Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
4 ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 17 (391) 4 мая 2022 года П РОСЛАВЛЯЯ СИЛУ РУССКОГО ОРУЖИЯ ДОСЬЕ I Юрий Иванович Чурилов. Герой Советского Союза. Полковник в отставке. Лётчик военно-морской авиации. Родился 23 февраля 1949 года в селе Сластёновка Эртильского района Воронежской области. Окончил Липецкий аэроклуб ДОСААФ. Работал настройщиком контрольно-измерительных приборов на Воронежском авиационном заводе. В 1970 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков. С 1968-го по 1999 год — служба в рядах советских и российских Вооружённых сил. Награждён орденом Ленина, Золотой Звездой Героя, орденом «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени, медалью «За ратную доблесть», ведомственными и юбилейными наградами. при- Здесь он нёс службу с 1991 года. В 1999 году ушёл в запас, потом — в отставку. Несколько лет возглавлял Липецкий аэроклуб, но затем оставил должность, мотивируя это тем, что теория без прак тики мертва. Финансирование клуба было прекращено, он перешёл на са моокупаемость. Липчанам предложи ли совершать прыжки с парашютом за деньги, что многим было не по карману, особенно молодёжи. Тогда Юрий Иванович возглавил Го сударственный архив Липецкой области и снова занялся военно-патриотиче ским воспитанием школьников. Он один из немногих, кто выражал несогласие с программой учебников по истории. — С пятого по девятый класс они про ходят первобытное общество, Древний Рим и Средневековье. Изучают, как сра жаются гладиаторы^ А вот дату начала Великой Отечественной войны, к сожа лению, назвать не могут, — сокрушается Юрий Иванович. i ... , н О бычно, когда говорят о героях, подразумевают воинские под виги — рассказывают о тех, кто, жертвуя собой, спасал жизни других. Юрий Иванович Чурилов удостоен зва ния Героя Советского Союза в мирное время. Он не воевал, но рисковал жиз нью для развития военной техники. Был одним из первых советских лётчиков, кто на новейшем самолёте Як-38 осваи вал вертикальный взлёт. В 1984 году ему присвоили высокое звание с формули ровкой «за достижение высоких пока зателей в овладении новейшей боевой техникой, мужество и героизм, прояв ленные при несении боевой службы». Прямо с места, вертикально Испытания нового самолёта шли в период гонки вооружений и холод ной войны — военного, идеологического и экономического противостояния двух сверхдержав — СССР и США. Советские конструкторы решили создать самолёт, которому не требуется полоса разго на: он взмывает вертикально. бюро имени Яковлева разработало та кой летательный аппарат. Его назвали Як-38. Испытания проходили на авиа носцах Северного и Тихоокеанского фло тов. Но если на Северном флоте проблем с запуском подъёмных двигателей не возникло, то на Тихоокеанском они были. Из-за повышенной температуры Обкатывая крылатую в небо прямо с места, машину Опытно-конструкторское « ЕСЛИ ПРОТИВНИК ПОВРЕЖДАЕТ ВЗЛЁТНО ПОСАДОЧНУЮ ПОЛОСУ — САМОЛЁТЫ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ГРУДУ БЕСПОЛЕЗНОГО МЕТАЛЛА. МАШИНЕ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЁТОМ ЭТО НЕ СТРАШНО воздуха и влажности двигатели самолё тов отказывались работать. — Влажность влияла на возможность компрессора сжимать воздух, чтобы про толкнуть его через турбину и образовать топливно-воздушную смесь, — рассказы вает Юрий Чурилов. — Подъёмные дви гатели в условиях повышенной влажно сти переставали запускаться. Их тяги не хватало для вертикального взлёта ма шины с полным весом. Над самолётом колдовала целая ко манда техников, конструкторов и лётчи ков-испытателей. Юрий Чурилов одним из первых освоил полёты на самолёте Як-38, стал совершать их стабильно, без нештатных ситуаций. — Конечно, и у меня бывали сложно сти, — признаётся Юрий Иванович. — Во время перехода авианосца «Минск» из Севастополя в залив Стрелок в Примор ском крае при заходе на посадку у нас с лётчиком Валерой Перепечко выклю чились подъёмные двигатели шлось катапультироваться. Однажды, совершая полёт, я попал в стаю птиц — не было возможности увернуться, а в другой раз техник болтик не за шплинтовал — тяга двигателя рассоеди нилась. В обоих случаях звучала команда Украина долго колебалась катапультироваться, но я сумел перейти из вертикального в обычный самолёт ный режим и произвести посадку. Чурилов, рискуя жизнью, несколько раз спасал летательные аппараты. В об щей сложности полёты на Як-38 он со вершал в течение 14 лет: с 1977 по 1991 год. На его счету несколько сотен выле тов. Теория мертва без практики Последним местом службы для Ге роя СССР стал Липецкий авиацентр. » Как и любого русского человека, Юрия Чурилова сейчас очень волнует си туация на Украине. Ему горько от того, что военную силу приходится приме нять в отношении наших братьев. — Я сам служил на Западной Украи- замечает Юрий не с 1971 по 1976 год, Иванович. — Никогда не возникало у нас никаких национальных вопросов. Бу дучи молодыми парнями, мы дрались с местными, но исключительно из-за девчонок. Национальный вопрос остро встал в 1990-е. Украина долгое время колеба лась, с кем ей по пути. Это было заметно даже в быту, когда Чуриловы приезжали в город Чертков Тернопольской области, где жила мама его жены. — Мы ездили туда каждый год, — продолжает он. — И всякий раз местные жители разговаривали то на украин ском, то на русском языке — в зависимо сти от того, какого курса придержива лись власти. То, что возврата к прежнему брата нию не будет, Чурилов понял в 1994-м,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz