Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 27 (401) 19 июля 2022 года О СП о Z3 о Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина n n 7s Повод поговорить о «городе» Точнее, о мудрости наших предков, которые в каждое русское слово вкладывали не только конкретное значение, но и глубокое понимание жизни. Так, место, которое предназначалось для длительного поселения и благополучного проживания, полагалось «огородить», то есть защитить. Еще лучше, конечно, «укрепить» надёжными валами, чтобы получилась «крепость». Так исторически сложилось, что город становился центром поселения, в нём выделялась более древняя часть — «городище», он обрастал «пригородами» или сёлами с названиями типа Подгороднее или Подгорное. (Подобное название могло, конечно, произойти и от «под горой», но вот в случае с абсолютно равнинными местностями в России, на Украине, в Казахстане, где частотно такое топонимическое обозначение, более вероятно то, что произошла так называемая гаплология — утрата одного из слогов в слове для упрощения произношения.) «Город» рос, давал уверенность и чувство защищённости «горожанам». В древности даже названием становилось такое надёжное слово: известны в Белоруссии и на Украине города с именем Городок в Витебской и Львовской областях. Новое поселение нередко так и называли — Новгород. Причём не только на Руси, где и Великий Новгород стоял крепко как богатая республика, и Нижний Новгород прославился как центр торговли и ремёсел. У итальянцев свой Новгород — Неаполь, у немцев — Нейбург, у англичан — Ньюкасл (буквально «новый замок, новая крепость»). А поскольку славянские племена несколько по-разному говорили, то где-то строили «город», а где-то — «град». Особые права получали жители городов — то есть «граждане». И до наших дней «город» и «град дошли как абсолютные эквиваленты по значению. «Город и понятный, от него происходят и «городок», и «городишко», о которых поётся в задушевных песнях типа «Самара-городок». Могучий «город- герой» или вызывающий гордость и взывающий к памяти «город воинской славы». Книжный «град» употребляется в официальной речи: «градостроительство» и забытое сегодня «градоначальник». Может, напрасно забытое — заменённое иностранными вариантами? Ведь сколько смысла в том, что во главе города тот, кто «начинает град / город / огород», то есть строит для защиты и покоя горожан / граждан. Вот и хочется пожелать в праздник всем горожанам не только веселья на Городище, но и благополучия и процветания города, соблюдения гражданских прав, улучшения городских условий и любви и уважения к своему городку! » » — более родной ТВОРИТЬ ВНЕ РАМОК Художник из Санкт-Петербурга открыл Экспозицию «Гуашь Два О» (0+) в Липецком музейно-выставочном центре А рон Зинштейн не выходит из дома без своего вечного спутника — альбома. Берёт его в метро, театр и даже в баню. Зарисовывает лица друзей во время застолья, чиркает карандашом на Невском, когда там проходит военный парад, изображает пары во время тан ­ цев на набережной Невы. Взял он альбом и в поездку в Липецк. По дороге рисовал спящего в купе попутчика и его детей. — Я, как фотограф, фиксирую мир, со ­ бытия. Только в руках у меня не фотоаппа ­ рат, а карандаш и лист бумаги, — делится автор. В Липецком музейно-выставочном центре Арон Зинштейн представил проект девяти современных художников-графи ­ ков «Гуашь Два О», где его работы занима ­ ют центральную часть. Себя рисуешь, не Чапая Арон Зинштейн родом из Нижнего Та ­ гила. Туда его родители попали в войну после эвакуации с Украины. Работали на «Уралвагонзаводе». К изобразительному искусству в семье ни у кого склонности не было. А вот Арон ушёл туда с головой. Го ­ ворит, потянулся за соседскими мальчиш ­ ками. — У меня был товарищ по коммунал ­ ке. Так тот периодически срисовывал что- то из «Родной речи», — вспоминает Арон Зинштейн. — Я ему говорил: «Гена, ты себя рисуешь, не Чапая». А он мне: «Правда? А я думал: точь-в-точь». Хотел показать ему, как сделать похоже. Получалось тоже неважно. Зато этот процесс меня увлёк, и я начал рисовать. Вместе с приятелями Арон пошёл в изостудию при местном ДК. Окончил Уральское училище прикладного искус ­ ства. Потом было знаменитое Мухинское училище в Ленинграде. Получив диплом, работе, в перерывах. Использовал гуашь: попал по распределению в «ГлавЛенин- градстрой» — специальное управление по жилищному, гражданскому и промыш ­ ленному строительству Ленинградского горисполкома, учреждение всесоюзного масштаба, куда входили 25 строительных мольберт, выдавливать из тюбиков мас трестов, 83 управления и участка. Арон Иосифович Зинштейн. Художник- экспрессионист. Член Союза художников России. Член Санкт-Петербургской Академии современного искусства. Родился 13 октября 1947 года в Нижнем Тагиле (Свердловская область). В 1968 году окончил Уральское училище прикладного искусства. В 1977 году — Ленинградское высшее художественное промышленное училище имени Мухиной (сегодня — Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени Штиглица). Работал в «ГлавЛенинградстрое» и «Эрмитаже». Работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее современного искусства «Эрарта». Его произведения сравнивают с творчеством Анри Матисса и Фрэнсиса Бэкона. — На предприятиях какая система? Ты А ещё у Зинштейна достаточно бы- же должен пробыть там целый день. На страя кисть. Если с маслом приходится творчество в мастерской времени не хва ­ тало. Я начал делать наброски прямо на её на производстве было много. Наброски складывал, надеясь потом перенести на холст. Работать с гуашью Арону понрави ­ лось. Не нужно постоянно носить с собой ждать, когда всё подсохнет, то гуашь эко ­ номит время. Краска сохнет быстрее, с нею можно больше экспериментировать. Арон считает, что гуашевые работы получают ­ ся ярче. Можно использовать так назы ­ ваемый «открытый цвет», то есть не сме ­ шанный с другими, словно взятый прямо из банки. Искусствоведы называют Арона Зинштейна отъявленным гуашистом за ло. Всё просто: кисти, вода, краска. Да его приверженность этой краске. и работы транспортировать куда легче. Если масляные холсты надо оборачивать Я художник — могу всё в десятки защитных слоёв, чтобы не ис- проектированием витражей портить ненароком, с гуашевыми всё гораздо проще: сложил работы в папку, захлопнул — и всё. Черновики гуашью В «ГлавЛенинградстрое» Зинштейн занимался и фасадов зданий, их внутренней отдел кой. Именно там он увлёкся гуашью. Благодаря гуаши художник известен не только в России, но и за рубежом. И его творчество, лишённое границ, помогло ему в этом. I 9. г * ■■i* I I I w у I BpiJEH Девять художников из России и зарубежья представили в Липецке 40 работ на выставку «Гуашь Два О» (0+)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz