Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 4 апреля 2022 года № 13 (387) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 В Липецком театре кукол замахнулись на Рэя нашего Брэдбери. Фантастика на липецких подмостках — вещь не частая. Режиссёр-постановщик Иван Кар пов называет эту работу экспериментом. Всем: актёрам, декораторам, осветителям и музыкальному оформителю — брошен вызов. Ведь на сцене нужно воплотить не что-нибудь, а атмосферу ветреной песчаной планеты — Марса, где речь пойдёт о том, что же такое родина. Утрата родины Рассказ «Были они смуглые и золо тоглазые» Рэя Брэдбери — произведение глубоко философское. Американская се мья Битерингов — Гарри, Кора и трое де тей — решает временно переселиться на Красную планету, чтобы переждать вой ну, которая вот-вот разразится на Земле. И отец семейства стал замечать транс формацию, которая происходит с ними на Марсе: видоизменяются растения и животные, вскоре и люди перестают похо дить на землян — становятся смуглокожи ми, с глазами золотистого цвета. — Это спектакль-исследование, — ком ментирует режиссёр Иван Карпов. — Один из его ключевых вопросов: может ли че ловек жить без родины, без тех «символов и ярлычков», по выражению Брэдбери, ко торые связывают нас с нашим прошлым? МАРСИАНСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ Иван Карпов поставил спектакль по рассказу Рэя Брэдбери «Были они смуглые и золотоглазые» (12+) Подмена корней I Когда мы говорим о родине, то назы- I ваем определённых людей, места, пред- I меты — дом, в котором вырос, берёзку за I окном, Красную площадь или Кремль. I У жителей Нью-Йорка — это знаменитые I Бруклинский мост и статуя Свободы. Сна- I чала главным героям эти места снятся, но I затем они просто про них забывают. I — Я задумался: сейчас, когда интернет I расширил географические и ментальн^те I границы, объединил в единую Сеть миро- I вое пространство, по-прежнему ли акту- I ально для нас понятие «родина»? — раз- I мышляет Иван Карпов. — Для рождённых I в 1970-е, 1980-е да и в 1990-е, наверное, I да — мы в значительной степени привя- I заны к местам, где родились и выросли. I А вот для современных детей это понятие, I как мне кажется, отходит на второй план. Г У Брэдбери есть персонажи — дети. Именно они первыми начинают разговаривать на марсианском языке, первыми видоизме- Создать Марс няются, придумывают себе новые имена. Брэдбери не говорит, хорошо это или пло хо, — подытоживает Иван Карпов. — Он не морализирует. Просто предлагает читате лю порассуждать на тему: «Правильно ли пространство другой планеты! Для правдо- то, что у Битерингов произошла подмена подобности пришлось даже использовать одной родины другой?» То же самое и мы предлагаем зрителю. — Мне тема родины тоже близка, — признаётся артист Владимир Нику- стал стол-трансформер, на котором и про лин, играющий отца семейства Гарри. — С моим героем я не во всём совпадаю. Но в главном вопросе солидарен. Родина для меня — особое место. Как раньше говори ли: «Там, где пупок зарыт». Проезжая мимо местности, где я родился (бывшего кор пуса больницы в селе Добром, сейчас там церковь), всегда провожаю взглядом. Даже вытачивая самих кукол. сердце замирает на мгновение. «Где родил ся, там и пригодился» — так я считаю. О 1 Vi А teK р : 31 1, Воссоздать атмосферу Марса — трудная задача. Для правдоподобности использовали настоящий речной песок из чулана. Они несколько состаренные. Это сделано специально, чтобы отразить эпоху уходящей Америки, периода 1960-х. Большую роль, по словам режиссёра, настоящий песок. Художники-конструк торы «изобретали» космический корабль и выстраивали поверхность Марса. Ею исходит основное действие. Швейная мастерская в недрах театра в это время шила костюмы для артистов, работала над декорациями, среди которых Разъяснят взрослые три большие фигуры в длинных белых ба лахонах, изображающие марсиан. А в со седнем цехе трудились резчики по дереву, — И куклы у нас необычные, — гово рит Иван Карпов, — их словно вытащили I Декорации и куклы в спектакле : стилизованы под Америку 1960-х годов душек. Дети получат яркие впечатления, а моменты, которые остались непонят ными, им разъяснят взрослые. — В последние годы у нас довольно ча сты стали спектакли для взрослой ауди- дитории: «Поминальная молитва» (16+) Подготовка спектакля к показу заняла примерно полгода. Пока артисты погружа лись в материал, художникам пришлось поломать голову. Шутка ли: изобразить играет музыкальное сопровождение. У Брэдбери повествование многоэпи зодное. Одну сцену от другой отделяет Григория Горина, «Женитьба Бальза- время. Чтобы показать, какие изменения минова» (12+) Островского, «Каменный произошли, меняется и музыка. Однако гость» (12+) Пушкина, «Нос» (12+) Го- её общий ритм выдерживается на протя жении всего действия, так что музыкаль ная тема Марса является объединяющим началом для всего повествования. На спектакль ждут взрослых и де тей-подростков. Возрастной ценз — 12+. Ребята помладше, возможно, не до конца смогут понять происходящее. Школьни ки 8-11 лет могут прийти в театр в со провождении родителей, бабушек и де- голя, — говорит артист Владимир Ни кулин. — И знаете, всякий раз какое-то мистическое попадание. На первых чит ках произведения не так чувствовалась его актуальность. У Брэдбери земляне, спасаясь от угрозы войны, летят на Марс. После определённых событий в стране и мире пробрало аж до мурашек. На столько оказалось всё это злободневно. Текст: Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz