Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 14 июня 2022 года № 22 (396) СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ 17 пример, на портале Work5 и помножить всех, кто пишет дипломы на заказ, на 70, то можно сделать вывод, что по купать курсовые и дипломы готово огромное количество студентов. Если рассчитать оборот рынка заказных студенческих работ в Липецке, опираясь на среднероссийские показа тели, то он составляет не менее 25 млн рублей в год. Кур совая на этом рынке стоит от 900 рублей, диплом может потянуть на 50 тысяч. Но в общем, цены божеские. На Work5 дипломную работу по истории объёмом 80 стра ниц со ссылками на 20 источников, в том числе иностран ных, могут написать за 21 500. По молекулярной физике и термодинамике такая же по объёму работа обойдётся в 43 тысячи. Что такое «наполеон» В академической среде, где боготворят советскую си стему образования, говорят, что во всём виновата школа и вообще современная политика в области образования. — Студент сам не может написать диплом, потому что школьные учителя не научили его писать, — говорит доктор технических наук, профессор ЛГТУ Борис Бонда рев. — Выпускника сегодня спрашивают на ЕГЭ, что такое «наполеон» — игрок команды «Марсель», император или коньяк? И всё, что он может, — это поставить галочку про тив ответа, который считает правильным. Такой человек не способен на творчество. Я не хочу сказать, что в систе ме высшего образования нет никаких проблем. Раньше студенту на подготовку дипломной работы давалось три месяца, и даже слабак мог что-то нарисовать на тройку. А сегодня — только не падайте — дипломное проек тирование начинается после 9 мая и в середине или в конце июня работу надо сдать. Отличники не отстают от троечников Троечники всегда списывали у отличников. И в том, что откровенно слабые студенты покупают кур совые и дипломные работы, нет ничего удивительного. Удивительно то, что к скрипторам обращаются и те, кто тянет на красный диплом. — Я в своё время тоже писала дипломы на заказ, — рас сказывает Галина С. — Среди моих заказчиков были абсо лютно разные студенты и по уровню знаний, и по уровню доходов. Конечно, в большинстве случаев это были люди, не способные написать курсовую или диплом самостоя тельно. Но были и отличники. Я думаю, что им было про сто некогда этим заниматься. Тем более дипломы у меня чаще всего заказывали заочники, которым приходилось разрываться между учёбой и работой. — Я учился заочно, — рассказывает Александр Д., кото рый закончил институт год назад и заказывал диплом ную работу у скрипторов. — Работал, в том числе в ночные смены, и учился, когда мне было диплом писать? Нашёл контору и заказал готовую работу. Так почти все делают. Новые технологии и человеческий опыт Все дипломные работы с середины нулевых годов проверяют на программно-аппаратных комплексах «Ан типлагиат». Но нет ничего проще, чем обмануть эту про грамму. Те, кто скачивает готовые работы из интернета, тоже за деньги делают рерайтинг текста, заменяют ки риллические буквы на похожие латинские, и после это го даже самая дотошная программа Advego Antiplagiatus признаёт скачанный из интернета текст оригинальным. Самый простой и надёжный инструмент, который по зволяет понять, что студент не сам написал свою курсо вую или диплом, — это личный опыт научного руково дителя. — Ну вот подумайте, человек всю жизнь учился на тройки и вдруг приносит вам блестящий диплом, — го ворит Борис Бондарев. — Наверное, вы сразу обратите внимание на это несоответствие. Я, сталкиваясь с таки ми случаями, сразу меняю правила игры. Эти ребята, которые пишут дипломы на заказ, они, что, школу под готовки агентов ЦРУ проходили? Нет, конечно! Поэто му, когда им меняешь правила игры, они сразу в што пор уходят. Заказать диплом в институте Почему же тогда этим инструментом не пользуют ся все научные руководители? Тут много причин. Как рассказывает Александр Д., преподавателям не так уж много платят, и кое-кто сам не упускает возможность заработать лишнюю копейку — пишет и курсовые, и ди пломные. — Не все, конечно, но есть преподы, которые на го- Но у них получалось немного до- этом подрабатывают. Мне самому предлагали, ворит Александр. роже, чем в том агентстве, где мне все четыре года, пока я учился, делали контрольные и курсовые. И там всё было нормально. Правда, с дипломом это агент ство меня кинуло. Девушка написала первую главу и перестала отвечать на звонки. До защиты оставался месяц, мне пришлось диплом перезаказывать. Сейчас я думаю, надо было сразу заказать диплом через инсти тут. Завтра они будут рулить страной Преподаватели вузов, не принявшие современные нравы, справедливо считают, что из студентов, которые не способны написать курсовую или диплом и пробива ются «в люди», используя чужие мозги, не получится хороших специалистов. Это в свою очередь может нало жить отпечаток на будущее нашего общества. — Наших студентов, с одной стороны, жалко. Они заложники ситуации. Их в школе так подготовили, что у них мозги не работают, отечественной и всеобщей истории ЛГПУ Александр Бессуднов. — Причём с тем, что они покупают курсовые и дипломы, никто решительно не борется. Я не исклю чаю, что в перспективе покупка чужих мозгов станет нормой нашей жизни. Сегодня эти люди пока сту денты. Кто-то из них выпустился и занимает низовые должности в экономике и в других сферах обществен ной жизни. Но завтра они будут рулить страной, и, куда зарулят, страшно себе представить. говорит доцент кафедры Текст: Виктор Унрау Фото: Елена Мамцева СЛЕДУЕТ ОСОЗНАВАТЬ РИСКИ Анатолий Комков, к.ф.н., доцент, проректор по образовательной деятельности ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского — Не исключаю, что некоторые студенты пользуются услугами по написанию выпускных квалификационных работ. Объявления о предоставлении такого рода услуг можно встретить на разных информационных ресурсах. Но целесообразно ли это делать? Считаю, нет. Работа перед защитой проходит проверку на объём заимствования в системе «Антиплагиат», причём если эту проверку делать на бесплатных доступных ресурсах, то процент оригинальности может быть высоким. А если проверить на платных ресурсах, которыми пользуются вузы, то может оказаться, что процент оригинальности не соответствует ожидаемому. Безусловно, это создаст проблемы с допуском работы к защите. Следует учитывать и тот факт, что в компаниях, оказывающих такие услуги, трудятся «универсальные» специалисты. Но, наверное, человек не может быть специалистом одновременно в области физики, химии, истории, экономики, педагогики и т.д. Соответственно, качество таких работ оставляет желать лучшего. Как правило, это «шаблонные» работы, зачастую изложенный материал даже не соотносится с заявленной темой и названием глав. Всё это становится очевидным даже при беглом просмотре. Членам государственной экзаменационной комиссии не составит труда понять, что работа написана не студентом. Поэтому не советую выпускникам прибегать к подобным услугам. Проблемы могут возникнуть на любом этапе: и в момент допуска работы к защите, и во время защиты. В большинстве таких случаев результатом становится неудовлетворительная оценка. НЕ ВЕРИМ В СВОИ ИДЕИ Ольга Горская, педагог-психолог Г(О)БУ Центр «СемьЯ» — Причина в банальной лени: легче кому-нибудь заплатить деньги и «не напрягаться». Многие на первой стадии сдаются, хотя вполне способны выполнить работу, сдаются без боя. Ещё одна из причин — наша система образования в первую очередь учит копировать, не думать. Основной формой подачи информации становится монолог: преподаватель объясняет материал, а потом, на следующем уроке, кто-то из учеников пересказывает то, что услышал и понял. Нас просят «сделать точно так же, как показано в примере», «срисовать», «переписать», в старших классах обязывают в сочинениях и рефератах излагать чужие мысли. Покупают диплом также те, кому он в принципе не нужен, а вот свою самооценку и ценность в глазах окружающих повысить хочется. Самое неприятное в истории с плагиатом заключается в том, что он — социально приемлемая форма поведения. Мы «воруем» чужие идеи, потому что не верим, что имеем собственные. Излагая то, что придумано не нами, мы будто бы прячемся за спину реального автора (например, порой прячемся за чужими идеями на работе, пытаясь уйти от ответственности). Американский психолог Ирвин Ялом писал об этом так: «Мы полностью ответственны как за свои действия, так и за свою неспособность действовать». ЛУЧШЕ ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА РАБОТА ПОСЛЕ ВУЗА — работают по полученной в вузе специальности — выбрали смежную сферу деятельности LO — сменили профессию без дополнительного обучения — получили новое образование для новой работы Sp о СМ sp ■ — учились в вузе только ради полу чения диплома sp 00 (По данным инициативного опроса ВЦИОМ-Спутник от 2021 года, всероссийского телефонного опроса 17-19 июля 2020 года и социологического исследования компании Rambler&Co) Владимир Козомазов, профессор ЛГТУ — Конечно, преподаватель видит, сам студент написал работу или за него это сделали другие,. Возникает вопрос: что делать? Раздуть скандал — это удар и по кафедре, и по учебному заведению в целом. На проблеме, о которой мы с вами говорим, завязано финансирование университета. Оно зависит от количества студентов, и, если подходить чересчур принципиально, то студента, который систематически покупает курсовые, нужно отчислять. Кто тогда останется и что будет с финансированием? С другой стороны, руководство вуза спросит, зачем нам преподаватель, который создаёт учебному заведению такие проблемы, и не продлит с ним контракт. Я не говорю, что с кем-то по этой причине не продлили контракт. Я говорю о тех опасениях, которые могут испытывать преподаватели, и эти опасения мешают им быть до конца принципиальными. Им приходится искать золотую середину, и они рассуждают так: «Да, студент писал курсовую или диплом не сам. Но ведь формально он работу выполнил, поэтому на её происхождение можно закрыть глаза».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz