Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 17 января 2022 года № 02 (376) НАШИ ЛЮДИ 23 Сцена из спектакля «За всё хорошее смерть», режиссёр Борис S , Голубицкий. Николай Чебыкин в образе Сабира Мамедова. 1978 г. ji Сцена из литературно-музыкального спектакля «И жизнь, и слёзы и любовь», режиссёр Николай Чебыкин. 2015 г. । их просто невозможно. Для театра пьеса современного автора — это всегда риск. Вот Шекспир — это понятно. Как его ни поставь, это всё равно Шекспир. А с совре ­ менной пьесой — пошьём костюмы, закажем декорации, в общем, потратимся, а спектакль не пойдёт. Что делать? Поэтому с коммерческой точки зрения лучше ставить то, что апробировано. Хотя возьмите МХАТ, Современ ­ ник, Таганку — все они достигли пика популярности на современных пьесах. Они ставили Чехова, Горького, Ан ­ дреева. Тогда это были современные, живые авторы. — Ну так это же были Чехов с Горьким! — Ну и что? В то время театры тоже рисковали, когда ставили их пьесы. Сегодня в мире нет ни одного театра, где не ставят Чехова, а тогда к нему относились по-дру ­ гому. Когда Немирович-Данченко принёс «Чайку» Че ­ хова Станиславскому, великий, гениальный Станислав ­ ский прочитал и сказал: «А что тут играть? Характеров нет. Сидят, пьют чай, и ничего больше не происходит». То же самое Горький: сапоги, ночлежки! Кому это нуж ­ но? — В Липецке живёт 500 тысяч человек. Из них сколько, по-вашему, ходит в театр? Постоянно? — Я не знаю. Есть разная статистика — от 2 до 4%. Эти проценты: и ходят в театр более-менее регулярно. А основная масса людей попадает в театр случайно — один раз в 1 о лет, к великому сожалению. Человека надо приучать к театру с детства. Поэтому здесь, в нашем теа ­ тре, была вся эта история с театральным экспериментом Пахомова, который объединил взрослый и детский теа ­ тры под одной крышей. Цель была в том, чтобы: воспи ­ тать у ребёнка потребность души в театре. Но здесь одни деятели культуры и искусства ничего не могут сделать. Тут нужна государственная программа. — Государству это может быть и не нужно. У него сейчас другие, более насущные проблемы. — Понятно, что не нужно. Но любовь к театру зави ­ сит от власти. От того, как она относится к искусству и к культуре. В России чиновничье государство. Это и очень хорошо, потому что, когда нужно на чём-то сконцентрироваться, все концентрируются мгновенно. Но, с другой стороны, это очень плохо. Если что-то ко ­ му-то наверху не нужно, это не нужно никому. Кто-то не сказал, что надо сделать, и никто не делает, потому что не приказано. — А может, театр большинству людей просто не нужен? — Театр нужен! Человека нужно просто сюда при ­ вести, здесь от артиста он услышит историю про себя, и в нём обязательно что-то всколыхнётся. — Как Аристотель говорил, произойдёт™ — Катарсис. Разрешение внутренних конфликтов и нравственное возвышение. Это и есть окультуривание человека, чтобы он шёл по жизни не только от одного торгового центра к другому. Он должен становиться луч ­ ше и для других, и для себя. Люди, которые ходят в театр, они другие. Они общительные, добродушные, у них лица другие, с ними интересно. Другого слова я не подберу. Беседовал Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин и из архива героя ТЕАТРУ НЕ ХВАТАЕТ АРТИСТА ЧЕБЫКИНА Вячеслав Михеев, заслуженный артист России — Николай Петрович — замечательный артист. Блистательный. До того, как заняться режиссурой, он много играл на сцене. И это был самый занятый и самый востребованный артист в театре. У него была масса переработок, и он получал зарплату раза в два больше некоторых заслуженных артистов. Кроме того, что он блестяще перевоплощался, он был ещё чертовски обаятелен на сцене. Его актёрские работы просто завораживали. Ему под силу и трагическое, и комическое. Я скажу, что артисты с таким разносторонним дарованием встречаются редко. Думаю, если бы он не занимался режиссурой, а продолжал играть на сцене, он бы уже давно стал народным артистом. Когда Николай Петрович работает как режиссёр, во время репетиции он все роли пропускает через себя, проигрывает. И мужские, и женские. Причём у него это получается гораздо ярче и точнее, чем иногда у артистов, которые играют в его спектаклях. Он разносторонний человек. На первом месте у него, конечно, стоит театр, но он хорошо знает поэзию, живопись. Он был одним из первых коллекционеров, которые оценили достоинства липецких живописцев. Дома у него целая картинная галерея. Единственное, что мне не нравится: занимаясь режиссурой, он редко выходит на сцену — его в этом качестве театру очень не хватает. ДЕЛАЕТ ВСЁ ДОБРОТНО Любовь Есакова (Кабанова), заслуженная артистка России — Если сказать коротко, Николай Петрович — хороший режиссёр, хороший артист и хороший человек. Мне всегда нравилось в нём то, что всё он делает по высшему разряду. У нас был спектакль по Чехову «Дядя Ваня». Он там играл Вафлю — Илью Ильича Телегина. И в одной из мизансцен Вафля должен играть на гитаре. До Николая Петровича артист, который был в роли Вафли, делал вид, что играет на гитаре, а настоящий гитарист играл за сценой. Но Николай Петрович с этим не согласился. Он настоял, что артист должен играть сам. Правда, тогда он не умел играть на гитаре и ему пришлось долго учиться. Сейчас он прекрасный гитарист. Он в работе очень дотошный и въедливый, поэтому у него всё получается очень добротно. Его спектакль «Семейный портрет с посторонним» идёт на нашей сцене уже девять лет. Представляете, девять лет мы его играем, и зрители на него ходят. С Николаем Петровичем мы сделали литературно ­ музыкальный спектакль «И жизнь, и слёзы, и любовь^: о Толстом и его жене. Я предложила ему вместе поработать, и он довёл мою идею до совершенства. Мы возили этот спектакль в Ганновер на фестиваль MOST, и там он получил высокую оценку. » СКУПИЛ ВСЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ Владимир Кравченко, заслуженный артист России — Николай Петрович всегда меня удивлял. Я помню, только пришёл в театр, и мы поехали на гастроли. Тогда Коммунистическая партия Советского Союза требовала, чтобы театр шёл в массы, и недели по две, по три мы ездили по сёлам области со своими спектаклями. Приезжаем. Размещаемся в гостинице. Николай Петрович куда- то пропал. Я спрашиваю: «А где Николай Петрович?» Мне говорят: «В магазин побежал». Николай Петрович бежал в книжный магазин. В то время в городе купить хорошие книги было почти невозможно, а в деревнях ими особо никто не интересовался, и там всегда можно было купить Цветаеву, Мандельштама или Пастернака. Он скупал всё, что заслуживало его внимания. Особенно интересовался поэзией. Он знает её хорошо и глубоко. Мы к 75-летию Победы делали ролик — все артисты театра читали стихи 75-ти поэтов, которые были на фронте и писали о войне. Все эти стихи подобрал Николай Петрович, потому что никто так хорошо не знает поэзию, как он.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz