Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

18 МАРШРУТ ПОСТРОЕН ПЕРВЫЙ НОМЕР № 27 (401) 19 июля 2022 года ПОХОД В ОРДУ Липецкие журналисты побывали в ЭтноЭкспедиции в Иркутской области В Год культурного наследия в рамках рубрики «Марш ­ рут построен» «Первый номер» совместно с Гильдией межэтнической журналистики начинает публикацию цикла материалов о традициях и культуре народов России. Мы познакомим читателей с разными регионами нашей страны и их достопримечательностями. Первый материал — рассказ об Усть-Ордынском Бурятском округе, празднике Сур-Харбан и I фестивале ремёсел Прибайкалья. В устье Ордушки Посёлок Усть-Ордынский целого округа в составе Иркутской области. Это место ком ­ пактного проживания бурят, так что ни к монголам, ни к их завоеваниям не имеет никакого отношения. Название ему дал географический факт — посёлок находится в устье реки Ордушки, которое местные сокращают до Орды, как и на ­ звание своего посёлка. Такая забавная местная топонимика. — Вообще посёлок, который здесь возник в начале XIX «ку- рассказывает директор АНО «Байкал», административный центр века, назывался Харганай, от бурятского «харгана» сты», «заросли», организатор фестиваля ремёсел Прибайкалья Татьяна Швыдченко. — По легенде, один бурят выделил здесь свое ­ му сыну место для строительства дома. Тот негодовал: «Да здесь одна харгана!» Отец успокоил: «Ничего, сыночек. Тракт построили, поэтому тут теперь настоящее золотое дно». Благодаря торговле семья стала жить богато, разрос ­ лась, и появился большой посёлок. ■' "1 но-практическа <онференция Фестиваль ремёсел Прибайкалья собрал 14 мастеров. Сергей Бунаев с Ольхона работает в редком для бурятской этнокультуры направлении — керамике '' не поблагодарили духов за успешную поездку. В итоге из пяти журналистов четверо травмировали ноги: кто- то отделался синяками и сбитой коленкой, а кто-то сло ­ мал палец и домой возвращался в гипсе. области, службы проходят на бурятском языке. В 2008 году открылся дацан «Тубдэн Даржалин» (буддийский монастырь, название переводится с бурятского как «зем ­ ля, способствующая развитию». — Прим. ред.). Но к ша ­ манизму здесь особое отношение. Это основная религия Остановка у барисана Действительно, Орда лежит на оживлённой дороге, её ещё называют вратами Байкала. Отсюда мы, пятеро журна ­ листов Гильдии межэтнической журналистики, начинаем знакомство с обычаями Прибайкалья, миром духов и ша- Шаманский дар манов. Всего несколько километров от шумного Иркутска — В Усть-Орде есть церковь в честь Святой Троицы. и начинают действовать неписаные законы, которые даже Здесь, как и во многих православных храмах Иркутской самые ярые атеисты не смеют нарушать. Первый — останов ­ ка у барисана. Это ритуальное место, где нужно попросить помощи у духов. — По преданию, здесь обитают души двух шама ­ нов. Однажды на свадьбе они решили приударить за одной девушкой и начали демонстрировать перед ней бурят. Настоятель дацана Зоригто Лама с философским свою силу: то дождь вызовут, то зверем обернутся. Выс­ шие силы разгневались, что те попусту тратят свой дар, и поставили их здесь навсегда — охранять путников. По ­ этому нужно обязательно выйти из машины и попросить у них удачи, даже если очень торопи ­ тесь. Можно положить монетку или ещё какое-то под ношение, — поясняет Татья ­ на. — С барисана ничего брать нельзя, L иначе духи покарают. У местных много историй, как кто-то ос ­ леп или ноги отнялись у того, кто взял принадлежащее духам. А если везёте алко ­ голь, обязательно нужно покапать, то есть угостить духов. Видите, орёл летает это хороший знак, духи нас приветст вуют. Тогда мы всё сделали пра ­ вильно. Но на обратном пути г — Да, всё так, спокойствием объясняет: — Если ко мне обращаются люди, и я не могу им по ­ мочь, отправляю в храм или к шаману. Также и шаманы, если не могут справиться с проблемой, направляют ко мне. кивает шаманка «дядя Вася». Это мужское имя перерожденец в пятом поколении кандидат филологических наук Тамара Васильевна Шантанова взя ­ ла, чтобы духов не смущать. Они современной гендерной политики не понимают. Как и отказа от дара. — Как поняла, что во мне есть сила? Понимать не надо. Всё само идёт, — говорит дядя Вася. — Не знаю, с чем это связано, тенденция такая по ­ шла: шаманов стало много появляться. Раньше у нас на Ольхоне было 1-2 шамана, сейчас практически в каждом дворе, — рассказывает мастер керамики Сергей Бунаев. — Шаманский дар приходит сам, никто его не ожидает. В моём роду тоже есть шаманы. Быть шаманом ни хоро ­ шо, ни плохо. Это тяжело. Кто-то болеет, кто-то с ума сходит: Q ---- у не справляется с да- 1осква 03 км пецк Иркутск Народный мастер Иркутской области Екатерина Осипова По проекту коронованной шаманки «дяди Васи» (Тамара Шанталова) изготовлен барисан на въезде в Усть-Орду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz