но, приводило к кассовым разрывам в экономике предприятий. Ещё немаловажную роль сыграла пандемия. Даже сейчас мы ещё не мо ­ жем выйти на уровень перевезённых пассажиров в сравнении с 2019 годом. Если в 2019 году общественный транс ­ порт в Липецке перевёз 92 млн человек, то в 2020-м — 68 млн, в 2021-м — 72. Объективно: липчане стали реже совершать поездки. Возможно, из-за перехода на уда ­ лённый режим работы. Возможно, люди старшего по ­ коления стали меньше бывать в общественных местах. — Хочется закончить нашу беседу на позитивной ноте. Липецк вошёл в тройку лучших городов ЦФО по развитию транспортной системы по ито ­ гам 2021 года. Как будем удерживать позиции? — Действительно, липецкий транспорт занял высо ­ кие позиции по оценкам независимых экспертов Выс ­ шей школы экономики и компании «SIMETRA» (эксперт в области моделирования транспортных и пешеходных потоков, в создании комплексных схем организации до ­ рожного движения. — Прим. ред.). Оценивалось множе ­ ство параметров, начиная от класса подвижного состава, возрастных характеристик транспорта, его экологично ­ сти, заканчивая скоростью перемещения, физической и ценовой доступностью для населения. Сейчас задача — удержать эту планку и развиваться дальше. Участву ­ ем в федеральном проекте «Чистый воздух». Отправили заявку, в августе ждём поступления 25 новых газомо ­ торных автобусов. В 2023 году в планах получить ещё 35. По опыту муниципального предприятия, у которого уже есть на балансе такие автобусы, их обслуживание и содержание обходится дешевле по сравнению с маши ­ нами, работающими на дизельном топливе. И, конечно, для нас они в приоритете из-за своих более экологич ­ ных двигателей, которые не выбрасывают в атмосферу тяжёлые загрязняющие вещества. Беседовала Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz