Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

21 ГАРМОНИЮ И ХАОС их Картина находка. ‘ Я_15 / — Ницше говорит, что это борьба двух начал. ПЕРВЫЙ НОМЕР 11 апреля 2022 года № 14 (388) — «Зубы». писать картины. Те, кто управляет государством, как бы они ни назывались: ве ­ ликий князь, царь, диктатор, генсек, президент, дело сохранять государство, добиваться его процвета ­ ния. Ну как можно взять и развалить страну? — негодует Александр Михайлович. — Никто из граждан не желал распада! У многих советских людей разрушились жиз ­ ни. Недавно встретил на отдыхе женщину. Когда-то она беби-ситтер Выставка «Красная звезда и чёрный квадрат» (0+) продлится в Липецке до 12 июня Больше фото на сайте openlipetsk.ru — Примерно в это время я прочитал трактат Фридри ­ ха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», — вспо ­ минает Александр Михайлович. любое произведение искусства — Аполлоническое начало — идеальное, чистое, но застыв ­ шее. Дионисийское — олицетворяет движение, страсть, разрушение. С тех пор, как я всё это усвоил, начал со ­ единять или даже сталкивать в своих работах два этих начала — гармонию и хаос. КУЛЬТУРНЫЙ КОД Несмотря на трудные времена, Юликов тоскует по былому. С грустью в голосе размышляет о распаде Со ­ ветского Союза. Не случайно одна из центральных кар ­ тин липецкой выставки — «Красная звезда и чёрный квадрат» — недвусмысленно намекает на крушение ве ­ ликой страны. — Я художник. Моё дело Нас разгоняли бульдозерами и водомётами В советское время было одно официальное направ ­ ление в искусстве — соцреализм. Все другие считались чуждыми, враждебными и всячески преследовались. работала учителем в Кишинёве. Сейчас Это породило уникальный феномен — неофициальное, в Италии. «подпольное искусство». — На Западе есть выражение «играть в андеграунд». Мир распадается, а образ остаётся Только там, за рубежом, они «играли», а у нас всё это было реальностью. В СССР с такими картинами, как у меня, официально нигде выставиться было нельзя. Мы проводили квартирные выставки у себя дома. А попытки выйти с таким искусством на улицу оканчивались разго ­ ном, уничтожением картин, задержанием художников. Александр Михайлович вспоминает знаменитую Буль ­ дозерную выставку 1974 года, когда на окраине Москвы на пустырь вышли художники-нонконформисты, чтобы под открытым небом выставить свои работы. В тот день ми ­ лиция разогнала их бульдозерами. Но после поднявшейся рейский музей Нью-Йорка. волны возмущения в западной прессе через две недели ор ­ ганизаторам разрешили провести аналогичную выставку в Измайловском парке столицы. В последней участвовал и Юликов. Представил, по мнению организатора выставки Оскара Рабина, одну из лучших в тот день картин Однако именно в сегодняшней России Юликов полу ­ чил признание. Его выставки проходят на лучших пло ­ щадках Москвы. Его работы приобрели Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. На Западе картины Юликова также находятся в музейных коллек ­ циях. В 2020 году Александр Михайлович получил пре ­ стижную американскую премию имени Барнетта Нью ­ мена в области абстрактного искусства. Её присудили за «индивидуализм и независимость» в творчестве. Фонд приобрёл «Чёрный квадрат» Юликова и передал в Ев- По словам художника, в его мастерской припасено эскизов и идей ещё на четыре жизни. Но ему уже скоро 80 — нужно скорее реализовывать их. изобретение европейской цивили ­ зации. Появилась примерно в конце XIII века. Тради ­ ционная картина представляет собой модель мира. Обычно она прямоугольная и плоская, — объясняет Александр Михайлович. — Я же меняю её форму, де ­ лаю фактурной, разрываю плоскость. Если у Пикассо в кубизме образ распадается, а мир остаётся, то у меня Красная звезда разорвана на части Всё же отъявленным бунтарём и провокатором Алек ­ сандр Юликов не был. В советское время нашёл свою нишу: окончив полиграфический институт, работал ху ­ дожником-оформителем. Иллюстрировал в том числе наоборот: распадается мир, а образ остаётся. Это моя и отечественных классиков: Гоголя, Лермонтова, Досто ­ евского. Ну а вечером возвращался в свою квартиру — открывал дверь в другой мир. Жилище было заставлено работами в духе абстрактного искусства. Текст: Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz