Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

4 ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 17 (391) 4 мая 2022 года П РОСЛАВЛЯЯ СИЛУ РУССКОГО ОРУЖИЯ ДОСЬЕ I Юрий Иванович Чурилов. Герой Советского Союза. Полковник в отставке. Лётчик военно-морской авиации. Родился 23 февраля 1949 года в селе Сластёновка Эртильского района Воронежской области. Окончил Липецкий аэроклуб ДОСААФ. Работал настройщиком контрольно-измерительных приборов на Воронежском авиационном заводе. В 1970 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков. С 1968-го по 1999 год — служба в рядах советских и российских Вооружённых сил. Награждён орденом Ленина, Золотой Звездой Героя, орденом «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени, медалью «За ратную доблесть», ведомственными и юбилейными наградами. при- Здесь он нёс службу с 1991 года. В 1999 году ушёл в запас, потом — в отставку. Несколько лет возглавлял Липецкий аэроклуб, но затем оставил должность, мотивируя это тем, что теория без прак ­ тики мертва. Финансирование клуба было прекращено, он перешёл на са ­ моокупаемость. Липчанам предложи ­ ли совершать прыжки с парашютом за деньги, что многим было не по карману, особенно молодёжи. Тогда Юрий Иванович возглавил Го ­ сударственный архив Липецкой области и снова занялся военно-патриотиче ­ ским воспитанием школьников. Он один из немногих, кто выражал несогласие с программой учебников по истории. — С пятого по девятый класс они про ­ ходят первобытное общество, Древний Рим и Средневековье. Изучают, как сра ­ жаются гладиаторы^ А вот дату начала Великой Отечественной войны, к сожа ­ лению, назвать не могут, — сокрушается Юрий Иванович. i ... , н О бычно, когда говорят о героях, подразумевают воинские под ­ виги — рассказывают о тех, кто, жертвуя собой, спасал жизни других. Юрий Иванович Чурилов удостоен зва ­ ния Героя Советского Союза в мирное время. Он не воевал, но рисковал жиз ­ нью для развития военной техники. Был одним из первых советских лётчиков, кто на новейшем самолёте Як-38 осваи ­ вал вертикальный взлёт. В 1984 году ему присвоили высокое звание с формули ­ ровкой «за достижение высоких пока ­ зателей в овладении новейшей боевой техникой, мужество и героизм, прояв ­ ленные при несении боевой службы». Прямо с места, вертикально Испытания нового самолёта шли в период гонки вооружений и холод ­ ной войны — военного, идеологического и экономического противостояния двух сверхдержав — СССР и США. Советские конструкторы решили создать самолёт, которому не требуется полоса разго ­ на: он взмывает вертикально. бюро имени Яковлева разработало та ­ кой летательный аппарат. Его назвали Як-38. Испытания проходили на авиа ­ носцах Северного и Тихоокеанского фло ­ тов. Но если на Северном флоте проблем с запуском подъёмных двигателей не возникло, то на Тихоокеанском они были. Из-за повышенной температуры Обкатывая крылатую в небо прямо с места, машину Опытно-конструкторское « ЕСЛИ ПРОТИВНИК ПОВРЕЖДАЕТ ВЗЛЁТНО ­ ПОСАДОЧНУЮ ПОЛОСУ — САМОЛЁТЫ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ГРУДУ БЕСПОЛЕЗНОГО МЕТАЛЛА. МАШИНЕ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЁТОМ ЭТО НЕ СТРАШНО воздуха и влажности двигатели самолё ­ тов отказывались работать. — Влажность влияла на возможность компрессора сжимать воздух, чтобы про ­ толкнуть его через турбину и образовать топливно-воздушную смесь, — рассказы ­ вает Юрий Чурилов. — Подъёмные дви ­ гатели в условиях повышенной влажно ­ сти переставали запускаться. Их тяги не хватало для вертикального взлёта ма ­ шины с полным весом. Над самолётом колдовала целая ко ­ манда техников, конструкторов и лётчи ­ ков-испытателей. Юрий Чурилов одним из первых освоил полёты на самолёте Як-38, стал совершать их стабильно, без нештатных ситуаций. — Конечно, и у меня бывали сложно ­ сти, — признаётся Юрий Иванович. — Во время перехода авианосца «Минск» из Севастополя в залив Стрелок в Примор ­ ском крае при заходе на посадку у нас с лётчиком Валерой Перепечко выклю ­ чились подъёмные двигатели шлось катапультироваться. Однажды, совершая полёт, я попал в стаю птиц — не было возможности увернуться, а в другой раз техник болтик не за ­ шплинтовал — тяга двигателя рассоеди ­ нилась. В обоих случаях звучала команда Украина долго колебалась катапультироваться, но я сумел перейти из вертикального в обычный самолёт ­ ный режим и произвести посадку. Чурилов, рискуя жизнью, несколько раз спасал летательные аппараты. В об ­ щей сложности полёты на Як-38 он со ­ вершал в течение 14 лет: с 1977 по 1991 год. На его счету несколько сотен выле ­ тов. Теория мертва без практики Последним местом службы для Ге ­ роя СССР стал Липецкий авиацентр. » Как и любого русского человека, Юрия Чурилова сейчас очень волнует си ­ туация на Украине. Ему горько от того, что военную силу приходится приме ­ нять в отношении наших братьев. — Я сам служил на Западной Украи- замечает Юрий не с 1971 по 1976 год, Иванович. — Никогда не возникало у нас никаких национальных вопросов. Бу ­ дучи молодыми парнями, мы дрались с местными, но исключительно из-за девчонок. Национальный вопрос остро встал в 1990-е. Украина долгое время колеба ­ лась, с кем ей по пути. Это было заметно даже в быту, когда Чуриловы приезжали в город Чертков Тернопольской области, где жила мама его жены. — Мы ездили туда каждый год, — продолжает он. — И всякий раз местные жители разговаривали то на украин ­ ском, то на русском языке — в зависимо ­ сти от того, какого курса придержива ­ лись власти. То, что возврата к прежнему брата ­ нию не будет, Чурилов понял в 1994-м,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz