Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 21 июня 2022 года № 23 (397) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР 15 П « В ГРЯЗЯХ НАШЛИ '1 кого же качества, какое имеют оригинальные дета ли, — говорит начальник цеха погрузки и упаковки цемента Андрей Захаренко. — На нашей линии есть так называемые гильотины. Раньше, когда они выхо дили из строя, мы покупали их в Италии у компании Ventomatic. Но из-за очень точной, я бы даже сказал, мегаточной, притирки комплектующих стоили они космических денег, поэтому мы от них отказались. В Грязях нашли организацию, которая делает эти ги льотины в пять раз дешевле и, главное, по качеству не хуже итальянских. Или, например, такая мелочь, как бронзовые втулки для немецких насосов. Нашли в Липецке организацию, которая занимается изго товлением нестандартных токарных изделий. Она на пробу изготовила две втулки, мы полгода на них ра ботаем — никаких нареканий. 1 Золотые руки за 500 рублей I Как рассказывает Захаренко, сегодня на «Липецк- 11 цементе», как и на других российских предприятиях, Я где ценят инициативу работников, получила толчок В изобретательская мысль. Как в советское время, при- 1 нимаются предложения рационализаторов. За них ' платят, правда, всего по 1 ооо рублей, но изобретатели считают это вполне достойным вознаграждением. II — Вообще, мы часто обращаемся к людям, у кото рых есть голова и, как говорится, золотые руки, — рас сказывает Захаренко. — Был у нас случай: на канто- ехнологическаянезависимостьсталаосновно вателе вышел из строя тормозной клапан. По схеме проблемой для промышленных предприятий региона сервисного обслуживания на «Липецкцемент» долж ны были вызвать специалистов из Ventomatic. Сейчас их не вызовешь, да и денег таких нет, чтобы оплачи вать их услуги. Пошли в гараж, и там один умелец с помощью сварки устранил неполадку за 500 рублей. ромышленники ищут способы избавиться от импортозависимости по запасным частям для иностранного оборудования, которое есть прак тически на всех предприятиях города. Журналистам показали, как это делается на «Липецкцементе», где работает 400 человек. Львиную долю цемента покупа ет строительный комплекс региона. Если сгустить кра ски, из-за того, что, например, итальянцы не поставят какую-нибудь бронзовую втулку, вышедшую из строя, 400 человек могут оказаться без работы, а строитель ный комплекс области остановит деятельность. От немецкого к советскому В 2021 году доля оборудования и запасных частей в общем объёме импорта в регион составила 73%. Причём основная масса поставок шла из Германии, Италии, Польши и Франции, которые после 24 фев раля сразу взяли под козырёк господину Байдену. Но в Липецке есть предприятия, которые начали думать о своей импортонезависимости ещё в 2014-2015 годах, и на сегодняшний день, как говорит доктор экономи ческих наук, профессор Евгений Хрусталёв, практиче ски не зависят от мировой финансовой и политической системы, которую контролируют США и Евросоюз. «Липецкцемент», по словам генерального дирек тора компании Сергея Смирнова, сегодня практиче ски на 80% закрывает потребность в запчастях для импортного оборудования: — Работа по импортозамещению запасных частей ведётся у нас с 2015 года. Мы находим в Липецке или в Липецкой области предприятия, которые делают зап части на наше итальянское и немецкое оборудование. Так что мы ни на час не останавливали ни одну линию. Чтобы облегчить бремя зависимости от иностран ных производителей, на «Липецкцементе» там, где возможно, возвращаются к технологиям, которые использовали до массового внедрения иностранной техники. Здесь собираются, например, отказаться от немецких комбайнов компании «Wirtgen», которые добывают известняк, и вернуть в забой старые элек трические карьерные экскаваторы. Сергей Смирнов потребность в запчастях для Сделай сам Теперь на «Липецкцементе» планируют создать механический цех, оборудовать его отечественными токарными станками и наладить собственное произ водство запчастей для импортного оборудования. — Будем всё делать сами, — говорит Сергей Смир нов. — Наше конструкторское бюро работает над соз данием чертежей основных деталей на итальянское и немецкое оборудование. Есть сложности с персона лом. Он когда-то на заводе был, потом его разогнали, и теперь приходится искать хороших специалистов. ОРГАНИЗАЦИЮ, КОТОРАЯ ДЕЛАЕТ ЭТИ ДЕТАЛИ В ПЯТЬ РАЗ ДЕШЕВЛЕ И, ГЛАВНОЕ, ПО КАЧЕСТВУ НЕ ХУЖЕ ИТАЛЬЯНСКИХ » Мэйд ин Грязи Не все липецкие промышленники готовы пойти по пути цементников. Они больше полагаются на парал лельный импорт, то есть на поставки оригинальных запчастей через третьи страны. Причина — не устра ивает качество запчастей российских производителей. — Я не думаю, что наши предприятия не способ ны делать запчасти к импортному оборудованию та- Без своевременного импортозамещения 400 сотрудников «Липецкцемента» могут остаться без работы ’ , Наладить связи внутри страны «Липецкцемент» выжил и выживает в одиночку. Он сам ищет, где могут помочь с гидравлическими шлангами, с подшипниками, с резинотехнически ми запчастями. Чтобы помочь промышленникам, в промзоне Липецкого района провели деловую встречу «Импортозамещение через кооперацию». Туда съехались топ-менеджеры 60 предприятий Чер ноземья, чтобы наладить деловые контакты с теми, кто производит аналоги импортных запчастей и ма териалов. — В регионе был случай, когда предприятия ра ботали буквально в трёх километрах друг от друга и не знали о том, что они производят то, что нужно каждому из них, — рассказывает вице-губернатор Ли пецкой области Сергей Курбатов. — С информацией есть проблемы, чтобы их не было, сегодня проводят круглые столы, создают различные реестры, своего рода справочники для быстрого поиска подходя щих партнёров. Современные технологии позволяют быстро и качественно наладить выпуск и деталей, и даже механизмов. Вопрос только в том, чтобы найти тех, кто сможет это сделать. — Запчасти — донорская кровь, — говорит прези дент Липецкой торгово-промышленной палаты Ана толий Гольцов. — Если их не будет — все умрут. Когда нужно было развалить тракторостроительную про мышленность России, развалили Липецкий трактор ный завод, потому что он выпускал запчасти для всей страны. Сейчас у нас те же проблемы, что у тракторо строителей 20 лет назад. Но в этот раз развалить нашу промышленность и сельское хозяйство мы не дадим. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz