Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

10 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 18 (392) 16 мая 2022 года Евгения Смелова: НУЖНО ПЛАНОВО ПРОВОДИТЬ РЕВАКЦИНАЦИЮ ИСКУССТВОМ В Липецком областном краеведческом музее новый руководитель. Сразу привлекает внимание её совершенно «немузейный» возраст. Свои 35 лет Евгения Смелова отметила в Липецке буквально на днях, открывая собрание работ худож ­ ника Василия Шевченко в выставочном зале на улице Ленина. Новый директор — специалист с опытом. За 14 лет работы она защитила кандидатскую диссертацию, поучаствовала в формировании историче ­ ской коллекции киностудии «Союзмуль ­ тфильм», успела поработать в частной га ­ лерее и Центре современного искусства. Свой приезд в Липецк Евгения называет «авантюрной задачей». Она решила дока ­ зать самой себе, что сможет осовременить музей, изменить его концепцию и жизнь в провинции. — Евгения, в наше время люди рвутся в столицу за высокими заработками. А вы, человек с московской пропиской, наоборот, оказались на периферии. Как так вышло? — Не хочу, чтобы у липчан сложилось мнение, будто меня «спустили» сверху. От ­ крыто говорю: я человек без связей, просто музейщик, за мной никто не стоит. Мама воспитывала меня одна, поэтому я рано, буквально со старших классов, пошла рабо ­ тать. Весь опыт, который есть у меня, — при ­ обретённый, прошедший, что называется, через руки. В случае с Липецком я рискнула. Так несколько раз было в моей жизни, шла ва-банк. Руководство вашей области при ­ гласило меня на собеседование, и, к моему удивлению, мне предложили стать дирек ­ тором крупнейшего музея региона, а если шире — целого музейного объединения. — И что вас привлекло? — Поверьте, я приехала не за деньгами. Работа в Липецке для меня — авантюрная задача. Я поставила перед собой цель из ­ менить, если хотите — переформатировать — жизнь музея в провинции. Теперь нужно взять эту планку. Путешествуя по стране, много где бывала. Всякий раз, видя в глу ­ бинке разбитое стекло в музее или паутину по углам, говорила: «Ну, вот когда-нибудь новой технологии. Тут я узнаю: подруга всё брошу — уеду и наведу порядок!» Теперь друзья смеются: «Напророчила...» туда устроилась работать в арт-кластер. Я напряглась: «Арт-кластер при пивзаво ­ де, серьёзно?» Оказалось, да. На предпри- — Неужели Липецкий областной му- ятии создали инфраструктуру для отдыха зей нуждается, чтобы в нём наводили порядок? — Самый главный минус — что му ­ зей пуст. Сюда мало кто ходит. С кем ни поговоришь, все либо не были в музее, либо считают, что за 30 лет в нём ниче ­ го не изменилось. А есть ещё расхожее мнение, что в Липецке культуры вообще отторжения, наоборот, они активно ин нет. Культура-то есть! Но, очевидно, её не транслируют. Печально слышать. Будем работать над тем, чтобы изменить это Нужно только планово проводить ревак- мнение. цинацию: постоянно включать культур ­ ные мероприятия в повестку и делать их решать? — Липецк — рабочий город. Может более доступными. — Музей быть, опрошенные отчасти правы? — Я так не считаю. Приведу пример пивзавода под Мытищами. Как-то про- ДОСЬЕ Евгения Смелова. Кандидат культурологии. Родилась 5 мая 1987 года. Окончила Московский государственный университет культуры и искусства. Работала в Государственном центральном музее современной истории России начальником музейно-выставочного отдела киностудии «Союзмультфильм». С 2016-го по 2021-й — начальник научно-хранительского отдела «Фонды» Музея Москвы. В 2021-2022-м — заведующая экспозиционно-выставочным отделом Государственного музея архитектуры имени Щусева. шло сообщение, что его отстроили по — открыли фитнес-центр для сотрудни ­ ков, сделали арт-пространство. Там нача ­ ли проводить выставки современного ис ­ кусства. Сначала рабочие с семьями мало что в них понимали. Потом появились экскурсоводы — стало интересно. И по ­ степенно люди привыкли. У них не было — Из региональных нам нужно рав ­ няться на музеи Екатеринбурга. Вообще Урал крепок. Жители делают культур ­ ные пространства для себя, это их осо ­ бенность, они упёртые. Неплохие музеи в Красноярске. Мечтаю побывать у кол ­ лег во Владивостоке. Знаю их музеи вир ­ туально: то, что увидела в интернете, производит впечатление. А посмотрите на Тулу — соседа! Раньше там мало кто бывал. Сейчас столица баннерами заве ­ шана: «Все в Тулу!» И на выходных мо ­ сквичи часто ездят туда. Несколько лет специалисты раскручивали бренд — и вот Музей — это наши культура и память, тересовались новыми экспозициями. Так результат! то, что мы оставим после себя. Наде- что прививка искусством приживается. юсь, общими усилиями мы заполним пустоты и сделаем так, чтобы страницы инте ­ ресно читать не только липчанам, но и их гостям. каждый день здесь проходили встречи, дискуссии, выставки, звучали детские голоса. Очень здорово, когда школьники находятся в музее, учатся что-то срисо ­ вывать, с ними проходят занятия внутри экспозиции. Мы не рождаемся с культур ­ ным кодом, вкус нужно развивать! Не знаю, как здесь, но в Москве люди ходят в торговые центры как на прогулку: отдыхают там, делают покупки, обедают, развлекаются. Наша задача жить альтернативу. Да, конечно, музей — это не аттракцион. У нас главное — об ­ разовательная функция, а затем уже — развлекательная. Будем искать золотую середину. Во всяком случае нужно сде ­ лать так, чтобы человек, придя сюда, мог отдохнуть. После выставки посидел, вы ­ пил чашку кофе. Мы хотим получить со ­ временный музей, где посетителю было бы комфортно находиться и интересно проводить время. предло- — Насколько быстро удастся произве ­ сти «перезагрузку» музея? — Это зависит от нескольких факто ­ ров. Прежде всего нужно понять исход ­ ные данные: что мы имеем? От этого бу ­ дут формироваться и задачи. Ну а дальше — реализация. Понятно одно: директор ­ ская должность — это контракт. Рано или поздно он закончится. И мне не хотелось бы, чтобы после меня оставалось пустое поле. — Что вы намерены сделать в первую очередь? — Первое хочу сформировать ко ­ манду классных специалистов. Музей сегодня — это не только хранители, но и дизайнеры, маркетологи, специалисты по ведению соцсетей. Дело за молодыми, как мне кажется. За людьми, у которых молодые сердца! У меня был опыт, когда я принимала на работу людей в возрасте 50-60 лет, но они ею горели, им было ин ­ тересно. И нужно привлекать молодёжь, растить свои кадры. Если этого не делать, они так и будут уезжать. Даже те, кто па ­ триотично настроен к своему региону. Вторая задача, которую вижу, разобраться с музейным фондом: понять, что мы храним? Существует Государ ­ ственный каталог Министерства куль ­ туры РФ. Все музейные предметы долж ­ ны быть оцифрованы и выгружены туда к 2026 году. Это одна из первостепенных задач, поставленных Минкультом перед всеми музеями России. Мы обязаны скон ­ центрировать свои силы, ресурсы и вы ­ полнить её. Третье комплектования музея. Нужно понять, каких фондов нам не хватает? Для этого пригласим экспертное сообщество. Хоте ­ лось бы услышать мнение как липецких археологов, краеведов, так и специали ­ стов со стороны. Я готова поделиться своим опытом и услышать мнение кол ­ лег. Искренне открыта к предложениям! это это создание концепции — Приведите примеры музеев, на кото ­ рые нам можно было бы равняться? — Каким вы видите в будущем об ­ ластной музей? Какие задачи он будет истории Липецкой области было живой организм, в нём должна «течь кровь». Тишина здесь мо ­ жет быть только по понедельникам — в его выходные. Мне бы хотелось, чтобы Беседовала Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz