Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 4 апреля 2022 года № 13 (387) ОБРАЗ БУДУЩЕГО 19 П ПОСТГЛОБАЛЬНЫЙ МИР Эксперт «Первого номера» об изменении привычного миропорядка и образовании новых центров политической силы экономики за счёт других государств. Порядок, построенный на правилах, очень удобен для тех, кто эти правила дик тует. Ведь их можно менять по своему же- вероятно формирование нескольких меж- Историческая развилка дународных центров силы, объединяемых прежде всего близостью культуры. о легенде, царь Соломон носил на норируются. Не говоря уже о том, насколько пальце кольцо с надписью «Всё удобно оказалось решать проблемы своей пройдёт», что вселяло в него уверен ность в будущее. Однажды дела оказались настолько плохи, что привычное средство не сработало, и он решил его выбросить. Но в этот момент заметил с внутренней ланию. И, что даже ещё эффективнее, их стороны другую надпись: «И это пройдёт». можно применять избирательно. «Частная Эта легенда как нельзя лучше подходит для собственность священна» — но у россий- наших дней. О том, что в скором времени в мире будут происходить кардинальные перемены, говорится уже не первый год. Эта тема поднималась и до пандемии. А на фоне бесконечных локдаунов и ограниче ний она становилась только более острой. ских предпринимателей её можно изъять. «Государства равны» — но политика ряда государств вполне официально строится на идее, что нужно сдерживать развитие дру гих государств. Сближение без единства США могут бесконечно говорить о сохра нении своего мирового лидерства в тех или иных сферах, однако мир растёт и развива ется гораздо быстрее, чем сами Соединён ные Штаты. Уже понятно, что идея однопо лярного мира или мирового правительства Ч то касается США, то они остаются крупнейшей экономикой мира. Однако сами американцы признают, что в стране глубокий кризис. Не зря Трамп победил с лозунгом «Вернём Америке былое ве личие». При этом попытка решить вну тренние проблемы за счёт внешней по литики — довольно-таки традиционный для США приём. Однако увлечённость им может привести к печальным послед ствиям. В лучшем случае США постигнет судьба Византии, которая смогла столе тиями сохранять величие наследницы Римской империи, но влияния послед ней, конечно, не имела. В таком случае верными союзниками США, скорее всего, останутся Австралия, Великобритания и Канада. В худшем случае США последу ют за Советским Союзом — неожиданно для всех просто исчезнут с политической карты мира. Мир панрегионов Сейчас очень многие видят в Китае бу дущего мирового лидера. Но не стоит забы вать про Индию. Обе эти страны ещё недав но (по меркам истории) считались едва ли не отсталыми, однако сейчас они уверенно осваивают космическое пространство, одно временно соперничая по численности насе ления. Если они не столкнутся в каком-то остром конфликте (а предпосылки для это го есть), то могут стать лидерами Юго-Вос точной Азии. Страны Востока и Северной Африки так же могут найти общий язык. Соперничаю щие в наши дни Иран, Саудовская Аравия и Турция вполне способны стать лидерами такого союза. Африка с её пока ещё даже не полностью разведанными полезными ископаемыми и взрывообразно растущим населением Запад без России явно не будет бесконечно оставаться только источником ресурсов и потребителем това ров. Некоторые государства этого региона, в частности ЮАР, и сейчас играют существен ную роль в мировой экономике и политике, а в дальнейшем эта роль будет только расти. Южная Америка, и прежде всего Арген тина и Бразилия, также всё активнее заяв ляет о своей самостоятельности. Мир после мировой войны Современный миропорядок был уста новлен по итогам Второй мировой вой ны. Он был и остаётся несовершенным, но долгое время обеспечивал относительно мирное сосуществование самых разных го сударств, поскольку не позволял ни одному перестала быть актуальной. Глобализация из центров силы стать абсолютным. После военное международное право строилось на пусть и тяжёлых, но компромиссах. Однако в международном праве суще ствует проблема обязательности его норм. В конкретном государстве нарушение пра вил вызывает реакцию самого государ ства, включая меры принуждения и ответ ственности. Правоохранительные органы могут «нейтрализовать» самого сильного и жестокого преступника. Даже самую вли ятельную корпорацию можно призвать к ответу и даже ликвидировать решением органов государства, в юрисдикции которо го она находится. А вот на межгосударствен ном уровне таких универсальных механиз мов до настоящего времени не существует. США в роли надгосударства После распада Советского Союза вме сто порядка, основанного на международ ном праве, всё активнее стал продвигать ся «порядок, построенный на правилах». Суть данного подхода в том, что существу ют некие универсальные правила, кото рым должны следовать все. Однако в от личие от международного права, каждая буква которого согласовывалась, «прави ла» имеют единый центр происхождения и контроля. Например, санкции вводят США, а исполнять их должны все. Такое «надгосударство», которым себя назначил коллективный Запад. Ведь он якобы побе дил в «холодной войне», следовательно, знает, как жить, и может научить этому всех. А дальше по принципу: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». На первый взгляд, это казалось не такой уж плохой идеей. Демократизация. Либера лизация. Права человека. Однако довольно быстро стало понятно, что в таком мире всё чаще даже общепризнанные принципы и нормы иг- Г"^., сблизила страны, культуру, экономики, людей, но так и не объединила их. Даже в Европейском союзе единство наблюдает ся только по принципиальным вопросам. Стоит копнуть чуть глубже, и начинаются конфликты. Выход из союза Великобрита нии самое яркое тому доказательство. А то, что чиновники Евро- пейского союза и чиновники ПП1 стран Европы как будто живут на разных планетах, стано- / вится очевид- Я нее с каждым Ilk днём. Современ - ный мир вполне созрел для того, чтобы отстаивать своё разнообразие и реальную незави симость. В одиночку это делать сложно, поэтому в ближай шем будущем TO s. I Что касается России, то очевидно, что на ближайшие годы решение классиче ской дилеммы «Запад или Восток» сме стится в сторону Востока. Наша страна, конечно, не может стать чисто восточ ным государством. Да в этом и нет смыс ла. Однако сам Запад в последние годы слишком активно отталкивает Россию. Если в прошлом веке именно страны социалистического лагеря предпринима- Гибель Европы ли основные шаги к самоизоляции: огра- Современная Европа ничивали выезд граждан, контролиро- - находится под чрезвы чайно сильным вли янием США. Если это ' влияние сохранится, то Европу ждёт постепенное (а может быть, и скорое) уга сание. Дело в том, что США не сдерживают себя таким ко личеством ограничений и обязательств, как вали культурный обмен, не очень охотно допускали к продаже иностранные това ры, то в нынешнем положении ситуация практически зеркальная. Это западные страны обсуждают вопрос об ограниче нии выдачи виз россиянам. Это россий ских деятелей культуры «отменяют». Это иностранные компании заявляют об ухо де с российского рынка. Старый Свет. Если смотреть на по следние события, то санкции наносят вред именно Европе иероглифа: «опасность»и«возможность». (Россию здесь м^1 выносим за скобки). США, или испытывают не столь значительные неудобства, или вооб ще получают допол нительные выгода! и преимущества. Опасность или возможность В этом есть и свои плюсы. Может быть, это уже и избитая фраза, но китай цы слово «кризис» пишут, объединяя два напротив, закры %a ■L С опасностью всё понятно. А вот возмож ности нужно искать и использовать. Возможно, кризис на Украине явля ется своеобразным пластырем. Отдирать его одним рывком страшно и больно. Но альтернативу представить несложно. Все санкции, ограничения и другие «меры сдерживания», которые сейчас обруши лись разом, могли растянуться на годы. Повод всегда нашёлся бы. Текст: к.ю.н., доцент Липецкого филиала РАНХиГС, член ОП Липецкой области Андрей Забайкалов S"-- I® - -*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz