Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 5 июля 2022 года № 25 (399) АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ 11 БЕСПИЛОТНОЕ ОБУЧЕНИЕ Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев — о подготовке операторов беспилотников, влиянии санкций на подготовку авиаторов и выходе России из Болонской системы П риём на первый в высшей школе России профиль «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» открыл Москов ­ ский государственный технический университет гражданской авиации. О том, как будут готовить уникальных специалистов, и тренажёрной подго ­ товке в условиях санкций, ректор вуза профессор Борис Елисеев. — Борис Петрович, я так понимаю, новый профиль — уникальный. — Да, мы здесь первые: «обеспилочивание» уже пошло. Беспилотники переворачивают все наши представления о возможном и невозможном в гражданской авиации. За ними, бесспорно, буду ­ щее. Кстати, в сфере беспилотных авиационных систем готовится основа для глобально согласо ­ ванного подхода к их интеграции в контролируе ­ мое и неконтролируемое воздушное пространство в самом широком диапазоне высот. — Будущие пилоты сдают тесты на профпри ­ годность. А тем, кто будет работать с беспи ­ лотниками, это нужно? — Мы пилотов никогда не готовили и пока не собираемся. Потому при подготовке не будем вы ­ ходить за рамки техобслуживания, регламентных работ, ремонта беспилотных летательных аппара ­ тов и систем. Но выдадим студентам основатель ­ ный объём часов, связанный с аэронавигацией и управлением воздушным движением. Управ ­ лять лёгким дроном тоже научим — на вертолёт ­ ной площадке, в нашем Егорьевском колледже. — Это не единственное из нового, что предла ­ гает университет? — Конечно. Открылись новые направления и специальности, касающиеся надзора и контроля тех- носферной безопасности на воздушном транспорте. Сей ­ час много говорят об угрожающем дефиците инженер ­ но-технического состава. Могу сказать: впереди маячит и растущая нехватка в авиаотрасли квалифицированных разования и дальнейшего развития не получил. управленцев — именно авиационных менеджеров. Пото му с сентября у нас возобновляется подготовка по профи лю «Менеджмент на воздушном транспорте». — Идёт переосмысление Болонского процесса. Но ведь инженеры в России всё равно всегда готови ­ лись в рамках специалитета? — В одночасье невозможно изменить программы под ­ готовки и учебные планы. Болонская система не прижи ­ лась, но вузы к ней адаптировались, и отдельные весьма успешно. Если не по содержанию, то по форме. Я никогда не являлся сторонником Болонской системы. Вижу толь ­ ко одну серьёзную проблему, связанную с академической мобильностью для студентов из тех стран, которые от Болонской системы не торопятся отказываться. Это пре ­ жде всего Китай и страны содружества, частично Латин ­ ская Америка и Ближний Восток. К слову, часть наших выпускников ещё в процессе обучения получили россий ­ ское гражданство и успешно работают в гражданской авиации. Другая часть возвращается на родину с любо ­ вью к России. — Нас вновь ожидает внедрение так называемого прикладного бакалавриата. Это что? — Это пройденный этап для МГТУ ГА. Когда в 2009 году вышло постановление правительства о проведе ­ нии такого эксперимента, мы подключились. Два года студенты проживали и обучались в Егорьевском фили ­ але-колледже. Часть вузовских преподавателей работала сложнейшие тренажёры? там вахтовым способом. Результат: при проведении ис- — Проблема есть. В связи с невозможностью обновле пытаний на третьем курсе «егорьевцы», как и «москви ­ чи», показали хорошее знание теории. А вот по овладе ­ нию соответствующими компетенциями были на голову выше своих однокурсников. Но тогда по непонятным причинам этот процесс был свёрнут чиновниками от об- — Есть ещё одна интересная инициатива по измене­ нию формы и содержания учёбы: обучение будет ки, Латинской Америки. длиться шесть лет по три двухгодичных цикла? — Да, с 1 сентября должен начаться процесс «перефор матирования» программ подготовки. Два года бакалавриат, два года — углублённый, два года — магистра ­ тура. Как это использовать для подготовки технических специалистов, для нужд гражданской авиации? Вопросов ющие поступить в аспирантуру граждане Китая. Я уже не больше, чем ответов. Скажем, обучить в рамках направления «Аэронавига ­ ция» будущего специалиста по обслуживанию авиадви ­ гателей — это одно. И совсем другое — будущего авиадис ­ петчера. Первые два года программы обучения у них могут совпадать лишь наполовину. Как при этом будут учитывать ­ ся профессиональные стандарты? А они первичны по отно ­ шению к образовательным. Экспериментально быстрый директивный переход на такую систему не может улучшить подготовку авиаторов. Другое дело — юристы, экономисты или педагоги. Там она может быть востребована. В любом случае нельзя впадать в крайности. У вуза должно быть больше возможностей для выбора формата подготовки. — Многие ректоры говорят, что не исполняют ­ ся контракты на поставку оргтехники. Это связано с санкциями и массовым уходом большинства зару ­ бежных IT -компаний с рынка. А ведь у вас вообще ния в нашем учебно-тренажёрном центре про ­ граммного обеспечения тренажёров A320/A330 и Boeing 737NG возникли некоторые сложности с их техобслуживанием. На качестве учебных заня ­ тий это пока не сказывается. Да, выход из строя отдельных компонентов тренажёрной техники и сбои в работе отдельных программных продук ­ тов поневоле требуют вмешательства со стороны производителя. Сейчас это, увы, невозможно. Но в вузе хорошие IT -специалисты. И они бесперебой ­ ную работу техники обеспечивают. Уверен, проблемы, связанные с работой граж ­ данской авиации, носят временный характер. И одна из важнейших задач сегодня — сохранить систему специализированных учебных заведений, которая работает на результат, нужный отрасли. — Ваш вуз вырос из филиала Киевского ин ­ ститута инженеров гражданской авиации: учебно-консультационный пункт был открыт в Москве в 1948 году. Какие-то отношения со­ хранились? — В своё время между МГТУ ГА и Националь ­ ным авиационным университетом в Киеве было подписано соглашение о международном сотруд ­ ничестве в образовательной и научно-практиче ­ ской деятельности. Всё было хорошо. Но ситуация изменилась, и мы почувствовали охлаждение. Уверен: пройдёт время и рабочие связи восстано ­ вятся. К слову, никаких писем о расторжении мы в Киев не направляли, и граждане Украины у нас обучаются по-прежнему. — А есть ли случаи недружественного отно ­ шения со стороны европейско-вузовского сообщества? — Практическинет.Еслинесчитатьписьмарек- тораЧешского транспортногоуниверситета, разосланного в вузы России и Беларуси, в котором объявляется о при ­ остановке договорных отношений в одностороннем по ­ рядке. В том числе и с МГТУ ГА. Это никого не расстрои ­ ло. Мы очень довольны постоянно растущим интересом к вузу со стороны аэрокосмических вузов и авиационных администраций стран Ближнего Востока, Азии и Афри- Так, недавно я с удовольствием вручил сертификаты о прохождении курсов допобразования пятнадцати ма- общий гистрам из Ирана. Ждём очередных слушателей, для ко ­ торых подготовили ещё четыре программы, связанные с эксплуатацией авиатехники. На днях обратились жела- говорю о странах СНГ. Единственное, чем мы ограниче ­ ны в приёме новых зарубежных студентов, — это возмож ­ ностями нашего общежития. Оно переполнено. К слову, все иностранные студенты продолжают учиться, и уез ­ жать никто не собирается. Текст: Наталия Ячменникова Фото: МГТА ГА Страница подготовлена в рамках совместного проекта газеты «Первый номер» и «Российской газеты» Прошу считать недействительным утерянный аттестат о среднем образовании на имя Татуриной Наталии Васильевны. Дата окончания школы № 33 г. Липецка 2002 год. Д0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz