Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 5 июля 2022 года № 25 (399) ХРАНИТЕЛИ РУСИ 19 РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ЛЮБИМ За какими смыслами туристы едут в Поленово Большой дом. Все здания в имении построены по проекту Василия Поленова I Художник стремился внести в архитектуру самобытность русской старины '■ В этом году исполняется 130 лет главному дому в усадь бе Поленово, который построен по эскизам худож ника. Здесь он жил со своей семьёй, здесь хранится написанный углём вариант знаменитой картины Василия Дмитриевича «Христос и грешница». Из этого дома Поле нова провожали в последний путь. Воплощение русского лиризма Осенью 1887 года Василий Поленов вместе с Констан тином Коровиным плыли на пароходе по Оке до Алексина. И тут Василий Дмитриевич увидел для себя нечто сакраль ное: высокий холм с деревенскими домами и деревянной храм. Сам художник, который был ещё и композитором, церквушкой. Кто-то скажет: «Что тут такого?» — но только художнику, к тому времени уже постигшему и законы пей зажей, и библейские мотивы, открылось нечто... — Ну это же в воздухе как-то висит! — говорит мне большой поэт Юрий Кублановский. Мы с ним идём вдоль берега и вместе с небом заглядываем в умиро творённую гладь Оки. Дописанный пейзаж Троицкая церковь, парящая над Окой, пожалуй, самый Здесь ощущение намоленности есть, понимаешь? красивый архитектурный шедевр Василия Поленова. Мож но даже сказать, что художник здесь возвёл церковь, чтобы дополнить русский пейзаж. Или сформулирую по-другому: Поленов этот пейзаж дописал. А если смотреть от храма на реку, то сквозь туман и яр кое солнце проступает красота, которую на свои полотна перенесли сотни известных и не очень художников, — зна менитая излучина Оки (сам Поленов её тоже писал). Наталья Фёдоровна Поленова, правнучка художника и директор музея-заповедника, говорит об этом пейзаже так: «Это та самая Россия, которую мы любим». Медленное течение русской реки, которая не слишком широка, не слишком узка. Всё это воплощение русского лиризма. Поленов первым почувствовал силу места. На деньги, вырученные от продажи императору Александру III карти ны «Христос и грешница», Василий Дмитриевич покупает полюбившийся ему берег со всеми окрестными землями и строит трёхэтажный усадебный дом по своему проекту. Сто восьмое чудо света в 1892 году, ровно 130 лет тому назад, Поленов перебирается сюда со старшими детьми. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, — писал Поленов Коро вину в 1914 году, — ведь мы с Вами впервые открыли её красоту и выбрали место для житель ства». В том же письме По ленов расскажет своему другу, что за эти годы здесь было «по наделано»: постро- е от усадьбы минут 15 усадьба, две школы, церковь, мастерская, лодки, дамба... «Вышло сто восьмое чудо света, если не больше», — при знаётся Поленов. И всё это выстроено по чертежам самого Василия Дми триевича. В том числе каменный Троицкий храм, что на высоком обрыве у деревни Бёхово, ходьбы. — Но главное не только то, что Василий Дмитриевич и семья Поленовых построили нашу церковь, — продолжа ет экскурсию настоятель Троицкого храма в Бёхове иерей Дмитрий Катичев. — Важно, что они и потом не оставляли Тоска по Родине Что касается меня, то привет от Поленова нашему вре мени я встретил в столовой большого дома — здесь выстав лен первый эскиз картины Васнецова «Богатыри». Когда Васнецов и Поленов были в Париже, Виктор Михайлович затосковал по Родине и начал писать богатырей. Первый эскиз маслом понравился Поленову, Васнецов предложил: забирай себе. Но Василий Дмитриевич отказался, мол, ког да напишешь большую картину, тогда этот первый вариант и отдашь. Поленову пришлось ждать больше 20 лет. Если учесть, что в советское время «Богатыри» во всех школах и вузах заменили икону Троицы, то пребывание эскиза в усадьбе Поленова не кажется случайностью, ведь именно здесь вот уже век осмысляется бытие не только ху дожника, но и той России, «которую мы любим». написал Всенощную и Литургию, а его сын Дмитрий был старостой. Поленовы всегда заботились о храме, вплоть до 1930-х, когда в истории святыни была поставлена точка с запятой. Судьба усадьбы На Троицкий храм мы смотрим с Натальей Фёдоровной из окна «грешницы» — так в семье называют мастерскую, в которой хранится знаменитый вариант картины «Хри стос и грешница», написанный углём. Здесь же поленов- ские эскизы к его евангельскому циклу и платья — одно Василий Дмитриевич привёз из путешествия по Востоку, второе сшила его жена Наталья Васильевна. — И всё это для меня и для нашей культуры не просто вещи, — говорит Наталья Фёдоровна. — Понимаете, я вооб ще считаю, что «Христос и грешница», или, как её называл художник, «Кто из нас без греха», — это и есть тот Покров Богородицы, который как бы накрывает эту усадьбу, это наш красный угол, наш оберег. Оберегать усадьбу в коварном XX веке было от чего. С одной стороны, Поленов после революции — народный художник, его музейные коллекции объявлены националь ным достоянием, а семье усадьба официально передана в пожизненное пользование. Но с другой — уже после смер ти художника в 1927 году его семья вынуждена выживать и буквально оберегать усадьбу от разграбления. В 1937 году за сыном художника Дмитрием Васильеви чем и его супругой Анной Павловной приходят те, кого бо ялись все «бывшие». Супругов обвинили во всех смертных грехах, даже в шпионаже, и отправили в лагеря, из которых Поленовы вернутся только в конце Великой Отечественной. В войну усадьбе тоже приходилось несладко. Но усадьба выжила. Как выжила она и в 1990-е, когда стране было не до культуры. Тогдашняя директор музея- усадьбы Наталья Грамолина (жена Фёдора Поленова, внука художника) смогла не только сохранить, что осталось ей от советской поры, но и многое вернула и отремонтировала. В истории это должно остаться — усадьбу Поленова сохра нили не только сын и внук Василия Дмитриевича, но и их жёны. Текст: Максим Васюнов Фото с сайта мемориального музея-заповедника Василия Поленова Страница подготовлена в рамках совместного проекта газеты «Первый номер» и «Российской газеты»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz