Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

4 1703-2022 ПЕРВЫЙ НОМЕР № 26 (400) 12 июля 2022 года Ч . ■ Ti 4 h |i I М3 IVICTAAAA М ВОДЫ i I I' if iri 1 ii. t С каз о том , как царь П ётр основал Л ипские железоделательные ЗАВОДЫ, СТАВШИЕ ЧЕРЕЗ 70 ЛЕТ ГОРОДОМ [<■! ■ii r' F, П I i. Ll, 1: №"5 и 5" J" •to : I 11 luti 1Ю r*i 5 p;Li 1я< bl PST- Г ? t- '■f ,: № - Ii si fl Oil; -■hl i' г 1^ I '] L i Мн й- I'i I I ъ \ i r M.- f 1 I i 4 1 l-is I' ■ етра Великого считают отцом-осно ­ вателем Липецка. Именно по его ука ­ зу в начале XVIII века были постро ­ ены Липские железоделательные заводит, которые дали жизнь городу. В год праздно ­ вания 350-летия царя-реформатора «Пер ­ вый номер» запустил цикл статей о пребы ­ вании Петра I в Липецке. Какие-то мифы мы развенчали, какие-то легенды нашли своё фактическое подтверждение в архивах. С полным циклом материалов можно озна ­ комиться, перейдя по QR -коду. В этом выпу ­ ске мы открываем малоизученные страницы истории нашего города и расскажем, откуда есть пошёл град Липецк. самого крупного по тем временам в России, да и в Европе металлургического завода (( было неизбежно, и государственные мужи это понимали. Правда, соперником будущего Липецка в начале XVIII века могла стать Тула. Краевед Александр Клоков считает, что сначала Пётр намеревался перебрасывать металл, ору ­ жие и корабельную оснастку в Воронеж, где строились корабли для Азовского похода, из Тульско-Каширского района. В 1702 году английский инженер Джон Перри построил Ивановский канал, который соединил Оку и Дон. Но, как сообщает энциклопедия Брок ­ гауза и Ефрона, его не смогли использовать «вследствие недостатка воды для искус ­ ственного провода судов». Если бы из Тулы Студёнки, Сырское и Донское. Были ещё на юг пошли баржи с металлом, Липецк, скорее всего, никогда не появился бы на кар ­ те России. Во всяком случае, именно после неудачи английского инженера у нас поя ­ вились первые домны Верхнего завода. Они и положили начало нашему городу, считают ■ e XVIII веке Аипские ЗАВОДЫ БЫЛИ крупнеАши1\/1 предприятие1\д России, половину оружия и IVlCTzXAAA ДеЛАЛИ здесь » ский, и Петровский, который располагался за Нижним парком и был засыпан в 1970-е. Оба завода использовали руду, которую добывали там, где сейчас находятся сёла Руда, с которой всё началось По легенде, находка железной руды у Па- ройской пустыни (улица Салтыкова-Щедри ­ на) натолкнула Петра I на мысль открыть в Липских Студёнках металлургическое производство. Но это была не случайность. Первым железоделательный завод построил недалеко от современного Липецка Кузьма учёные Института истории РАН. Борин, ранее служивший в Рудокопном при ­ казе, — он-то хорошо знал о месторождениях руды в этом районе. Как пишет историк Наталия Козлова, местное посадское население занималось железоделательными промыслами. А сама территория будущей Липецкой области была богата залежами железной руды, ле ­ сами, необходимыми для производства дре ­ весного угля, и водой, которая приводила в движение заводские механизмы. По сути, наш регион представлял собой готовую агломерацию: наличие специалистов и хо ­ рошей сырьевой базы. Так что строительство рудники в Каменном Логу и рядом с Пре ­ ображенским храмом. На Верхних заводах было четыре домницы высотой около двух метров, которые в год выплавляли до 84 ты ­ сяч пудов чугуна и отливали по 600-800 пу ­ шек. Историк Павел Любомиров пишет, что до второй половины 1720-х Липские желе ­ зоделательные заводы были крупнейшими металлообрабатывающими предприятиями страны. По производству чугуна они занима ­ ли второе место в России. Во время Азовской кампании и в первые годы Северной войны половину оружия и металла для армии де ­ лали в будущем Липецке. Любомиров пишет, в техническом отно ­ шении Липские заводы намного превосхо ­ дили аналогичные предприятия не только в России, но и в Западной Европе. Флагман чёрной металлургии XVIII века В 1703 году на Липовке построили Верх­ ние заводы. Часть цехов располагалась на месте современного здания курорта, часть — у входа в Нижний парк. Ниже по течению в 1711 году возвели Нижние заводы. Для снабжения заводов водой были сооружены плотины на реках Липовке и Студёной, на Монастырских ключах. Подобных плотин не имел ни один вододействующий завод в Черноземье. При обустройстве плотин День, когда Пётр вырыли пруды: Верхний, ныне Комсомоле .!дал.и^Ш!.!е1ы ’ • «Wfc был в Липецке О пребывании Петра I в Липецке много легенд, но что достоверно удалось устано ­ вить «Первому номеру»: 9 декабря 1722 года Пётр точно был в нашем городе. Он возвра ­ щался из Персидского похода. В то время Липские заводы стали уже обременительны для казны. Доктор исторических наук Нико ­ лай Петрухинцев предполагает, что Пётр за ­ хотел лично убедиться, что заводы казне не нужны, и принять окончательное решение об их судьбе. Первый, по выражению Петрухинцева, документальный след этого события он оты ­ скал в Российском государственном истори ­ ческом архиве: «В 1722 году декабря в 9 дня блаженный и вечнодостойный памяти его императорское величество Пётр Великий в бытность на тех заводах указал Липские и протчие заводы отдать вольным людем на откуп, токмо оставить, что надлежит к Ад ­ миралтейству нужда». По расчётам Петрухинцева, в тот раз Пётр пробыл на Липских заводах один день и в конце дня тронулся дальше. Следую ­ щий свой указ он подписал вечером в селе Богородицкое, которое находится примерно в 30 км от Липецка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz