Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 21 июня 2022 года № 23 (397) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР 15 П « В ГРЯЗЯХ НАШЛИ '1 кого же качества, какое имеют оригинальные дета ­ ли, — говорит начальник цеха погрузки и упаковки цемента Андрей Захаренко. — На нашей линии есть так называемые гильотины. Раньше, когда они выхо ­ дили из строя, мы покупали их в Италии у компании Ventomatic. Но из-за очень точной, я бы даже сказал, мегаточной, притирки комплектующих стоили они космических денег, поэтому мы от них отказались. В Грязях нашли организацию, которая делает эти ги ­ льотины в пять раз дешевле и, главное, по качеству не хуже итальянских. Или, например, такая мелочь, как бронзовые втулки для немецких насосов. Нашли в Липецке организацию, которая занимается изго ­ товлением нестандартных токарных изделий. Она на пробу изготовила две втулки, мы полгода на них ра ­ ботаем — никаких нареканий. 1 Золотые руки за 500 рублей I Как рассказывает Захаренко, сегодня на «Липецк- 11 цементе», как и на других российских предприятиях, Я где ценят инициативу работников, получила толчок В изобретательская мысль. Как в советское время, при- 1 нимаются предложения рационализаторов. За них ' платят, правда, всего по 1 ооо рублей, но изобретатели считают это вполне достойным вознаграждением. II — Вообще, мы часто обращаемся к людям, у кото ­ рых есть голова и, как говорится, золотые руки, — рас ­ сказывает Захаренко. — Был у нас случай: на канто- ехнологическаянезависимостьсталаосновно вателе вышел из строя тормозной клапан. По схеме проблемой для промышленных предприятий региона сервисного обслуживания на «Липецкцемент» долж ­ ны были вызвать специалистов из Ventomatic. Сейчас их не вызовешь, да и денег таких нет, чтобы оплачи ­ вать их услуги. Пошли в гараж, и там один умелец с помощью сварки устранил неполадку за 500 рублей. ромышленники ищут способы избавиться от импортозависимости по запасным частям для иностранного оборудования, которое есть прак ­ тически на всех предприятиях города. Журналистам показали, как это делается на «Липецкцементе», где работает 400 человек. Львиную долю цемента покупа ­ ет строительный комплекс региона. Если сгустить кра ­ ски, из-за того, что, например, итальянцы не поставят какую-нибудь бронзовую втулку, вышедшую из строя, 400 человек могут оказаться без работы, а строитель ­ ный комплекс области остановит деятельность. От немецкого к советскому В 2021 году доля оборудования и запасных частей в общем объёме импорта в регион составила 73%. Причём основная масса поставок шла из Германии, Италии, Польши и Франции, которые после 24 фев ­ раля сразу взяли под козырёк господину Байдену. Но в Липецке есть предприятия, которые начали думать о своей импортонезависимости ещё в 2014-2015 годах, и на сегодняшний день, как говорит доктор экономи ­ ческих наук, профессор Евгений Хрусталёв, практиче ­ ски не зависят от мировой финансовой и политической системы, которую контролируют США и Евросоюз. «Липецкцемент», по словам генерального дирек ­ тора компании Сергея Смирнова, сегодня практиче ­ ски на 80% закрывает потребность в запчастях для импортного оборудования: — Работа по импортозамещению запасных частей ведётся у нас с 2015 года. Мы находим в Липецке или в Липецкой области предприятия, которые делают зап ­ части на наше итальянское и немецкое оборудование. Так что мы ни на час не останавливали ни одну линию. Чтобы облегчить бремя зависимости от иностран ­ ных производителей, на «Липецкцементе» там, где возможно, возвращаются к технологиям, которые использовали до массового внедрения иностранной техники. Здесь собираются, например, отказаться от немецких комбайнов компании «Wirtgen», которые добывают известняк, и вернуть в забой старые элек ­ трические карьерные экскаваторы. Сергей Смирнов потребность в запчастях для Сделай сам Теперь на «Липецкцементе» планируют создать механический цех, оборудовать его отечественными токарными станками и наладить собственное произ ­ водство запчастей для импортного оборудования. — Будем всё делать сами, — говорит Сергей Смир ­ нов. — Наше конструкторское бюро работает над соз ­ данием чертежей основных деталей на итальянское и немецкое оборудование. Есть сложности с персона ­ лом. Он когда-то на заводе был, потом его разогнали, и теперь приходится искать хороших специалистов. ОРГАНИЗАЦИЮ, КОТОРАЯ ДЕЛАЕТ ЭТИ ДЕТАЛИ В ПЯТЬ РАЗ ДЕШЕВЛЕ И, ГЛАВНОЕ, ПО КАЧЕСТВУ НЕ ХУЖЕ ИТАЛЬЯНСКИХ » Мэйд ин Грязи Не все липецкие промышленники готовы пойти по пути цементников. Они больше полагаются на парал ­ лельный импорт, то есть на поставки оригинальных запчастей через третьи страны. Причина — не устра ­ ивает качество запчастей российских производителей. — Я не думаю, что наши предприятия не способ ­ ны делать запчасти к импортному оборудованию та- Без своевременного импортозамещения 400 сотрудников «Липецкцемента» могут остаться без работы ’ , Наладить связи внутри страны «Липецкцемент» выжил и выживает в одиночку. Он сам ищет, где могут помочь с гидравлическими шлангами, с подшипниками, с резинотехнически ­ ми запчастями. Чтобы помочь промышленникам, в промзоне Липецкого района провели деловую встречу «Импортозамещение через кооперацию». Туда съехались топ-менеджеры 60 предприятий Чер ­ ноземья, чтобы наладить деловые контакты с теми, кто производит аналоги импортных запчастей и ма ­ териалов. — В регионе был случай, когда предприятия ра ­ ботали буквально в трёх километрах друг от друга и не знали о том, что они производят то, что нужно каждому из них, — рассказывает вице-губернатор Ли ­ пецкой области Сергей Курбатов. — С информацией есть проблемы, чтобы их не было, сегодня проводят круглые столы, создают различные реестры, своего рода справочники для быстрого поиска подходя ­ щих партнёров. Современные технологии позволяют быстро и качественно наладить выпуск и деталей, и даже механизмов. Вопрос только в том, чтобы найти тех, кто сможет это сделать. — Запчасти — донорская кровь, — говорит прези ­ дент Липецкой торгово-промышленной палаты Ана ­ толий Гольцов. — Если их не будет — все умрут. Когда нужно было развалить тракторостроительную про ­ мышленность России, развалили Липецкий трактор ­ ный завод, потому что он выпускал запчасти для всей страны. Сейчас у нас те же проблемы, что у тракторо ­ строителей 20 лет назад. Но в этот раз развалить нашу промышленность и сельское хозяйство мы не дадим. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz