Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
10 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 18 (392) 16 мая 2022 года Евгения Смелова: НУЖНО ПЛАНОВО ПРОВОДИТЬ РЕВАКЦИНАЦИЮ ИСКУССТВОМ В Липецком областном краеведческом музее новый руководитель. Сразу привлекает внимание её совершенно «немузейный» возраст. Свои 35 лет Евгения Смелова отметила в Липецке буквально на днях, открывая собрание работ худож ника Василия Шевченко в выставочном зале на улице Ленина. Новый директор — специалист с опытом. За 14 лет работы она защитила кандидатскую диссертацию, поучаствовала в формировании историче ской коллекции киностудии «Союзмуль тфильм», успела поработать в частной га лерее и Центре современного искусства. Свой приезд в Липецк Евгения называет «авантюрной задачей». Она решила дока зать самой себе, что сможет осовременить музей, изменить его концепцию и жизнь в провинции. — Евгения, в наше время люди рвутся в столицу за высокими заработками. А вы, человек с московской пропиской, наоборот, оказались на периферии. Как так вышло? — Не хочу, чтобы у липчан сложилось мнение, будто меня «спустили» сверху. От крыто говорю: я человек без связей, просто музейщик, за мной никто не стоит. Мама воспитывала меня одна, поэтому я рано, буквально со старших классов, пошла рабо тать. Весь опыт, который есть у меня, — при обретённый, прошедший, что называется, через руки. В случае с Липецком я рискнула. Так несколько раз было в моей жизни, шла ва-банк. Руководство вашей области при гласило меня на собеседование, и, к моему удивлению, мне предложили стать дирек тором крупнейшего музея региона, а если шире — целого музейного объединения. — И что вас привлекло? — Поверьте, я приехала не за деньгами. Работа в Липецке для меня — авантюрная задача. Я поставила перед собой цель из менить, если хотите — переформатировать — жизнь музея в провинции. Теперь нужно взять эту планку. Путешествуя по стране, много где бывала. Всякий раз, видя в глу бинке разбитое стекло в музее или паутину по углам, говорила: «Ну, вот когда-нибудь новой технологии. Тут я узнаю: подруга всё брошу — уеду и наведу порядок!» Теперь друзья смеются: «Напророчила...» туда устроилась работать в арт-кластер. Я напряглась: «Арт-кластер при пивзаво де, серьёзно?» Оказалось, да. На предпри- — Неужели Липецкий областной му- ятии создали инфраструктуру для отдыха зей нуждается, чтобы в нём наводили порядок? — Самый главный минус — что му зей пуст. Сюда мало кто ходит. С кем ни поговоришь, все либо не были в музее, либо считают, что за 30 лет в нём ниче го не изменилось. А есть ещё расхожее мнение, что в Липецке культуры вообще отторжения, наоборот, они активно ин нет. Культура-то есть! Но, очевидно, её не транслируют. Печально слышать. Будем работать над тем, чтобы изменить это Нужно только планово проводить ревак- мнение. цинацию: постоянно включать культур ные мероприятия в повестку и делать их решать? — Липецк — рабочий город. Может более доступными. — Музей быть, опрошенные отчасти правы? — Я так не считаю. Приведу пример пивзавода под Мытищами. Как-то про- ДОСЬЕ Евгения Смелова. Кандидат культурологии. Родилась 5 мая 1987 года. Окончила Московский государственный университет культуры и искусства. Работала в Государственном центральном музее современной истории России начальником музейно-выставочного отдела киностудии «Союзмультфильм». С 2016-го по 2021-й — начальник научно-хранительского отдела «Фонды» Музея Москвы. В 2021-2022-м — заведующая экспозиционно-выставочным отделом Государственного музея архитектуры имени Щусева. шло сообщение, что его отстроили по — открыли фитнес-центр для сотрудни ков, сделали арт-пространство. Там нача ли проводить выставки современного ис кусства. Сначала рабочие с семьями мало что в них понимали. Потом появились экскурсоводы — стало интересно. И по степенно люди привыкли. У них не было — Из региональных нам нужно рав няться на музеи Екатеринбурга. Вообще Урал крепок. Жители делают культур ные пространства для себя, это их осо бенность, они упёртые. Неплохие музеи в Красноярске. Мечтаю побывать у кол лег во Владивостоке. Знаю их музеи вир туально: то, что увидела в интернете, производит впечатление. А посмотрите на Тулу — соседа! Раньше там мало кто бывал. Сейчас столица баннерами заве шана: «Все в Тулу!» И на выходных мо сквичи часто ездят туда. Несколько лет специалисты раскручивали бренд — и вот Музей — это наши культура и память, тересовались новыми экспозициями. Так результат! то, что мы оставим после себя. Наде- что прививка искусством приживается. юсь, общими усилиями мы заполним пустоты и сделаем так, чтобы страницы инте ресно читать не только липчанам, но и их гостям. каждый день здесь проходили встречи, дискуссии, выставки, звучали детские голоса. Очень здорово, когда школьники находятся в музее, учатся что-то срисо вывать, с ними проходят занятия внутри экспозиции. Мы не рождаемся с культур ным кодом, вкус нужно развивать! Не знаю, как здесь, но в Москве люди ходят в торговые центры как на прогулку: отдыхают там, делают покупки, обедают, развлекаются. Наша задача жить альтернативу. Да, конечно, музей — это не аттракцион. У нас главное — об разовательная функция, а затем уже — развлекательная. Будем искать золотую середину. Во всяком случае нужно сде лать так, чтобы человек, придя сюда, мог отдохнуть. После выставки посидел, вы пил чашку кофе. Мы хотим получить со временный музей, где посетителю было бы комфортно находиться и интересно проводить время. предло- — Насколько быстро удастся произве сти «перезагрузку» музея? — Это зависит от нескольких факто ров. Прежде всего нужно понять исход ные данные: что мы имеем? От этого бу дут формироваться и задачи. Ну а дальше — реализация. Понятно одно: директор ская должность — это контракт. Рано или поздно он закончится. И мне не хотелось бы, чтобы после меня оставалось пустое поле. — Что вы намерены сделать в первую очередь? — Первое хочу сформировать ко манду классных специалистов. Музей сегодня — это не только хранители, но и дизайнеры, маркетологи, специалисты по ведению соцсетей. Дело за молодыми, как мне кажется. За людьми, у которых молодые сердца! У меня был опыт, когда я принимала на работу людей в возрасте 50-60 лет, но они ею горели, им было ин тересно. И нужно привлекать молодёжь, растить свои кадры. Если этого не делать, они так и будут уезжать. Даже те, кто па триотично настроен к своему региону. Вторая задача, которую вижу, разобраться с музейным фондом: понять, что мы храним? Существует Государ ственный каталог Министерства куль туры РФ. Все музейные предметы долж ны быть оцифрованы и выгружены туда к 2026 году. Это одна из первостепенных задач, поставленных Минкультом перед всеми музеями России. Мы обязаны скон центрировать свои силы, ресурсы и вы полнить её. Третье комплектования музея. Нужно понять, каких фондов нам не хватает? Для этого пригласим экспертное сообщество. Хоте лось бы услышать мнение как липецких археологов, краеведов, так и специали стов со стороны. Я готова поделиться своим опытом и услышать мнение кол лег. Искренне открыта к предложениям! это это создание концепции — Приведите примеры музеев, на кото рые нам можно было бы равняться? — Каким вы видите в будущем об ластной музей? Какие задачи он будет истории Липецкой области было живой организм, в нём должна «течь кровь». Тишина здесь мо жет быть только по понедельникам — в его выходные. Мне бы хотелось, чтобы Беседовала Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz