Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ код Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина о со о =1 О п п 7\ ZOV общества — С началом спецоперации на Украине распространение получили буквенные символы Z, V, O. Эти знаки используются для маркировки на боевой технике российских Вооружённых сил. На просторах интернета можно встретить многочисленные попытки объяснения их тактического значения, ни одно из которых не представляется достаточно достоверным. Однако использование на плакатах «Zа победу», «Zадача будет выполнена», «Сила V правде» позволяет говорить прежде всего об их символическом значении. Специфика любого символа определяется не столько тем, что хотел зафиксировать и передать тот, кто его изобразил, сколько тем, как поймёт его адресат. В этом смысле использование некоторых букв латинского алфавита — в том числе V и Z — является очень продуктивным. Латинский алфавит — основа письменности многих современных языков, влияние англо-американской массовой культуры бесспорно, поэтому зашифрованное в символах V и Z послание может быть понято без перевода во всём мире, тем более что за время своего существования у этих значков накопился достаточно обширный спектр значений. Так, V как начальная буква латинского слова victoria (сходно звучащее в английском, французском, испанском и других языках) — «победа» — распространена в качестве графического символа и жеста именно для демонстрации силы, воли, стремления к победе, для поддержки кого- либо, обозначения настроения уверенности в чём-либо и торжества. В Великобритании, например, жест получил распространение благодаря Уинстону Черчиллю в период Второй мировой войны как символ победы над фашизмом. В 1960-е символ V использовался хиппи как начальная буква слова Vietnam, как знак протеста против вторжения США во Вьетнам и призыва к миру. Так что обобщённое международное значение V — это «победа» или «мир». Z — как буквенный символ — имеет греческое происхождение и в латинском языке использовался только для слов, заимствованных из греческого языка. То есть вполне может быть трактован как явление, противопоставленное собственно римской имперской идеологии. Из греческого алфавита попала буквица Z, но уже в значении «земля», и в древнерусскую письменность. В системе географичеких обозначений значок Z используется для указания западного направления. Но вот аналогичная трактовка V как «восток» совершенно необоснованна, так как в картографии используется W (west). Не стоит сбрасывать с идеологических счетов и тот факт, что культмассовая индустрия сделала абсолютно узнаваемыми символы Z: «Зорро» — вымышленный персонаж, борец за справедливость, защитник слабых и обездоленных во многих фильмах, и V — «вендетта, месть» (боевик 2005 года «V — значит вендетта»). Таким образом, граждане разных стран, сторонники разных политических убеждений, представители субкультур, лица разного возраста могут по-разному «расшифровывать» V и Z, но принципиально то, что фактически у всех есть некая их ассоциативная бытийность в сознании. Поэтому оказалось достаточно появления этих символов в соотношении с актуальной темой, чтобы пользователь включился в систему массовой языковой игры. И сегодня фактически невозможно установить авторство многочисленных слоганов: «Zа детей Донбасса», «Zакат нацизма», «Когда Россия поZвала», «Zа правду», «ОтVага»^ Вписанной в эту патриотическую кампанию оказалась и «О» — в основном в варианте ZOV, который также «раскодируется» пользователями интернета по-разному — в зависимости от исторических и политических приоритетов. А с точки зрения правил формирования и функционирования аббревиатур это вполне объективный подход. Оценивая культурно-коммуникативный формат данного явления, можно утверждать, что широкое распространение Z, O, V, активное «обыгрывание» их в надписях, заглавиях, граффити — это свидетельство определённого умонастроения общества и характеристика принципов общественной реакции на социально значимые факторы. ПЕРВЫЙ НОМЕР № 14 (388) 11 апреля 2022 года СТОЛКНУТЬ В музейно-выставочном центре открылась ВЫСТАВКА «К расная звезда и чёрный квадрат » (0+) В Липецк приехал Александр Юликов — легенда отечествен ­ ного абстрактного искусства. Он не считает себя последовате ­ лем Малевича, но у него есть свой «Чёрный квадрат». Только в отли ­ чие от всемирно известной карти ­ ны квадрат Александра Юликова распадается на части. Точно так же расколоты жёлтый круг и красный треугольник. А на иных полотнах фигуры словно бы стекают с холста, оставляя белые пустоты. И вот — ещё один квадрат. На сей раз непо ­ нятного цвета. Если присмотреть ­ ся, замечаешь: он в крапинку. Так Здесь нет как такового предмета изо- Юликов пытается «скрестить» ма ­ неру француза Жоржа Сёра, стиль пуантилизма (от французского «пу- формами, пропорциями, ритмами, ант» — точка), с геометрической аб ­ стракцией Каземира Малевича. ДОСЬЕ Александр Михайлович Юликов. Русский художник. Живёт и работает в Москве. Родился 12 февраля 1943 года в Вятских Полянах Кировской области во время эвакуации. Окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском), Московском полиграфическом институте. Работал художником книги в отечественных издательствах. С 1968 года — участник выставок современного искусства в России, Финляндии, Израиле, США. Работы хранятся в ведущих музеях России, Германии, Франции, США и частных коллекциях. ярко выражены чувства. Точно так же и в абстрактной живописи. Это не пейзаж, не натюрморт, не портрет. Александр Бубнов бражения. Но чувства — есть. Оказы ­ вается, их можно выражать цветом, фактурами. Этим я, собственно, и за ­ нимаюсь. цев, таких как Фёдор Решетников — автор картины «Опять двойка», обладатель Сталинской премии за эпичную картину «Утро на Куликовом поле», надолго вошедшую в качестве ил ­ люстрации в советские учебники по родной речи. Оттуда вышли круп ­ нейшие отечественные мастера ис ­ кусств. Я изображаю страсть Одна из лучших Квадраты, точки, пересекающие- школ страны В 13 лет плоскости, фактуры, рельефы, Свою судьбу Юликов выбрал, прочитал Ницше Подростка, оставшегося в боль ­ шом городе, определили жить в ин ­ тернат при «художке». За ним при ­ глядывали, но по большому счёту он был предоставлен сам себе. В 13 лет отправился в Псков и Новгород смотреть фрески древних храмов. Попасть в Московскую сред- Подружился с сотрудницей Третья ­ ковки, и та пускала его в закрытый запасник музея. Там Юликов впер ­ вые увидел работы Василия Кандин- Александр Михайлович. — Это была ского, Наталии Гончаровой, Марка Шагала, Казимира Малевича и дру ­ гих мастеров русского авангарда, за ­ прещённых тогда в СССР. ся которые порой заходят за границы ещё будучи подростком. Даже когда картинной плоскости, в каждой работе Юликова поставлен некий художественный опыт. Хотя сам Александр Михайлович понятие эксперимента не очень жалует. «Ис ­ кания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки», — цитирует он Пабло Пикассо. — Я изображаю гармонию, изо ­ бражаю страсть, — говорит художник. настоящей удачей, — Если мы начнём слушать классиче ­ скую музыку, симфонии Чайковского одна из лучших художественных или Шостаковича, трудно ответить на вопрос: что там изображено? Там буквально отца-инженера направили на рабо ­ ту в Китай и вместе с ним должна была ехать вся семья — жена и двое мальчишек, Саша Юликов отказал ­ ся ехать: не хотел прощаться с меч ­ той стать художником. нюю художественную школу при Академии художеств СССР было вспоминает школ страны. Я учился с детьми всесоюзно признанных живопис-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz