Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

22 НАШИ ЛЮДИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №02 (376) 17 января 2022 года Николай Чебыкин: Я ПСИХАНУЛ И ПРИЕХАЛ В ЛИПЕЦК Артист и режиссёр театра имени Толстого, отметив 70-летний юбилей, дал интервью «Первому номеру» « СЕЙЧАС ПЬЕСЫ ПИШУТ ВСЕ КОМУ НЕ ЛЕНЬ, И ПЕРЕЧИТАТЬ ИХ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО. ДЛЯ ТЕАТРА ПЬЕСА СОВРЕМЕННОГО АВТОРА — ЭТО ВСЕГДА РИСК » — Это не так. Скромнее, чем артисты, вообще никого нет. Просто есть люди, чья профессия предполагает публич ­ ность. Артистов все видят, за ними следят. И если какой-нибудь инженер или слесарь Иванов поменял пятую жену, об этом, кро ­ ме соседей, никто не знает. А если артист женился в третий раз, об этом пишут во всех жёлтых газетах, и у людей создаётся впечатление, что артисты неверны и не ­ преданны своим супругам. У меня была одна жена (Светлана Валентиновна недав ­ но ушла из жизни. — Прим. автора). Мы с ней познакомились в Новосибирске, ког ­ да я учился в театральном училище. ходит завтруппой Людмила Михайловна. Замечательная была женщина! «Зайдите к Владимиру Михайловичу». Я говорю: «Я же только что у него был». «Ну зайди ­ те». Захожу. Пахомов добрый, ласковый, улыбается. И уговорил меня поступить на заочное отделение в институт Щукина. Я начал учиться заочно и ставить спек ­ такли. Я очень много поставил спекта ­ клей. В основном современные пьесы, написанные живыми авторами, которые могли приехать на премьеру, сделать ка ­ кие-то замечания, поругать или похва ­ лить спектакль. З аслуженному артисту России Ни ­ колаю Чебыкину в декабре испол ­ нилось 70 лет. В Липецке он живёт уже 45 лет и столько же служит липецкой сцене. За его плечами такие трогатель ­ ные и блистательные роли, как художник Машу в пьесе «Месье Амилькар», Васи ­ лий Тёркин в одноимённом спектакле, Фирс в «Вишнёвом саде». Как сибиряк стал липчанином, почему в репертуар те ­ атра трудно вводить пьесы современных авторов и зачем в XXI веке театр — в ин ­ тервью для читателей нашей газеты. — Николай Петрович, вы родом из Сибири, закончили Новосибирское театральное училище и до того, как вышли на сцену Липецкого театра драмы, успели поработать в Ленинабадском и Алтайском краевом театрах. Как вы оказались в Липецке? — Перед тем, как приехать в Липецк, я поступал в Ленинградский государствен ­ ный институт театра, музыки и кинемато ­ графии (ЛГИТМиК). Меня уже приняли. Я отправил телеграмму родителям. Но пришёл проректор и сказал, что в связи с какими-то обстоятельствами — я уже не помню, что это были за обстоятельства, — институт не имеет права принимать тех, у кого нет ленинградской прописки. V ДОСЬЕ Николай Петрович Чебыкин. Родился 13 декабря 1951 года в маленьком посёлке для ссыльных в Северном Казахстане. Мама-полька обладала завидным голосом и хорошо пела. Отец, русский, был художником. В 1974-м окончил Новосибирское театральное училище. С 1977-го актёр Липецкого театра драмы имени Толстого. В 1986 году закончил режиссёрское отделение театрального училища имени Щукина. Сыграл на липецкой сцене более 70 ролей, поставил около 40 спектаклей. Жена Светлана Валентиновна закончила Новосибирский электротехнический институт связи, работала инженером связи. У Чебыкина две дочери и трое внуков. Дочери получили университетское образование. Старшая живёт в Москве и работает в российско-итальянской компании. Младшая живёт в Калифорнии. Я сильно психанул, сел в поезд и уехал в Ли пецк. Здесь меня ждали жена с дочкой. — Вы с женой были вместе почти 50 лет. Это противоречит мифу о супружеском непостоянстве артистов. Говорят, что работники сцены постоянно женятся и разводятся. — И когда вы приехали к ней в Липецк, сразу устроились в театр? — Нет. Мне рассказали, что в Липецк театров практически нет пьес приехал молодой режиссёр Владимир современных авторов. Михайлович Пахомов. Я пришёл в те ­ атр, но оказалось, что он на гастролях на Украине. Мы с ним созвонились. Он говорит: «Приезжай сюда. Я введу тебя в спектакль, и будешь играть». Но я к тому времени поиздержался и не мог поехать на Украину. Пахомов, надо сказать, всег ­ да очень хорошо понимал другого чело ­ века. Это вообще его главное качество. Говорит: «Хорошо. Нет никаких проблем. который потом сгорел, и там на пятом Я буду в театре в начале сентября. При ­ ходите». До встречи с Пахомовым оста ­ валось месяца два, и я устроился в один липецкий трест в строительную бригаду. Мы ваяли огромный цех на заводе пу ­ сковых двигателей. Он и сейчас стоит. Только там какой-то большой магазин. Я в этом тресте неплохо зарабатывал, был на хорошем счету, и, когда приехал Пахо ­ мов, меня не хотели отпускать. Мне гово ­ рят: «Зачем вам театр? Мы сделаем вас бригадиром. Через три месяца получите квартиру. Оставайтесь». Я говорю: «Нет. У меня другая профессия» ботать в театр. и пошёл ра — И надолго задерживаться в театре не планировали? — Да. Я много играл, но понимал, что актёрство — это не моё. Не совсем моё. Я хотел заниматься режиссурой. По ­ этому весной пришёл к Пахомову, гово ­ рю, что ухожу из театра, буду поступать в институт. Он стал на меня кричать — это была его всегдашняя реакция: «У тебя столько ролей! Мы костюмов тебе нашили! Что я теперь буду делать?!» Я от него вышел. Через пять минут меня на- — Я читал ваши интервью и знаю, что журналисты вас уже спрашивали, почему в репертуаре — Они есть. Но их мало. С одной сто ­ роны, может быть, это можно объяснить ленью режиссёров. Современные пьесы надо искать, надо читать. Я в своё вре ­ мя прочитывал по пять, по шесть пьес в день. Тогда авторы несли свои пьесы не в театр, как сейчас, а в Главлит. Там их «литовали» — ставили штамп: дозволено к постановке. В Москве был Дом актёра, этаже сидели машинистки и печатали пьесы на пишущей машинке, а мы их по ­ купали. Пьеса стоила пять рублей. Совре ­ менных авторов тогда было наперечёт. Все режиссёры их знали. Сейчас пьесы пишут все кому не лень, и перечитать ОТДАЛ ТЕАТРУ ЧАСТЬ ЖИЗНИ Светлана Кузнецова (Перекина), артистка театра — Для меня Николай Петрович — это человек, который предан своей профессии. Сегодня, наверное, такие люди в нашей среде встречаются реже, чем много лет назад. Может быть, нас по-другому учили. Меня вот, например, учили так: «Если ты пришла в театр, запомни: театр — это эгоист, и ты должна отдать ему большую часть своей жизни, иначе нет смысла идти в эту профессию». Так же учили и Николая Петровича, и он до сих пор придерживается этой установки. Он по-другому свою жизнь не представляет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz