Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
18 МАРШРУТ ПОСТРОЕН ПЕРВЫЙ НОМЕР № 27 (401) 19 июля 2022 года ПОХОД В ОРДУ Липецкие журналисты побывали в ЭтноЭкспедиции в Иркутской области В Год культурного наследия в рамках рубрики «Марш рут построен» «Первый номер» совместно с Гильдией межэтнической журналистики начинает публикацию цикла материалов о традициях и культуре народов России. Мы познакомим читателей с разными регионами нашей страны и их достопримечательностями. Первый материал — рассказ об Усть-Ордынском Бурятском округе, празднике Сур-Харбан и I фестивале ремёсел Прибайкалья. В устье Ордушки Посёлок Усть-Ордынский целого округа в составе Иркутской области. Это место ком пактного проживания бурят, так что ни к монголам, ни к их завоеваниям не имеет никакого отношения. Название ему дал географический факт — посёлок находится в устье реки Ордушки, которое местные сокращают до Орды, как и на звание своего посёлка. Такая забавная местная топонимика. — Вообще посёлок, который здесь возник в начале XIX «ку- рассказывает директор АНО «Байкал», административный центр века, назывался Харганай, от бурятского «харгана» сты», «заросли», организатор фестиваля ремёсел Прибайкалья Татьяна Швыдченко. — По легенде, один бурят выделил здесь свое му сыну место для строительства дома. Тот негодовал: «Да здесь одна харгана!» Отец успокоил: «Ничего, сыночек. Тракт построили, поэтому тут теперь настоящее золотое дно». Благодаря торговле семья стала жить богато, разрос лась, и появился большой посёлок. ■' "1 но-практическа <онференция Фестиваль ремёсел Прибайкалья собрал 14 мастеров. Сергей Бунаев с Ольхона работает в редком для бурятской этнокультуры направлении — керамике '' не поблагодарили духов за успешную поездку. В итоге из пяти журналистов четверо травмировали ноги: кто- то отделался синяками и сбитой коленкой, а кто-то сло мал палец и домой возвращался в гипсе. области, службы проходят на бурятском языке. В 2008 году открылся дацан «Тубдэн Даржалин» (буддийский монастырь, название переводится с бурятского как «зем ля, способствующая развитию». — Прим. ред.). Но к ша манизму здесь особое отношение. Это основная религия Остановка у барисана Действительно, Орда лежит на оживлённой дороге, её ещё называют вратами Байкала. Отсюда мы, пятеро журна листов Гильдии межэтнической журналистики, начинаем знакомство с обычаями Прибайкалья, миром духов и ша- Шаманский дар манов. Всего несколько километров от шумного Иркутска — В Усть-Орде есть церковь в честь Святой Троицы. и начинают действовать неписаные законы, которые даже Здесь, как и во многих православных храмах Иркутской самые ярые атеисты не смеют нарушать. Первый — останов ка у барисана. Это ритуальное место, где нужно попросить помощи у духов. — По преданию, здесь обитают души двух шама нов. Однажды на свадьбе они решили приударить за одной девушкой и начали демонстрировать перед ней бурят. Настоятель дацана Зоригто Лама с философским свою силу: то дождь вызовут, то зверем обернутся. Выс шие силы разгневались, что те попусту тратят свой дар, и поставили их здесь навсегда — охранять путников. По этому нужно обязательно выйти из машины и попросить у них удачи, даже если очень торопи тесь. Можно положить монетку или ещё какое-то под ношение, — поясняет Татья на. — С барисана ничего брать нельзя, L иначе духи покарают. У местных много историй, как кто-то ос леп или ноги отнялись у того, кто взял принадлежащее духам. А если везёте алко голь, обязательно нужно покапать, то есть угостить духов. Видите, орёл летает это хороший знак, духи нас приветст вуют. Тогда мы всё сделали пра вильно. Но на обратном пути г — Да, всё так, спокойствием объясняет: — Если ко мне обращаются люди, и я не могу им по мочь, отправляю в храм или к шаману. Также и шаманы, если не могут справиться с проблемой, направляют ко мне. кивает шаманка «дядя Вася». Это мужское имя перерожденец в пятом поколении кандидат филологических наук Тамара Васильевна Шантанова взя ла, чтобы духов не смущать. Они современной гендерной политики не понимают. Как и отказа от дара. — Как поняла, что во мне есть сила? Понимать не надо. Всё само идёт, — говорит дядя Вася. — Не знаю, с чем это связано, тенденция такая по шла: шаманов стало много появляться. Раньше у нас на Ольхоне было 1-2 шамана, сейчас практически в каждом дворе, — рассказывает мастер керамики Сергей Бунаев. — Шаманский дар приходит сам, никто его не ожидает. В моём роду тоже есть шаманы. Быть шаманом ни хоро шо, ни плохо. Это тяжело. Кто-то болеет, кто-то с ума сходит: Q ---- у не справляется с да- 1осква 03 км пецк Иркутск Народный мастер Иркутской области Екатерина Осипова По проекту коронованной шаманки «дяди Васи» (Тамара Шанталова) изготовлен барисан на въезде в Усть-Орду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz