Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
16 СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 22 (396) 14 июня 2022 года Елена Мамцева, главный редактор сайта «Открытый Липецк» 7s О :=з о т 7s СПЛОШНАЯ ЛИПА О СП о (J0 "□ m СП Каждая четвёртая дипломная работа написана скриптором. Стоимость услуги - до 50 тысяч рублей «Болонка» повиляла хвостом и убежала Россия выходит из Болонской системы высшего образования. Группа из 48 стран ещё в апреле высказалась о желании исключить из своего союза нас и Белоруссию. 6 июня глава Минобрнауки Валерий Фальков объявил: история 19-летней (РФ присоединилась к программе в 2003 году) адаптации к системе подошла к концу, не дав ощутимых положительных результатов. Конечно, у Болонской системы образования есть свои бесспорные плюсы. К примеру, она позволяла мобильно сменить род деятельности и выдать междисциплинарного специалиста. Ведь все мы прекрасно знаем, насколько часты истории, когда студент после пары курсов обучения понимает, что допустил ошибку — выбрал не ту сферу. Бакалавр-биолог мог поступить в магистратуру по физике. Кроме того, Болонская система делает упор на индивидуальный план обучения, когда студент, помимо основной общей программы, волен включать в процесс курсы по собственному выбору. А ещё самым важным преимуществом членов Болонского процесса является мобильность студентов, преподавателей и выпускников. Система способствовала беспрепятственным международным переводам из вуза в вуз, программам временного обмена без дополнительных экзаменов и пересдач, признанию российских дипломов о высшем образовании в иностранных компаниях. Теперь со всем этим могут возникнуть проблемы. Но большинство по новости о выходе РФ из Болонской системы всё же не плачет, а облегчённо выдыхает. И вот почему. Всё смешалось в доме Болонских — такое впечатление оставило после себя её внедрение в российские вузы. Запутались абитуриенты, родители, преподаватели, работодатели. До 2003 года в России были довольно прозрачные стандарты: ребёнок выбирал то, чем хотел заниматься, и поступал в вуз. Учился. Работодатель принимал дипломированного специалиста. Иногда выпускник продолжал обучение в аспирантуре. Всё вроде бы логично и без подводных камней. С 2003 года вчерашний школьник с родителями ломали голову над выбором: поступать ли в бакалавриат (4 года обучения — базовый уровень) или выбрать специалитет (5-6 лет — углублённое высшее образование). Да и прочих нюансов было немало. К примеру, бакалавр имел возможность претендовать на бюджетное место на следующей ступени обучения — в магистратуре (2 года), тогда как выпускник с дипломом специалитета мог продолжить обучение в магистратуре только платно. Научное и преподавательское сообщество было вынуждено спешно трансформировать программы, подгонять стандарты под новую систему, что было не просто и не быстро. К слову, в России даже до сегодняшнего момента остались вузы и специальности, так и не перешедшие на Болонскую систему. Работодателей преобразования тоже поставили в затруднительное положение. К ним стали приходить соискатели с самыми разными дипломами. Прослушавший четырёхлетний курс бакалавриата считается вроде бы таким же человеком с высшим образованием, как и углублённо разбиравшийся в своей сфере 5-6 лет «дипломант- специалитетник». Но у многих язык так и чесался назвать бакалавра недоучкой. Если вернуться к абитуриентским терзаниям, то только представьте, насколько усложнился выбор для детей и родителей перед поступлением в вуз. Мысли о сроках обучения, качестве диплома, полноте образования, финансировании возможного продолжения учёбы, дальнейшего трудоустройства с таким дипломом... Всё это как бы было и раньше, но с приходом Болонской системы добавило массу нюансов и расширило проблему выбора в разы. Есть такая собачка — болонкой называется. В общем-то милейшее создание: хозяева часто завязывают ей бантики на голове, носят под мышкой как аксессуар. Одно слово — декоративная. Толку в ней (да простят меня хозяева болонок) маловато: ни охранником не будет, ни на охоту с собой не возьмёшь. Максимум — обучить цирковым трюкам можно. Одна показуха. Так, может, и чёрт с ней, что «Болонка» эта повиляла России хвостом и убежала? Теплится надежда, что так вернутся в систему высшего образования привычный порядок и достойное качество. Без погони за «вкусняшками по собачьей команде «Служить!» неизвестно кому и чему. » m :=з :зо В вузах Липецка, как и по всей стране, приближа ется защита дипломов. Как минимум четверть студентов принесёт на защиту купленные, а не свои работы. По оценкам учёных Высшей школы эко номики, как пишет «Коммерсантъ», готовые курсо вые и дипломы покупает каждый четвёртый студент. Сами скрипторы (люди, которые пишут дипломы на заказ) говорят, их, возможно, гораздо больше. Рынок с оборотом в 25 млн рублей — Ко мне каждый месяц обращается до 15 студен тов, — рассказывает скриптор Максим К. — Чаще все го просят написать контрольные, рефераты, курсовые и так далее. Если считать дипломы, то за ними ко мне приходят порядка 70 человек год. Сколько вообще сту дентов пользуется помощью тех, кто всё это пишет, ска зать сложно. Но если судить по объёму предложений, на- ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ■ — хорошее или отличное — удовлетвори тельное ■ — плохое или очень плохое sp РП Sp см — ради хорошей работы ради знаний ■ — поступил по инерции, так принято ■ — затрудняюсь ответить ■ — другое s9 1Л СО sP О Sp Sp
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz