Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

16 СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 22 (396) 14 июня 2022 года Елена Мамцева, главный редактор сайта «Открытый Липецк» 7s О :=з о т 7s СПЛОШНАЯ ЛИПА О СП о (J0 "□ m СП Каждая четвёртая дипломная работа написана скриптором. Стоимость услуги - до 50 тысяч рублей «Болонка» повиляла хвостом и убежала Россия выходит из Болонской системы высшего образования. Группа из 48 стран ещё в апреле высказалась о желании исключить из своего союза нас и Белоруссию. 6 июня глава Минобрнауки Валерий Фальков объявил: история 19-летней (РФ присоединилась к программе в 2003 году) адаптации к системе подошла к концу, не дав ощутимых положительных результатов. Конечно, у Болонской системы образования есть свои бесспорные плюсы. К примеру, она позволяла мобильно сменить род деятельности и выдать междисциплинарного специалиста. Ведь все мы прекрасно знаем, насколько часты истории, когда студент после пары курсов обучения понимает, что допустил ошибку — выбрал не ту сферу. Бакалавр-биолог мог поступить в магистратуру по физике. Кроме того, Болонская система делает упор на индивидуальный план обучения, когда студент, помимо основной общей программы, волен включать в процесс курсы по собственному выбору. А ещё самым важным преимуществом членов Болонского процесса является мобильность студентов, преподавателей и выпускников. Система способствовала беспрепятственным международным переводам из вуза в вуз, программам временного обмена без дополнительных экзаменов и пересдач, признанию российских дипломов о высшем образовании в иностранных компаниях. Теперь со всем этим могут возникнуть проблемы. Но большинство по новости о выходе РФ из Болонской системы всё же не плачет, а облегчённо выдыхает. И вот почему. Всё смешалось в доме Болонских — такое впечатление оставило после себя её внедрение в российские вузы. Запутались абитуриенты, родители, преподаватели, работодатели. До 2003 года в России были довольно прозрачные стандарты: ребёнок выбирал то, чем хотел заниматься, и поступал в вуз. Учился. Работодатель принимал дипломированного специалиста. Иногда выпускник продолжал обучение в аспирантуре. Всё вроде бы логично и без подводных камней. С 2003 года вчерашний школьник с родителями ломали голову над выбором: поступать ли в бакалавриат (4 года обучения — базовый уровень) или выбрать специалитет (5-6 лет — углублённое высшее образование). Да и прочих нюансов было немало. К примеру, бакалавр имел возможность претендовать на бюджетное место на следующей ступени обучения — в магистратуре (2 года), тогда как выпускник с дипломом специалитета мог продолжить обучение в магистратуре только платно. Научное и преподавательское сообщество было вынуждено спешно трансформировать программы, подгонять стандарты под новую систему, что было не просто и не быстро. К слову, в России даже до сегодняшнего момента остались вузы и специальности, так и не перешедшие на Болонскую систему. Работодателей преобразования тоже поставили в затруднительное положение. К ним стали приходить соискатели с самыми разными дипломами. Прослушавший четырёхлетний курс бакалавриата считается вроде бы таким же человеком с высшим образованием, как и углублённо разбиравшийся в своей сфере 5-6 лет «дипломант- специалитетник». Но у многих язык так и чесался назвать бакалавра недоучкой. Если вернуться к абитуриентским терзаниям, то только представьте, насколько усложнился выбор для детей и родителей перед поступлением в вуз. Мысли о сроках обучения, качестве диплома, полноте образования, финансировании возможного продолжения учёбы, дальнейшего трудоустройства с таким дипломом... Всё это как бы было и раньше, но с приходом Болонской системы добавило массу нюансов и расширило проблему выбора в разы. Есть такая собачка — болонкой называется. В общем-то милейшее создание: хозяева часто завязывают ей бантики на голове, носят под мышкой как аксессуар. Одно слово — декоративная. Толку в ней (да простят меня хозяева болонок) маловато: ни охранником не будет, ни на охоту с собой не возьмёшь. Максимум — обучить цирковым трюкам можно. Одна показуха. Так, может, и чёрт с ней, что «Болонка» эта повиляла России хвостом и убежала? Теплится надежда, что так вернутся в систему высшего образования привычный порядок и достойное качество. Без погони за «вкусняшками по собачьей команде «Служить!» неизвестно кому и чему. » m :=з :зо В вузах Липецка, как и по всей стране, приближа ­ ется защита дипломов. Как минимум четверть студентов принесёт на защиту купленные, а не свои работы. По оценкам учёных Высшей школы эко ­ номики, как пишет «Коммерсантъ», готовые курсо ­ вые и дипломы покупает каждый четвёртый студент. Сами скрипторы (люди, которые пишут дипломы на заказ) говорят, их, возможно, гораздо больше. Рынок с оборотом в 25 млн рублей — Ко мне каждый месяц обращается до 15 студен ­ тов, — рассказывает скриптор Максим К. — Чаще все ­ го просят написать контрольные, рефераты, курсовые и так далее. Если считать дипломы, то за ними ко мне приходят порядка 70 человек год. Сколько вообще сту ­ дентов пользуется помощью тех, кто всё это пишет, ска ­ зать сложно. Но если судить по объёму предложений, на- ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ■ — хорошее или отличное — удовлетвори ­ тельное ■ — плохое или очень плохое sp РП Sp см — ради хорошей работы ради знаний ■ — поступил по инерции, так принято ■ — затрудняюсь ответить ■ — другое s9 1Л СО sP О Sp Sp

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz