Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 28 марта 2022 года № 12 (386) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 В « Анатольевны: «Не хочешь поработать в музее?» Конечно, я согласилась. На тот момент она уже стала директором музея народного и декоративно-при ­ кладного искусства. Мы не теряли связь. Работая на новостном портале, я продолжала со ­ трудничать с музеем, писала статьи. Однажды в качестве журналиста попа ­ ла в Москву на ежегодный фестиваль «Интермузей». Именно тогда я посмо ­ трела на музейщиков другими глаза ­ ми. Я поняла, что наше представление о музее — что «экспонаты нельзя тро ­ гать руками» — явно устарело. Тогда трина напрокат». Человек приносит я впервые подумала: «Как было бы кру ­ то работать в этой отрасли!» в коммунальной квартире, в комнате советского школьника, фотолаборато ­ рии и даже «прокатиться» в первом липецком трамвае «Лип Липыч». — То есть музей сейчас — это не только костюмы и поделки нашего края, но и история города вообще? — Именно. Мы начали записывать истории самих липчан. Формируем свой аудио- и видеоархив, оцифровы ­ ваем личные документы. Предлагаем горожанам стать соорганизаторами выставки. У нас заработал проект «Ви- свои личные вещи — они становятся экспонатами. Он может провести экс ­ курсию, рассказать, как они связаны с историей города. — Какие новшества в жизнь музея вы хотели бы внести? — А что, разве теперь в музее мож ­ но прикасаться к предметам? — Музей стал более интерактивным. Сегодня он рассматривается не как не ­ кое хранилище вещей. Он работает для — Музей, естественно, продол- человека. Это новый тренд. Если музей жит позиционировать себя как некое изобразить в виде треугольника, то на его вершинах окажутся: предмет (экс ­ понат) — музейный работник — посети ­ тель. И если раньше центральное вни ­ мание уделялось самому экспонату, то сегодня всё кардинально поменялось — во главе угла стоит посетитель. Мы стараемся задействовать все органы чувств, чтобы максимально донести информацию о предмете до человека. любое время года Елену Колес ­ никову можно увидеть в парках нашего города. Вместе с детво ­ рой она провожает зиму возле филиа ­ ла музея «Городская управа» на улице Октябрьской. В середине лета прогули ­ вается по аллеям Верхнего парка — изо ­ бражает светскую даму, приехавшую отдохнуть на Липецкие воды. А осенью в Нижнем парке возле Путевого дворца Петра I играет в крокет. В глазах Елены всегда огонь. Такое чувство: она созда ­ на для массово-культурной работы. Но, оказывается, ещё пять лет назад она и подумать не могла, что будет тру ­ диться в музее, а уж то, что его возгла ­ вит, не воображала даже в самых сме ­ лых мечтах. « МУЗЕЙ РАБОТАЕТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. НАМ НУЖНО МАКСИМАЛЬНО ДОНЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ О ПРЕДМЕТЕ, ЗАДЕЙСТВОВАТЬ ВСЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ арт-пространство. По-прежнему бу ­ дут проводиться праздники, выстав ­ ки, презентации, продолжим вести страницы в соцсетях, вовлекать лип ­ чан в работу музея, формируя куль ­ туру соучастия. Но вместе с тем мне хотелось бы уделить внимание ещё и изучению наших фондов. Взять, к примеру, народный костюм. Жи ­ телям разных уголков Липецкой об ­ ласти свойственны разные традиции в одежде, иногда присутствует сме ­ шение стилей. В этом году у нас в планах отправиться в этнографиче ­ скую экспедицию на юг области. Юж ­ норусские обряды, костюмы, обычаи оказались малоизучены, хотим вос ­ полнить этот пробел. » — Прошлый год, год 25-летия му ­ зея, был насыщенным. Каким бу ­ дет этот? — Во-первых, президентом России этот год объявлен Годом народной культуры. Мы запускаем цикл образователь ­ ных мероприятий «Культурные встре ­ чи», посвящённых Году народного искусства и нематериального куль ­ турного наследия. Будем знакомить — Елена Александровна, ваше на- Анатольевной. Она работала специали- сказываю про современное искусство, с культурой и бытом населения Ли- значение на должность директора стом в управлении по охране объектов молодых художников. Меня назначили пецкого края на рубеже 19-20 веков в Липецкого историко-культурного культурного наследия. Когда бы я ни заведующей отделом коммуникаций. формате публичных лекций историков, музея было неожиданным? обратилась за комментарием, она всег- Я вела сайт музея, соцсети, организо- искусствоведов и встреч с мастерами. да шла мне навстречу. Помню, как на вывала мероприятия, была ведущей. Во-вторых, в 2022 году отмечает- 8 Марта на премию в 300 рублей купи- Кроме того, мне нравилось ходить ся 350 лет со дня рождения Петра I. ла розы и подарила трём женщинам, и на телеэфиры, на радио. Для меня это Мы обновим экспозицию в Путевом особенно много сделавшим для меня: уже был праздник, а не каждодневная дворце Петра в Нижнем парке. Она маме, будущей свекрови и ей. рутина. В должности пресс-секретаря станет более тактильной, интерак- Потом я работала на портале я проработала четыре года. тивной, рассчитанной преимуще- GorodLip.ru». По сути, я уже была не ственно на детскую аудиторию. Про- просто журналистом, но и пиарщиком. — Теперь, в кресле руководителя, должим играть в крокет. Липчане с удивлением узнают, что эту игру в нашу страну также завёз царь-ре ­ форматор. Только именовалась она иначе — малибан. И в завершение мне хотелось до ­ бавить, что теперь в Липецке сфор ­ мируется единое музейно-культур- — Кем вы были до работы в музее? — Я окончила филологический фа ­ культет ЛГПУ. После учёбы пример ­ но год проработала на телевидении. Для программы «С новым утром!» телекомпании «ТВК» готовила сюже ­ ты в рубрику «Старый Липецк». Там я впервые и познакомилась с Ириной ­ — Попав в музей, вы не поменяли о нём своё мнение? — Вы знаете, музей кажется мне идеальным местом работы. Представь ­ те себе: в год у нас проходит 18 выста ­ вок. 18 раз в год я получаю совершенно новую информацию: художественного, декоративно-прикладного плана, рас ­ ­ — До сих пор не могу поверить, что это случилось. Музей подарил множе ­ ство жизненных поворотов. Первым было то, что меня, журналиста, позва ­ ли работать в информационный отдел музея. Ну а теперь — новый сюрприз: должность директора. Скажу начи ­ стоту: мою кандидатуру рекомендо ­ вала прежний руководитель музея Ирина Анатольевна Сулина. Она — И как после всей этой информа- стояла у его истоков, на протяжении 15 лет занималась развитием: откры ­ вала новые музейные площадки, экс ­ позиции, выигрывала гранты. Я чело ­ век, увлечённый процессом, живу на интересе. Если что-то делаю, значит, мне это действительно нравится. Ви ­ димо, Ирина Анатольевна заметила это, оценила. Перенять бразды прав ­ ления у неё — большая ответствен ­ ность. В январе этого года её назначи ­ ли директором Липецкого областного краеведческого музея. надо полагать, у вас другие забо ­ ты? ционной активности вы оказались в музее — месте, где нельзя шуметь и трогать руками экспонаты? — Я фактически семь лет провела в декретном отпуске — у меня дочка и сын. Перед выходом на работу по ­ чувствовала, что технологии далеко историко-культурный музей. шагнули вперёд. Весь мир с головой ушёл в интернет. Социальные сети стали основным источником инфор ­ мации. «Кому я нужна с двумя-то деть ­ ми?» — такие вопросы задавала сама себе. И тут как чудо — Теперь у меня сложная и ответ ­ ственная должность. Сижу размыш ­ ляю, как поменять вывеску на здании, как расходовать выделенные средства. С января 2022 года наше учреждение именуется по-другому — Липецкий ное пространство. Будем дружить музеями, приглашать гостей на но ­ вые интерактивные выставки, шоу, чтобы разнообразить жизнь липчан, сделать её интереснее. Мы выросли за рамки музея народного и декоративно-прикладного искус ­ ства. У нас появился новый филиал — «Городская управа», открылись новые экспозиции, например «Привет из звонок от Ирины Липецка ХХ века». Можно побывать Беседовала Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz