Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 19 июля 2022 года № 27 (401) МАРШРУТ ПОСТРОЕН 19 « a Шаманизм — одна из основных религий бурятов. Но современные жители Иркутской области ХоДяТИВ православный храм, и в буддийский дацан JЯj ] Плести из конского волоса Екатерина начала с 2008 — В подарок. года. Обрабатывать его научил муж. Пригодилось и образо- — Вы куда его повезёте? вание: в училище культуры и искусства Екатерина училась — В Москву (так в Сибири называют всю центральную ткачеству. Поэтому легко создаёт как таары (традиционные Россию). бурятские коврики из конского волоса. — Прим. ред.), так — В Москву? Тарасун? — она смотрит на меня скепти- и гобелены (их начали плести в 1970-е. — Прим. ред.). На чески. создание одного гобелена уходит 4-5 месяцев и до 15 кг Тарасун — это бурятская молочная водка c достаточно конских волос. В своей небольшой мастерской Екатерина специфическими запахом и вкусом. Это я поняла позже, показывает, как плетутся эти настенные картины. Челнок ловко мелькает в руках, и вот уже появляется мчащаяся пара коней. — Это символ мужского и женского. Без этого невоз ­ можно продолжение рода, рина. — Это натуральный материал. Наверное, в нас ге ­ нетически заложено, что натуральное ближе и ценнее. тогда же мне стал ясен и скепсис продавщицы. — Зато от тарасуна никогда голова не болит, — защища ­ ют местные жители национальный напиток. поясняет задумку Екате- Бренд области На празднике — русские танцы сменяются выступлением татарского семей ­ ного ансамбля, переполненный стадион подпевает люби ­ мым коллективам на бурятском. И тут понимаешь, как пра ­ вы местные жители, называя свой посёлок Ордой — вот она, наша орда, многонациональная и дружная. Именно благодаря такому сплетению-смешению тради ­ ций и родилась иркутская вышивка. — Это хорошо, когда один слой культуры вливается в другой. Много национальностей, у каждой своя вышив ­ ка: у татар, у русских, у белорусов, а мы сделали общую для всех — иркутскую, — рассказывают мастерицы ИРОО «Союз мастеров народного искусства «Оникс» Нина Медведок и Валентина Щенова. — Иркутская гладь отличается ха ­ рактерным объёмным рубчиком. Состоит из русского шва и полтавской глади. Русский шов был только в красном цве ­ те и обшивался чёрным. Полтавская гладь в разноцветье, но не обшивалась рубчиком. И вот к 340-летию Иркутска мы итальянские художники. Микеланджело, Рафаэль придумали новый вид вышивки: по линии пришива ввели один тон в другой. Линии придерживаемся строго, чтобы БЫТЬ ШАМАНОМ НИ ХОРОШО, НИ ПЛОХО. ШАМАНСКИЙ ДАР ПРИХОДИТ САМ, НИКТО ЕГО НЕ ОЖИДАЕТ » смешение языков, стилей, традиций: Теперь иркутская гладь, ставшая брендом региона, укра шает Вышитую карту России (о проекте и о том, как Липец К тому же материал благородный. У него разнообразные цвета и оттенки от белого до чёрного и рыжевато-корич ­ невого. Эти цвета близки к оттенкам земли, глядя на них, глаз отдыхает. Я хотела бы создавать такие работы, как — они подняли свою страну, ими гордятся итальянцы. Мне бы хотелось, чтобы, глядя на мои работы, зрители получился объём. с гордостью говорили: я бурят. Мы все ищем свои корни, помощь рода. Это важно каждому народу. Мы, буряты, например, знаем 7-8 колен своего рода. Учим этому детей кая область представлена на этой карте, читайте в одном из с пятилетнего возраста. следующих номеров в рубрике «Хранители Руси»). Сур-Харбан завершается. Сувениры уже не умеща ­ ются в сумку. Мастера собирают вещи и спрашивают у организаторов, когда следующий. создать большой ремес- говорит Татьяна Швыд- ченко. — Чтобы у всех была возможность общаться, обме ­ ниваться опытом, реализовывать свои идеи. Чтобы люди видели изделия настоящих мастеров, а не ширпотреб. Са ­ мое главное, что гости фестиваля сами хотят попробовать что-то сделать своими руками. К тому же получился очень Вот и наш руководитель яркий праздник. I Русский характер по-бурятски В Усть-Орде в июне очень многолюдно. Начался Сур-Харбан — спортивный народный праздник у бурят. Он — Основная цель фестиваля посвящён окончанию посевной. Программа обширная: от ленный кластер Прибайкалья, традиционной бурятской борьбы и стрельбы из лука до яр ­ марки и выступлений народных коллективов. — Да, всё-таки сложно показать совершенно другой ха ­ рактер, — восклицает после русского перепляса артистка ром. Бывает, шаман подходит и говорит: у тебя есть пред ­ посылки, ты должен быть шаманом. Ему отвечают: я даже по-бурятски не умею говорить, обычаев не знаю. Шаман на ­ стаивает: учись. Если человек отказывается, то болеет сам танцевального ансамбля Тохорюун (с бурятского — жу - или кто-то в семье, или скотина умирает, или дом сгорает. равль) Анастасия Хамгушкеева. говорит: вы всё-таки буряты, вам трудно показать настоя- Кто такой иркутский бабр, есть ли двойник у Байкала щий русский характер. Но когда танцуешь, энергия прёт, и как сохраняют исторические здания в Сибири, читайте и ты уже танцуешь от всего сердца. Какой он, русский ха ­ рактер? Поярче, поэнергичнее, отсюда идёт, — показывает на солнечное сплетение. Именно оттуда нам пришлось доставать всю энергию, в наших следующих номерах. Текст: Наталья Горяйнова Фото: автора и АНО «Байкал» Зарождающееся ремесло Ольхона В Усть-Орду Сергей приехал с Ольхона на фестиваль ре ­ мёсел. Фестиваль собрал 14 мастеров из Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Проходит при поддержке президентского фонда культурных инициатив. Традиционные бурятские ремёсла, зарождающиеся новые когда встали в бурятский хоровод ёхор В отличие от русско и появившиеся на стыке культур — на фестивале видно, что народная культура жива, она не только в музейных экспо ­ натах. Сергей работает в редком для бурятской этнокульту ­ ры направлении — керамике. — С детства руками люблю всё делать, — признаётся ма ­ стер. — Да, керамика для бурят нехарактерна. У нас на Оль ­ хоне я первый. Можно сказать, это зарождающееся ремесло. В основном делаю работы на ольхонские мотивы: шаманы, нерпа, бараны было. Баран — символ достатка. Если есть баран, ты богатый человек, — улыбается. Закрученные бараньи рога, кажется, повсюду: на маг ­ нитах-оберегах, которые щедро наготовили для туристов, в орнаменте вышивки, на нарядах от иркутских дизайне ­ ров. го — это энергичный танец. — Садись, мы подвинемся, будем буузы есть, — ёхор уди вительно объединяет, после него все на «ты». ШКОЛА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ОБЪЯВЛЯЕТ БЕСПЛАТНЫЙ НАБОР-2022 Мясо в тесте Буузы, вариант произношения «позы», можно назвать тайным оружием бурят. Попробовав однажды, оторвать ­ ся невозможно. В дословном переводе буузы — это мясо, у нас в советское время много баранов завёрнутое в тесто, но не пельмени. Скорее чем-то похожи на манты. — Буузы нужно есть правильно, — объясняют мне. — Бе ­ рёшь руками, выпиваешь через верхнее отверстие бульон. Потом в рот. Я обычно наливаю внутрь соевый соус — такая интересная какофония вкуса получается^ Пробуем буузы на ярмарке и в кафе при дацане. У да ­ цана кажется вкуснее. Порывшись в интернете, понимаю, почему: в Бурятию буузы завезены тибетскими монахами 400 лет назад. В кафе столпотворение. «Буузы не раньше, чем через 40 минут приготовятся», — кричит раскрасневшаяся повари ­ ха. — Тарасун ещё есть. — Мне две бутылки, — подбегаю. Тарасун готовят здесь же, в Усть-Орде, но в магазине я его не видела. — Зачем? — Чтобы дом был полная чаша и удача из него не уходи ла, — объясняет символ продавец магнитиков. Под защитой конского волоса Обереги создают прямо на фестивальной площадке. Народный мастер Иркутской области, художник Усть-Ор ­ дынского Национального центра художественных промыс ­ лов Екатерина Осипова учит делать их из конского волоса. Считается, что они оберегают от злых духов, сглаза и порчи. 20 часов в офлайн и онлайн-формате Кто: студенты, молодые специалисты до 30 лет, кому интересна журналистика Когда: октябрь-ноябрь Где: обучение пройдет в 16 отделениях, в том числе в Липецке Как: интенсив (бесплатно) Что: вы получите сертификат, публикации на федеральном сайте «Национальный акцент». 4 лучших студента поедут на суперинтенсив (6 дней) в Москву (обучение, проезд, проживание и питание за счет организаторов) Организаторы: Гильдия межэтнической журналистки при поддержке ФАДН. В Липецке - газета «Первый номер» Заявка: заявку и мотивационное письмо ждём на электронную почту: gazeta1n@yandex.ru Есть вопросы? Позвони: 285-972 ШКОЛА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz