Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ код ПЕРВЫЙ НОМЕР № 21 (395) 7 июня 2022 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина О СП о Z3 о п п 7s «ТЫ, РОССИЯ Фестиваль народного творчества имени Мистюкова принял 700 участников из разныХ стран О подмене понятий Одной из основных тенденций современной массовой коммуникации, а другими словами, принципом формирования нашего повседневного мировосприятия является некая «языковая политкорректность», якобы направленная на то, чтобы в обществе уважение к личности и равенство были основными правилами. Однако^ Слово «инвалид» в переводе с латинского означает «бессильный, слабый», а в массовом употреблении понималось ранее как «человек, который утратил трудоспособность вследствие увечья, болезни». То есть предполагалось, что такой человек вызывает сочувствие, ему нужны помощь и поддержка. Некоторое время назад возник (официально не узаконенный) запрет на использование понятия «инвалид» — будто бы оскорбительного и подчёркивающего особенное положение данного человека. Его заменила аббревиатура ОВЗ — «человек с ограниченными возможностями здоровья». Не лишена ли данная формулировка конкретики? Ведь так говорят, например, о том, кто в результате трагедии лишился ног. И так можно сказать о том, кто, будучи совершенно здоровым человеком, не может задержать дыхание под водой на 7 минут! Но разве сопоставимы эти «ограничения возможностей»? Став «человеком с ОВЗ», «инвалид» приобрёл равный с прочими членами общества статус или потерял право на особое отношение? Официальный ответ: конечно, приобрёл множество преимуществ. Например, делается многое для развития «инклюзивного образования» — ещё один новый термин, который обозначает возможность обучения в общеобразовательных учреждениях лиц, имеющих физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности. С одной стороны, прекрасное начинание! Особенно если вспомнить, например, уникальный опыт знаменитого липецкого хореографического театра «Параллели». Однако насколько продуктивным может быть обучение двух студентов, имеющих стопроцентное «ограничение по слуху» в группе, где ещё 20 студентов не имеют этого ограничения? При этом никто из преподавателей не владеет техникой сурдоперевода. Этот, на мой взгляд, жестокий пример привожу из личной практики. Не является ли подобная «инклюзия» иллюзией? А если сказать более категорично, отказом создать действительно равные возможности для получения профессии лицам с подобными ОВЗ? Похоже, что такие эффектные неологизмы: «человек с ОВЗ», «инклюзия» — призваны всего лишь замаскировать проблему, а не решить её. С другой стороны, массированное употребление (можно даже сказать, масштабное внедрение) понятий с однозначно положительным значением также далеко не позитивно влияет на интеллектуально-психологическое состояние общества. Так, наиболее активно «продвигаемым» направлением современного образования является поддержка одарённых детей. Нельзя этого не одобрить! Только вот мы как-то забыли, что «одарённый» — это «талантливый, обладающий выдающимися природными способностями к какому- либо творчеству, в каком-либо виде искусства, научной деятельности» — Вольфганг Амадей Моцарт, Надя Рушева, Самуэль Решевский. Мы, как родители, конечно, своих детей считаем гениальными, но положа руку на сердце можем ли мы признать, что в Липецке живут и радуют мир новыми открытиями несколько тысяч юных вундеркиндов — по количеству воспитанников центров развития одарённых детей, участников всяческих слётов и олимпиад? Едва ли_ И, «назначив» наших детей на «должность одарённых», не лишаем ли мы и их возможностей развития, стремления к постижению реальных высот науки и искусства? Может, всё-таки в первую очередь нужно создавать условия для обучения и развития всех детей, чтобы выявить действительно талантливых? Пока же получается, что, растиражировав понятие «одарённый ребенок», мы выращиваем «звёзд». Боюсь, что лингвистический анализ данного широко применяемого «лейбла» покажет ещё более печальные тенденции развития нашего общества. Вопросов, конечно, больше, чем ответов. Давайте попробуем вместе подумать о последствиях «толерантной подмены» общественно значимых слов и понятий. Тем более что современная политическая действительность, увы, очень ярко и убедительно показывает нам, куда могут привести подобные языковые кульбиты. Хотелось бы учиться на чужих ошибках. А свои исправлять. В холле второго этажа Област ного центра культуры много людно. К выставке, где лежат ноты, дипломы и фотографии, под ходят женщины. — Вот это две пластинки с пес нями дяди Андрюши. Их выпусти ли ещё в советские годы, — говорит одна из них. — А вообще музыки у него намного больше. Я его парти туры нашла. Там столько песен, ещё не спетых: петь не перепеть! Сколько песен сложил Мистюков «Дядя Андрюша» СПРАВКА Андрей Петрович Мистюков. Композитор, музыкальный организатор, знаток и хранитель песенного искусства, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России. Окончив дирижёрско-хоровое отделение Киевской консерватории, в 1952 году начал работу в Государственном Воронежском русском народном хоре. В 1957 году приехал в Липецк. Создал хор трудовых резервов, названный впоследствии хором новолипецких металлургов. Участвовал в создании Липецкого музыкального училища. При его содействии организовано 17 хоровых коллективов в городах и районных центрах, цехах НЛМК. Андрей Петрович — автор сочинений и обработок для хоров, в том числе «Сыпь, тальянка!» на слова Сергея Есенина, «Доля» на слова Александра Прокофьева, «Не шуми ты, рожь!» и «Раздумье селянина» на слова Алексея Кольцова. Автор композиций для хоров о Липецком крае на стихи местных поэтов. В\ »« это Андрей Петрович Мистюков, известный в Липецке песенный композитор, заслуженный артист и деятель ис кусств РСФСР. Он писал музыку в народном стиле. За основу брал стихи русских поэтов. А подошед шая к выставке женщина — родная его племянница Елена Мистюко- Пандемия ва-Севостьянова. Именно она стала хранителем его личных вещей. Их и передала организаторам для соз дания экспозиции. — Андрей Петрович с моим па пой были не разлей вода, — расска зала Елена Сергеевна. — Родом они из Ставропольского края. В Липецк прошедшего с 27 по 29 мая на Липец приехали в конце 50-х. Папа создал хор сокольских металлургов, дядя — хор новолипецких, который полу чил мощнейшую поддержку НЛМК. Этот коллектив — детище Андрея А затем стал всероссийским, — расска- Петровича. Он отдавался ему пол ностью, был безгранично предан, развивал, искал творческие реше- тра культуры. — На сегодняшний день ния. Благодаря этому хор получил большую популярность и всесоюз ную известность. не сказалась на голосах Выставка личных вещей, архивов и фотографий Мистюкова появилась в Липецке не случайно. Она стала кра сивым обрамлением II Международ ного фестиваля народного творчества «Ты, Россия, и сердце, и песня моя!», Фестиваль имени Мистю- действительно кой земле. — Этот фестиваль проводится более 30 лет. Начался он в 1989 году с выступлений хоровых коллективов. зала «Первому номеру» Ольга Колы бельская, директор Областного цен он получил статус международного и является одним из самых рейтинго вых в стране. кова знаковый и престижный, — считает один из членов жюри Пётр Сорокин, заве дующий отделом Государственного Российского Дома народного твор чества имени Василия Поленова (г. Москва). — В финал смогли по пасть не все желающие. Только по одному коллективу от области. Мы отсмотрели около 100 видеозаявок. Отобрали второго. Лично меня порадовало, что в конкурсе принимают участие не только ветераны, но и моло дёжь. Причём мастерство исполни телей за годы пандемии не упало. Опасения, что изоляция негативно скажется на творчестве, не под твердились. 47, то есть каждого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz